Урок русского языка по теме Синонимы.антонимы.Многозначные слова.


Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы.»Цели урока: 1) Закреплять знания по теме имя существительное.
2) Продолжать работу со словами синонимами, антонимами, многозначными словами.
3) Воспитывать любовь к матери, Родине.
Ход урока.
Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня нам на уроке надо показать, как мы умеем работать, чему мы научились.
-Откроем тетради, запишите число, классная работа.
Чистописание.
-Посмотрите на доске записаны слова, найдите среди них лишнее слово: добрая, ласковая, мама, нежная.
-Почему вы выбрали это слово? Давайте вспомним, что такое имя существительное? Расскажите всё, что знаете о нём.
-Правильно, ребята, сейчас мы пропишем элементы этого слова, обратите внимание на нижнее соединение.
ма ма ма (ИТОГ)-Хорошо, ребята. Мы вспомнили что такое имя существительное. Давайте попробуем догадаться о чём мы будем говорить на уроке? (об имени сущ.)
- Узнаем для чего нужны имена существительные. А ещё мы не случайно стали говорить о маме. Что за праздник отмечать будем мы в конце ноября? В конце ноября есть праздник, посвященный всем мамам, материнству, семье.
-Итак, продолжаем работать над именами сущ.
-Возьмите карточку №1 (слайд1)
-Перед вами текст. В нём пропущены буквы, нужно списать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и подчеркните все орфограммы.
А Линар (сидит один) получит карточку, в которой буквы уже вставлены, тебе нужно списать текст и самому подчеркнуть опасные места.
Я ч_сто думаю (о) маме. Всп_минаю её в_сёлый гол_с, уд_вительную улы_ку. (детям раздаются карточки, работают в парах).
-Теперь давайте проверим, а потом вы спишите текст в тетрадь. Поднимите руки у кого есть, нет ошибок.
-Что мы сейчас делали? (повторили орфограммы)
-Ещё раз посмотрите на этот текст, давайте найдём в них все существительные.
-задание по рядам, морфологический разбор существительных.
1 ряд. (о) маме
2 ряд. голос
3 ряд. улыбку
(Дети работают с данными словами у доски).
-Хорошо. Что мы сейчас с вами делали? Мы с вами повторили орфограммы, вспомнили признаки имени сущ.
-А сейчас попробуем убрать из этого текста имена сущ. (прикрыть магнитом).
Прочитайте, что получилось? ( без сущ. текст очень тяжело понять, они выполняют важную роль, каждое второе слово в нашей речи-имя сущ., именами существительными можно нарисовать картины природы, окр.мира)
ФК минутка.
- Вернёмся к тексту, ещё раз прочитайте о маме, обратите внимание на то, какой голос у мамы, когда у неё хорошее настроение? (весёлый голос) А как мы ещё можем сказать про такой голос? (радостный).
Весёлый-радостный- Скажите, что мы можем сказать про слова весёлый-радостный? (слова-синонимы).
- Да, ребята, сегодня мы поговорим о синонимах и антонимах? Давайте вспомним, что такое слова-синонимы, антонимы и где живут такие слова? (мнения детей они живут в словарях)
( слайд 2) показать словари
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери Слово».
У вас на партах лежат карточки, возьмите карточку 2. Задание по вариантам. Придумать по два синонима и антонима. А Линару нужно придумать по одному слову.
Доброта-зло, ненависть
Смелость-страх, трусость
Любовь-внимание, забота
Дом-квартира, жилище
Поиграем в игру « Узнай словарь»
-Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами (словарь синонимов)
-Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (словарь антонимов).
-А умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?
-В каком словаре можно узнать о многозначности слова?
-Назовите многозначные существительные.
- А с многозначными словами мы поработаем в учебнике(устно)
Упражнение 110.
Гроза-природное явление
Гроза-человек, которого нужно опасаться.
5.Итог.
-А сейчас подведём итог урока. Я хочу вас еще раз спросить, какие слова называются синонимами, антонимами, что такое имя существительное, , многозначные слова? Давайте скажем какова роль имён существительных в речи? В предложении?
-Возьмите карточку №3, она пустая. Попробуйте составить текст из одних только имен сущ. И это будет вашим дом заданием. Послушайте какой текст я составляла, когда училась в 4 классе:
Мама. Руки. Глаза. Тепло. Улыбка. Дом. Забота. Ладони.
-На этом я остановлюсь.
-Урок закончен. Спасибо за урок!