Развитие творческой личности — цель современного образования


Доклад на тему:"Развитие творческой личности - цель современного образования"Что такое творчество? Взгляд философов сводятся к тому, что творчество - это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное. Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления ,личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего- то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества ,как в области материального производства, науки, так и сфера искусства: изобразительного, музыкального, словесного, оперного, актерского и т.д.
Предпосылками к творчеству могут быть: умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению; умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями ,способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.
В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных (картин, скульптур, архитектурных памятников), музыкальных (оперы ,балета, симфонии), литературных (повести, романа, стихотворения), театральных (актерское исполнение роли ,режиссерская постановка спектакля, художественное
оформление декорации) произведений.
Проявление творчества у детей дошкольного возраста, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным . Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.
Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельности. И напротив, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяет детям творчески решать задачи выбора содержания, способов изображения.
Способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы, участвуя в доступных ему формах деятельности.
Детям до школьного возраста присущ способ (видения целого раньше частей). Внимание к специфическим видам детской деятельности - игровой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, изобразительной - может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать
обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.
Творчество детей носит глубоко личностный характер: оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Подчас слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческого мышления. Анализ педагогической практики показал, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер. Например, воспитание дает образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действия.
Еще одна важная особенность творчества детей - оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих "открытий", удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества.
Главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, эта
деятельность выступает в форме так называемого "экспериментирования", которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.
Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребенок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который дает ему взрослый. Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме. Проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок.
Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которых следует ставить ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решений проблем. Одно из таких главных условий - создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое, в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования - развитие творческой личности.