Рабочая программа внеурочной деятельности Творческая мастерская 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 90»


Рассмотрено на заседании МО:
Протокол № ______________

Согласовано________
Зам. директора по МР
Глушенкова А.В.
Протокол № ______________

Утверждаю ________
Директор МБОУ «СОШ № 90»
И.Э.Харламова
_______________________










Рабочая программа
внеурочной деятельности
по технологии
“ Творческая мастерская “
4 класс





Разработчик программы
Болтрушевич Елена Александровна,
учитель начальных классов





Северск – 2016
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, трудолюбия, усидчивости, терпеливости.

Задачи курса:
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с разными материалами;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать мелкую моторику рук.
В результате изучения будут сформированы следующие универсальные учебные навыки:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
соблюдать правила организации рабочего места.
соблюдать правила бережного использования бумаги.
эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
анализировать информацию, полученную из разных источников.
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
принимать и сохранять учебную задачу;
работать по плану;
адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
вести диалог с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы;
слушать и отвечать на вопросы других;
высказывать свою точку зрения;
работать в парах и рабочих группах.

Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений.
знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Программные задачи.
Знакомство с приёмами вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз, с помощью чертежных инструментов).
Формирование художественного вкуса и интереса к художественному труду.
Формирование умение читать схему оригами и грамотно выполнять складывание, поиск новых конструктивных решений.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Планируемые результаты:
Знать:
виды работы с бумагой (папье-маше, модульное моделирование)
работу с тканью (мягкая игрушка)
вид вышивки - крестиком
Уметь:
выполнять модели в техниках: модульное моделирование, папье-маше, валяние
выполнять вышивку крестом
шить простейшие мягкие игрушки
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
задавать и отвечать на вопросы
работать в группе, в парах;
организовать рабочее место, режим работы
выделить главное, обобщить, построить ответ, сформулировать выводы
оценить и осмыслить результаты своих действий

Место курса в учебном плане.
Курс «Творческая мастерская» - это дополнительная образовательная практика, которая учитывает проблемы всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей и преподавателей.
Количество часов в неделю – 2 ч.

Объём и виды учебной нагрузки.

Тема
Всего часов
Теоретических
Практических


Работа с бумагой и пластилином
7
1
6


Работа с тканью и нитками
15

15


Работа с бумагой и картоном
16

16


Работа с бумажной массой
5
1
4


Работа с шерстью
14
1
13


Экскурсия
9
9



Итоговое занятие
2

2


Итого
68
12
56


Тематическое планирование.
№ п/п
№ зан.
Дата
Тема занятия
Материалы

1 четверть (18 ч)

1
1

Экскурсия в музей «Красота своими руками»


2-3
2
3

Бревенчатый сруб. Объёмная аппликация.
Работа с бумагой и картоном.

4-8
4
5
6
7
8

Оригами. Работа с модулями. Корзинка.
Работа с бумагой

9-13
9
10
11
12
13

Оригами. Работа с модулями. Бабочка
Работа с бумагой

14-17
14
15
16
17

Оригами. Работа с модулями. Фрукты
Работа с бумагой

18
18

Экскурсия в краеведческий музей


2 четверть (14 ч)

19
1

Экскурсия в школьную мастерскую для девочек


20-22
2
3
4

Игрушки из ниток.
Работа с нитками

23-29
5
6
7
8
9
10
11

Шьем мягкие игрушки.
Работа с тканью и нитками

30-31
12
13

Вышивка салфетки
Работа с тканью и нитками

32
14

Экскурсия в музей «Игрушки»


3 четверть (20 ч)

33
1

Экскурсия «Народные промыслы»


34
2

Вводное занятие. Валяние.


35-40
3
4
5
6
7
8

Валяние. Бусы для мамы.
Работа с шерстью

41
9

Экскурсия в «Поиск»


42-48
10
11
12
13
14
15
16

Валяние. Игрушка для друга.
Работа с шерстью

49-51
17
18
19

Кукла-перчатка
Работа с тканью

52
20

Экскурсия в Детский дом творчества


4 четверть (16 ч)

53
1

Экскурсия «Мастерская художника»


54
2

Вводное занятие. Изготовление бумажной массы.


55-58
3
4
5
6

Бумажная масса. Курочка с цыплятами.
Работа с бумажной массой

59
7

Вводное занятие. Папье-маше.


60-63
8
9
10
11

Папье-маше. Ваза с фруктами.
Работа с бумагой и пластилином

64-65
12
13

Работа со жгутиками. Портрет «Моя семья»
Работа с пластилином

66
14

Экскурсия в музей


67-68
15
16

Итоговое занятие
Материал по выбору


Примечания.
Методы обучения и формы занятий.
Формы занятий:
комбинированные и практические занятия,
конкурсы,
соревнования и другие.
Методы:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Формы подведения итогов.
Составление альбома лучших работ.
Презентация творческих работ для родителей.
Проведение выставок работ учащихся.

Материально-техническое обеспечение.
образцы изделий.
простой карандаш, цветные карандаши,
линейка,
ножницы канцелярские с закругленными концами,
кисточка для клея,
стержень от шариковой ручки,
шаблоны, схемы оригами,
бумага цветная для аппликаций, бумага крепированая, цветной картон,
клей ПВА,
пластилин,
пуговицы,
многослойные салфетки,
фантики от конфет

Учебно-методическое обеспечение.
Для педагогов: 1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988г. 2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г. 3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г. 4. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000 5. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г. 6. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4 7. В.Я.Данилено. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. N5
8. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.
9. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.
10. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
11. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.
12. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.
13. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с.
Для родителей: 1. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991г. 2. А. А. Мелик-Пашаев, З. Н.Новлянская. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995г
6.3. Для детей:
1Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г. 2. П.Бортон, В.Кэйв. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996г. 3. Р.Гибсон, Д.Тайлер. Веселое рождество.- "Росмэн" Москва 1996г. 4. Г.Б.Минервин. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" Москва 1975г.

15