Разработка городского конкурса по занимательному черчению Надо, трудно и прекрасно
Министерство образования Республики Башкортостан
отдел образования администрации городского округа город Сибай
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
Олимпиада по занимательному техническому черчению
«Загадочные проекции»
Разработал:
педагог дополнительного образования, руководитель объединения
«Юный чертежник»
Кумушкулова Ляля Абделхаевна
2014
Содержание
1. Пояснительная записка.3
2. Цель и задачи.4
3. План, ход занятия..5
4. Олимпиадные задания.7
5. Используемая литература.12
Пояснительная записка
Данная разработка рекомендована для использования на занятиях учреждений дополнительного образования по техническому направлению. А также на уроках, спецкурсах по черчению.
Для заинтересованных учащихся у нас работает объединение «Юный чертежник».
Цель объединения:
- развитие способностей школьников к техническому, художественному творчеству;
- ознакомить с рядом методов эвристических приемов технического и художественного конструирования;
- развитие к учащихся творческое пространственное мышление, воображение, статическое и динамическое пространственные представления;
- конструирование пробок;
- моделирование из проволоки;
- деталирование сборочных чертежей узлов деревянных конструкций.
В объединении идет работа по подготовке учащихся для поступления в ВУЗ-ы, ССУЗ-ы. В течении десяти лет выпускники объединения поступили в высшие учебные заведения, колледжи по техническому направлению.
Каждый учебный год я провожу городскую олимпиаду по занимательному черчению. Предлагаю свою методическую разработку городской олимпиады «Надо, трудно и прекрасно».
Олимпиадные задания рассчитаны для учащихся 9 –11 классов; задания, которые по своей сложности или трудоемкости выполнения выходят за рамки требований современной школьной программы. Они рассчитаны на тех учащихся, которые изучают факультативный курс, занимаются в объединениях или школьных научных обществах. Известно, что в олимпиадах участвуют те из учащихся, которые имеют наиболее развитые пространственные представления и лучше знают учебный материал. Поэтому слишком простые задания для них будут не интересны.
Цель и задачи.
Цель – закрепить знания учащихся по нахождению формы предмета по заданным силуэтам трех его видов; по нахождению формы предмета по двум заданным проекциям; моделирование из проволоки; деталирование сборочных чертежей узлов деревянных конструкций.
Задачи –
обучающие – обучить учащихся решать занимательные задачи по техническому черчению;
- углубить и расширить знания, полученные на уроках черчения в школе;
- обучить решению логических задач.
развивающие – развивать познавательную активность к самообразованию;
- развивать технологическое мышление, кругозор и соответствующие способности.
воспитывающие – содействовать формированию трудолюбия, аккуратности, точности выполнения чертежей;
- содействовать в воспитании интереса к профессии технического профиля.
Тема: Городская олимпиада по занимательному черчению «Загадочные проекции».
Цель: закрепить знания учащихся по нахождению формы предмета по двум заданным проекциям;
моделирование из проволоки;
деталирование сборочных чертежей узлов деревянных конструкций;
изменение формы предмета так, чтобы у него были две плоскости симметрии.
Оборудование: задачи по олимпиаде, чертежные инструменты, форматы.
План
1 Организационная часть.
2 Выполнение олимпиадных задач.
3 Подведение итогов.
Содержание олимпиады.
Организационная часть.
а) Приветствие участников олимпиады.
Цель олимпиады: закрепить знания по нахождению формы предмета по двум заданным проекциям;
моделирование из проволоки;
деталирование сборочных чертежей узлов деревянных конструкций;
изменение формы предмета так, чтобы у него были две плоскости симметрии, т.е. эвристические задачи.
б) Представление жюри.
2. Выполнение олимпиадных задач.
Задания:
Деталирование сборочных чертежей узлов деревянных конструкций.
Процесс вычерчивания рабочих чертежей деталей по сборочному чертежу называется деталированием сборочного чертежа.
Деталирование сборочного чертежа может показать:
Насколько правильно и полно представляет учащийся форму отдельных деталей;
Насколько знаком он с условными обозначениями и изображениями, установленными стандартами, с правилами выполнения рабочих чертежей деталей. Выполняя деталирование, учащийся попутно развивает навыки в чтении чертежей и закрепляет свои знания по курсу черчения.
Рекомендуется следующий порядок выполнения работы по деталированию:
а) прочитать сборочный чертеж, то есть отчетливо представить себе форму и размеры данного узла;
б) мысленно расчленить данный узел на отдельные детали и отчетливо представить себе форму и размеры каждой детали;
в) определить минимальное количество изображений (видов, разрезов и сечений), необходимое для передачи формы и размеров каждой детали;
г) желательно изготовить отдельные детали и собрать в узел.
При чтении сборочного чертежа необходимо выяснить способы соединения деталей между собой, а также все возможные перемещения подвижных частей. Только после подробного чтения сборочного чертежа можно приступать к решению предложенной задачи по деталированию. Там, где это необходимо, даны дополнительные указания в тексте или около чертежа узла.
2 - 3. Условия задач – головоломок.
Задачи – головоломки (или задачи – загадки) представляют собой упражнения на построение недостающих проекций по одной или двум данным с последующим наглядным изображением предмета.
Условия задач составлены с некоторым умыслом: выбрано такое расположение геометрического образа относительно плоскостей проекций, при котором виды предмета получаются хотя и простыми, но недостаточно наглядными, то есть умышленно выбраны нехарактерные виды предмета. Задаются одинаковые по форме
·различные виды, что требует от учащихся сообразительности, развитого пространственного воображения, некоторого запаса графических знаний и опыта. На заданных видах даны все линии видимых и невидимых контуров предмета, но линии осевые и центровые умышленно не проведены, так как их наличие может быстрее подсказать форму предмета, что значительно уменьшит трудность решения задач. Подобраны предметы, имеющие наклонные грани или криволинейные поверхности.
По одним и тем же изображениям на двух плоскостях проекций может быть построено несколько различных третьих видов, то есть задачи имеют несколько вариантов решений.
4. Эвристическая задача.
Учащиеся должны изменить (преобразовать) форму предмета так, чтобы он имел одну или две плоскости симметрии. У этой задачи много решений, поэтому она входит в класс творческих задач. Способ решения определяется учащимися самостоятельно. Единственное условие, которое должно быть выполнено, - после преобразования предмет должен иметь одну или две плоскости симметрии. При решении этой задачи учащиеся не только находят ответ, а и открывают способ его определения. В условии задачи нет и намека на этот способ. Имеется только требование, которому должна соответствовать форма предмета после преобразования заданного объекта. Для решения предложенной задачи могут быть введены дополнительные конструктивные элементы или удалена часть материала.
5. Конструирование пробок.
Пробка должна не только перекрывать без зазоров любое из трех отверстий в планке, но и проходить сквозь них. Отверстия в планке представляют собой три силуэта одного предмета, расположенные не в проекционной связи. Расположив заданные отверстия (наружные контуры пробки) в соответствии с требованиями стандарта и дочертив недостающие линии, можно получить представление об искомой форме пробки. В качестве заготовки для пробки следует взять такое тело, которым можно было закрыть отверстие в планке с самой большой площадью сечения. Затем на таком теле нужно выполнить соответствующие вырезы, чтобы его новые наружные контуры соответствовали контурам отверстий в планке с меньшей площадью сечения. Известно, что пой круговой цилиндр с диаметром, равным его высоте, изображается в форме круга и квадрата. Следовательно, такой цилиндр может служить пробкой для двух крайних отверстий. Для того, чтобы этот цилиндр мог пройти через среднее отверстие, необходимо на нем сделать вырезы.
6.Моделирование из проволоки.
Моделирование из проволоки является хорошим упражнением для развития пространственных представлений и навыка в чтении чертежей.
Навыки, приобретенные при чтении чертежей пространственных фигур, согнутых из проволоки, будут облегчать чтение чертежей деревянных и железобетонных конструкций; трубопроводов с арматурой, обслуживающими механизмами, аппаратами и приборами; электрических схем; электрооборудования.
В каждой задаче фигура из проволоки изображена на чертеже в трех видах схематично – одной толстой линией. По каждому чертежу следует изготовить модель из мягкой проволоки и построить аксонометрическое изображение. Особенно удобна для этой цели алюминиевая проволока, которую легко гнуть руками даже при диаметре до 5 мм.
Точное соблюдение размеров при моделировании из проволоки и построении аксонометрического изображения также не является обязательным условием. Следует только сохранять (в пределах глазомерной точности) пропорции между отдельными частями модели, образуемой изогнутой проволокой.
При моделировании из проволоки рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) внимательно прочитать чертеж, то есть по трем данным видам фигуры мысленно представить себе ее форму;
б) взять кусок мягкой проволоки длиной 100 – 200 мм и, прочитав чертеж, согнуть из проволоки модель;
в) согнутую из проволоки модель сверить с тремя видами чертежа;
г) построить аксонометрическое изображение фигуры.
Для большей наглядности аксонометрическое изображение фигуры рекомендуется вписывать в изображение куба, выполненного тонкими линиями.
ЗАДАЧИ ПО ОЛИМПИАДЕ
ко
д деревянных д
2.
а)
б)
3.
а) б)
4. Эвристическая задача.
5.
6.
Используемая литература:
И.А.Воротников – «Занимательное черчение» - Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения СССР, 1985, 130 с.
А.С.Пугачев – «Задачи-головоломки по черчению» - Судостроение, 1965, 195с.
Г.Ф.Хакимов – «Уроки черчения-уроки откровения»- Уфа «Китап», 2000, 224с.
13PAGE 15
13PAGE 14815
Куб, изображённый в ортогональных и аксонометрических проекциях, изготовлен из двух деталей. Обе детали плотно прилегают одна к другой, не образуя внутри пустот. Они свободно соединяются и разъединяются. Построить:
1) Три вида куба.
2) Три вида и аксонометрическое изображение каждой детали (1 и 2). На прямоугольных проекциях куба и его отдельных деталях провести линии невидимого контура.
Какая разница между деталями, проекции которых даны на рисунке? Найдите третью проекцию, начертите аксонометрические проекции этих деталей.
По двум данным видам построить третий и наглядное изображение детали.
Измените форму предмета так, чтобы у него были две плоскости симметрии. Постройте технический рисунок и чертёж детали.
В планке выполнены три отверстия. Построить три вида (спереди, сверху, слева) и наглядное (аксонометрическое) изображение пробки, которая без зазоров перекроет любое из трёх отверстий и пройдёт через каждое из них.
По заданным на чертеже трём проекциям изготовить из проволоки модель и построить наглядное (аксонометрическое) изображение фигуры.
15