Педагогический проект «Рукотворная тряпичная кукла»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 п.Клетня Брянской области





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




ПРОЕКТ
«Рукотворная тряпичная кукла»






Разработала: учитель технологии высшей категории
Ермакова М.Д.



Клетня- 2013

Традиционная тряпичная кукла
несет память культуры и делает это
гораздо ярче, шире и глубже, чем
любая другая игрушка.
Г.Л. Дайн


Методический паспорт учебного проекта

Название проекта: «Рукотворная тряпичная кукла».
Разработчик учебного проекта: Ермакова Мария Дмитриевна, учитель технологии высшей категории
Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ№1п.Клетня
Год разработки учебного проекта – 2013
Опыт использования: проводился в рамках тематической недели по предмету «Технология» во всех учебных классах школы.
Проблемная ситуация – «на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные школьники зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.
7. Проблема и актуальность выбора темы проекта – «..главный шаг к изучению народной культуры это приобщение. Важно, чтобы учащиеся присвоили культуру себе. Как это сделать? Как привлечь детей? Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации это получить «вещичку», сделанную своими руками.
Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.
В современной коррекционной психологии рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».
Существует метод лечения куклами – куклотерапия. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: помогают развивать природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Нормализуют отношения в системе ребенок – родитель, разрешают конфликты, улучшают социальную адаптацию.
«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Вышеизложенные факты определили выбор темы данного проекта.
8. Цель – формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.
Гипотеза: практико-ориентированная направленность проекта откроет перед учащимися возможность использования тряпичных кукол в повседневной жизни для игр и подарков. Процесс творчества создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям русской культуры.
9. Задачи
Обучающая:
- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы через посещения специально организованных занятий в урочное и внеурочное время;
- научить работать с тканью при создании выразительных образов через участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.
- Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов кукол.
Воспитательная:
- Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.
- Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.
10. Обеспечение проекта:
материально-техническое оснащение: текстильный лоскут, отделочные материалы, швейные нитки, ручные инструменты и приспособления, электрический утюг;
учебно-методическое оснащение: конспекты-занятия о тряпичных куклах, народная сказка «Крупеничка», сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная», методические рекомендации (мастер-классы) по изготовлению тряпичных кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;
информационное-техническое обеспечение: компьютеры, проектор; тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.
11. Участники проекта
учащиеся начальных и старших классов;
классные руководители
12. Форма организации участников проекта
индивидуальная работа
групповая работа
13. Способ мотивация к работе – конкурс на изготовление лучшей тряпичной куклы
14. Дополнительно привлекаемые участники, специалисты:
родители учащихся;
преподаватели школы искусств
учителя трудового обучения, литературы, математики, изобразительного искусства, истории, информатики
15. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
сознательное, правильное, беглое чтение (вслух и «про себя») печатного текста;
связное описание предмета (готовой куклы) устно, письменно (с помощью учителя);
представление о треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике. Вычерчивание геометрических фигур (деталей куклы) по заданным размерам;
рисование предмета (куклы) по образцу, по заданной схеме, из готовых элементов;
рациональная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;
работа с текстильными материалами с применением ручных инструментов и приспособлений.
16. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом (с помощью учителя):
выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
поисковые: находить информацию в печатных источниках, в Интернете, формулирование ключевых слов;
информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.
17. Предполагаемые привращения:
Новое содержание по теме: изучение истории возникновения народной куклы, её видов, назначении и технологии изготовления;
Новые практические приёмы: освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;
Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: традиционная тряпичная кукла как часть культуры русского народа, как самобытный сувенир- оберег в современном мире.
Развитие навыков:
самостоятельной работы с источниками информации, текстильными материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы; 
мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании материала);
самоанализа и рефлексии;
презентации результатов своей работы;
эмоциональной и моторной адекватности.
Воспитание толерантности.
Расширение кругозора.
18. Время работы над проектом – 1 месяц (средней продолжительности)
19. Режим работы
урочно-внеурочный
20. Предметно-содержательная область – межпредметный
основная предметная область:
Технология (обслуживающий труд)
дополнительные предметные области:
история
изобразительное искусство
информатика
математика
литература
21. Доминирующий вид деятельности
практико-ориентированный
творческий
22. Характер контактов
внутришкольный
23. Форма продуктов проектной деятельности
натуральные образцы тряпичных кукол
творческие работы (проекты)
мультимедийные презентации
24. Способ объединения результатов на презентации
конкурс














Этапы проведения проекта
I этап – подготовительный
II этап – поисково-исполнительский
III этап – обобщающий
IV этап - заключительный
I этап – подготовительный
Сроки проведения с 14 по 19 февраля
1. Погружение в проблему:
Знакомство классных руководителей начальных и старших классов с темой, проблемой, целью, задачами, сроками проекта.
Выдача индивидуальных заданий каждому классу.
Примерное содержание проекта (творческой работы): история возникновения и назначение тряпичной куклы; фотографии, схемы, рисунки кукол; материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.
Участники
Задание
Дата выдачи
задания

Презентация
проекта

Начальные классы

1
Кукла по выбору
14.01.13.
07.02.13

2
Кукла по выбору
14.01.13.


3
Кукла по выбору
14.01.13.


4
Кукла по выбору
14.01.13.


6 «Б»
Кукла по выбору
14.01.13.


9 «А» , «Б»
Кукла по выбору
14.01.13.


Старшие классы


Кукла «Пеленашка»
14.01.13
07.02.13


Кукла «Веснянка»
14.01.13



Кукла «Зерновушка»
14.01.13



Кукла «Колокольчик»
14.01.13



Кукла «Кубышка- травница»
14.01.13



Кукла «Подорожница»
14.01.13


10
Кукла «Кормилица»
14.01.13


11
Кукла «Неразлучники»
14.01.13


2. Организация деятельности:

Виды деятельности
Ответственный

1.
Ознакомление классных руководителей с условиями, графиком проведения конкурса на лучший творческий проект, критериями оценивания.
Руководитель проекта

2.
Выдача заданий тематического характера учителям истории, русского языка и литературы, математики, изобразительного искусства, информатики
Руководитель проекта

3.
Подготовка мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол
Учителя технологии

4.
Создание независимого жюри для оценки продуктов проектной деятельности
Подготовка бланков оценки проектной деятельности классов
Руководитель проекта

5.
Подготовка стендовой информации о конкурсе на лучший творческий проект
Руководитель проекта, учителя технологии

6.
Проведение консультаций с классными руководителями, учащимися
Руководитель проекта


Примерная структура плана по организации деятельности классных руководителей по данной проблеме:
определение направлений работы;
изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;
создание индивидуального плана и определение сроков работ;
разбивка учащихся класса на группы;
распределение ролей в группе, выдача заданий;
привлечение к решению задач проекта родителей учащихся;

II. Поисково - исполнительский этап
Сроки проведения с 21 по 6 февраля
На данном этапе все учебные классы осуществляли работу, согласно плану мероприятий, посвященных неделе «Технология», а также с учетом своего индивидуального плана.

Мероприятия
Участники
Ответственные

1.
Проведение экскурсий в районную библиотеку для просмотра выставки книг «Кукла в нашем доме».
Учащиеся 5- 6 классов
Учителя технологии, классные руководители

2.
Сбор и обработка информации
Учащиеся 1-9 классов
Классные руководители, учитель информатики

3.
Проведение беседы с использованием ИКТ
«Путешествие в прошлое тряпичной куклы»
Учащиеся 1-9 классов
Классные руководители
Учитель истории

4.
В мире сказки. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Крупеничка», «Василиса Прекрасная».
Учащиеся 5-6 классов
Учителя литературы
Сидоренко О.В., Байкова Т.С, Песенко Н.В

5.
«Куколка красавица», рисование тряпичной куклы с образца
Учащиеся 1-7 классов
Учитель изобразительного искусства-Бабенкина А.А

6.
Конструирование деталей тряпичной куклы (изготовление деталей геометрической формы).
Учащиеся 5-9 классов
Учитель черчения- Ермакова М.Д.

7.
Проведение мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол.
Учащиеся 1-11 классов, классные руководители
Учителя технологии

8.
Сочинение – описание «Образ народной тряпичной куклы».
Учащиеся 5-8 классов
Учителя литературы Песенко Н.В,
Алексеева Г.С.
Байкова Т.С.


9.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций
Учащиеся, классные руководители, учителя-предметники
Руководитель проекта


III Обобщающий этап
Оформление проектов (творческих работ).
Подготовка учебных классов к публичной защите проектов.
Оформление выставки творческих работ учащихся.
IV Заключительный этап
Срок проведения 7 февраля
Место проведения – актовый зал
Время проведения: начальные классы – 14.00
старшие классы - 15.00
Открытие выставки творческих работ учащихся «Кукольная страна».
Публичная защита проектов учебных классов.
Проведение конкурса на лучшую тряпичную куклу «Приз зрительских симпатий» в форме тайного голосования.
Подведение итогов проектной деятельности учебных классов по номинациям: «Лучшая тряпичная кукла-оберег», «Лучший (ая) творческий (ая) проект (работа)», «Лучшая презентация творческого проекта».
Торжественная церемония награждения победителей проекта.













Заключение

Проект «Рукотворная тряпичная кукла» в рамках недели технологии в школе был реализован полностью согласно установленным срокам проведения.
Все учебные классы были вовлечены в творческий процесс и выполняли различные виды деятельности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, практическую, презентативную. Охват учащихся в данном проекте составил 130 человек (81%).
В результате проектной деятельности были созданы следующие продукты: коллекция тряпичных кукол в количестве 80 штук, творческие проекты (работы) учащихся, тематические мультимедийные презентации.
Все тряпичные куклы получились нестандартными, особенными, неповторимыми. Учащиеся школы через творческий процесс изготовления тряпичной куклы раскрыли для себя истины: «Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. Тряпичная кукла необходима, полезна и красива. Это дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек – дарящий нам здоровье и настроение».
Результат творческих работ – это некая форма самовыражения, которая одновременно ведет к повышению собственной самооценки, а, значит, самоутверждению и самоуважению, и, в конечном итоге, стимулирует непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие учащихся.
Хочется отметить, что занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры оказывает влияние на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно для развития творческих способностей ребёнка.
Результаты общешкольного проекта дают основания считать, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, а результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей школ при проведении различных мероприятий, связанных с изучением народной культуры.

Приложение
Информация на электронном носителе
Презентация проектной деятельности учащихся начальной школы
Презентация проектной деятельности учащихся старшей школы
Презентация «Коллекция тряпичных кукол» (творческие работы учащихся)
Презентация « Кукла Веснянка»
Технология изготовления куклы Зернушка
Презентация «Кукла Подорожница»
Презентация «Кукла Колокольчик»
Презентация « Кукла Неразлучники»
Презентация «Кукла Кормилица»
Презентация «Кукла Пеленашка»
Презентация «Кукла Счастья»
Русская народная сказка «Крупеничка»
Конспекты о тряпичных куклах (материалы для тематических классных часов)

















Победители конкурса зрительского голосования
«Лучшая тряпичная кукла»


Желудова Ульяна- 10класс – кукла «Подорожница»
Шикова Анастасия-8класс – кукла «Кубышка-травница»
Соловьёва Анна- 5 класс-кукла «Крупеничка»
Клочко Анна-8класс- кукла-оберег «День и Ночь»
Ермаков Артём- 4 класс- кукла «Колокольчик»