Конспект Экономика России в первой четверти 18 века
Конспект урока по теме: Экономика России в первой четверти XVIII века
Цели урока:
Подвести учащихся к пониманию того, что, экономическое развитие России в эпоху Петра I развивалось в русле политики протекционизма, которая проявлялась во всех отраслях
развития экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля). По мере усвоения учащимися конкретно-исторического материала углубить их знания понятий: реформа, экономика, мануфактура, регулярная армия, коллегия, Сенат, Синод. А также познакомить с новыми понятими: протекционизм, меркантилизм.
Рассмотрение темы должно способствовать формированию у учащихся элементов
экономического, правового воспитания.
В ходе урока учащиеся знакомятся с историческими документами, совершенствуют умение работать с ними: понимать и интерпретировать текст; характеризовать историческую личность по его деятельности. В процессе проведения урока совершенствуется основные компетенции: информационная, коммуникативная, регулятивная. Учащиеся знакомятся с метапредметными способами деятельности (метапредмет «знак», «проблема») и с элементами критического мышления (прием «инсерт», «синквейн»). В рамках урока задействованы и межпредметные связи (обществознание, география, литература).
Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, ревизия, мануфактура, подушная подать, челобитная, посессионные работы, майоратТехнологическая карта урока по технологии критического мышления
Этап урока: I вызов.
Цель этапа. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным петровским реформам и вызов интереса к изучению новых реформ, но уже в экономической сфере. Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома.
Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Педагогические
приемы Система ожидаемых результатов
Учитель предлагает:
1) ученикам заполнить в карточках преобразования, проведенные Петром I в военной, государственной, социальной и духовной сфере;
2) сделать вывод о значении данных реформ для России;
3) ответить на проблемный вопрос, который подведет учащихся к пониманию важности данной темы. Одновременная демонстрация презентации по теме. 1. Заполняют пустующие рамки в карточке «Реформы Петра».
2. Говорят о значении данных реформ, делают вывод об их прогрессивности.
3. Отвечают на проблемный вопрос: «Что же все-таки является определяющим в благосостоянии и развитии общества любого государства?» Работа с карточкой. 1.Знание фактического материала.
2.Устанавливление причинно-следственных связей.
3. Умение давать оценку результатам деятельности Петра I.
Этап урока: II вызов.
Цель этапа. Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
- Формулирование темы и цели урока.
Организация решения задач:
1. Проанализировать состояния экономики России на конец XVII в.
2. Понять особенность и основные направления экономической политики ПетраI.
3. Охарактеризовать итоги экономического развития;
- Вступительное слово учителя по 1 вопросу.
- В игровом моменте учитель просит учащихся отгадать, по какой отрасли они будут работать в группах, давая определение значению отрасли.
- Предлагает составить кластер на основе главных смысловых блоков. - Выделение в 1вопросе причин отставания России от западных держав.
- Записать в тетрадь тему и основные направления экономической политики.
- Работа с терминами меркантилизм и протекционизм.
- Работа с текстом учебника по §16.
- Составление кластера.
- Защита результата группы у доски. Работа в группах.
Составление кластера. Формирование умений:
- проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом;
- соотносить единичные факты и общие явления;
- объяснять смысл и значение исторических понятий;
- объяснят, в чем состояли мотивы цели и результаты деятельности ПетраI.
- формирование критического мышления.
Этап урока: III рефлексия.
Цель этапа. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
- Предлагает подвести итоги экономических преобразований к концу правления Петра I.
- Цветными карточками оценить свою деятельность на уроке: активная, умеренная, пассивная.- Объясняет домашнее задание. - Ученики делают выводы по новой теме.
- Подводят итоги деятельности ПетраI в экономической сфере.
- Оценивают собственную деятельность.
- Получают домашнее задание. Развитие способности анализировать, обобщать, сопоставлять новое с ранее изученным.