Программа «Здоровью-цены нет»

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Атирская средняя общеобразовательная школа» Омской области Тарского муниципального района


















Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
«Здоровью цены нет!»



















Раздел 1.Пояснительная записка
По определению Всемирной организации по здравоохранению ВОЗ - ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ, ДУХОВНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. Единственную красоту,
которую я знаю -
это ЗДОРОВЬЕ. Генрих Гейне
Цель программы:
Основная цель программы - это формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.








Состав участников программы












































Здоровье, потребность и стремление в его сохранении практически у большинства людей выступают на первый план. Иначе говоря, здоровье - это абсолютная и жизненная непреходящая ценность, занимающая самую верхнюю ступень в иерархической лестнице потребностей. Однако положение здоровья на вершине жизненных потребностей носит скорее теоретический аспект (или желанный результат). На практике же, как свидетельствуют исследования, здоровье занимает далеко не первые позиции в системе ценностей граждан России. Не достаточно серьёзное отношение наших соотечественников к своему здоровью подтверждается тем, что большая часть населения страны не соблюдает здорового образа жизни, у него просто отсутствует потребность быть здоровым. Существует огромная «брешь» в образовательной системе и профилактической медицине. Кроме того, у определённой категории людей преобладает стремление к накопительству товаров, значительному расходованию на них средств в ущерб своему здоровью. Но лишь наличие здоровья позволяет человеку вести активную, творческую, полноценную жизнь. И чем раньше человек осознаёт это, тем меньше ему придётся расходовать средств и сил в последующие годы на восстановление здоровья. Потребность в здоровье носит всеобщий характер. Она присуща как отдельным индивидуумам, так и обществу в целом, поскольку здоровье оказывает огромное влияние на качество трудовых ресурсов, производительность труда и, следовательно, в итоге на производство национального продукта страны.
Актуальность проблемы здоровья школьников подчеркивается сегодня еще и тем, что сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из основных направлений развития общего образования Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Статистика здоровья детей такова: значительно снизилось число практически здоровых детей: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым. К моменту поступления в школу 40% детей уже имеют нарушения осанки, 70% – кариес, 20% – дефицит веса (данные за 2000 г.).
Растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний у подростков. Половина школьников 7–9 лет и более 60% учащихся 10–11-х классов имеют хронические заболевания. Среди выпускников школ число здоровых детей не превышает 5%. За последние годы увеличилось количество заболеваний эндокринной системы – на 34,1%, психических расстройств и расстройств поведения – на 32,3%, новообразований – на 30,7%, болезней опорно-двигательной системы – на 26,4%, болезней системы кровообращения – на 20,5%.
Отмечен рост числа учащихся, страдающих одновременно несколькими заболеваниями. По материалам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, дети 7–8 лет имеют в среднем два диагноза, 10–11 лет – три, 16–17 лет – три-четыре диагноза, а 20% старшеклассников – пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
По уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских. Некоторое отставание в уровне заболеваемости сельских школьников в сравнении с Москвой и другими крупными мегаполисами может быть отнесено только за счет недостатка диагностических возможностей на селе. Одновременно среди сельских школьников наблюдается неожиданно высокий уровень аллергических и ЛОР-заболеваний, развитие близорукости.
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:
– возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки; – выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль, в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью; – усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.
Все это требует пристального внимания со стороны педагогов и администрации школы к вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.
Причины снижения здоровья и роста заболеваемости изучены наукой. Исследования Института возрастной физиологии позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
Имеют место и неблагоприятные внутришкольные факторы. Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.
I. Гигиенические условия, факторы
1.1 шум;
1.2 освещенность;
1.3 воздушная среда;
1.4 размер помещений, кубатура;
1.5 дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
1.6 используемые стройматериалы, краска;
1.7 мебель: размеры, размещение в помещении;
1.8 видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
1.9 пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
1.10 качество питьевой воды, используемой в школе;
1.11 экологическое состояние прилегающей к школе территории;
1.12 состояние сантехнического оборудования.
II. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)
2.1 объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
2.2 расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
2.3 организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, гимнастики до занятий, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
2.4 объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
2.5 особенности устава школы и норм школьной жизни;
2.6 медицинское и психологическое обеспечение школы;
2.7 участие родителей учащихся в жизни школы;
2.8 стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;
2.9 психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»;
2.10 интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;
2.11 наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
2.12 позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
3.1 психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
3.2 стиль педагогического общения учителя с учащимися;
3.3 характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
3.4 степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
3.5 особенности работы с «трудными подростками» в классе;
3.6 соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3.7 степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
3.8 личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
3.9 состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
3.10 обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
3.11 степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
3.12 профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

У большинства учащихся отсутствуют знания о влиянии питания на формирование осанки, лишь 21,8% дали на этот вопрос утвердительный ответ. Большая же часть (64,2%) ответили отрицательно, а 13,9% не ответили. Низкий уровень знаний по этому вопросу продемонстрировали как мальчики, так и девочки.
Более 20% респондентов считают возможным принятие самостоятельных мер как при начальных нарушениях осанки, так и (что особенно тревожно) при заболеваниях ОДА. Такой точки зрения придерживаются больше мальчики (27,5%), чем девочки (14,1%). Кроме того, 10% мальчиков считают возможным вовсе не выполнять рекомендации врача.
Среди опрошенных 20% не знают о влиянии осанки на положение внутренних органов, а 13% считают, что положение внутренних органов от осанки не зависит.
С целью изучения состояния ОДА нами было проведено (в условиях школы) исследования 126 учащихся школы. Мы использовали соматоскопическую оценку, включающую следующие параметры: скручивание туловища в горизонтальной плоскости, строго горизонтальное положение плечевого и тазового пояса, асимметричное расположение лопаток, крыловидные лопатки, коническая форма грудной клетки, плоская форма грудной клетки, выпрямленная осанка, кифотическая осанка, лордотическая осанка, сутулая осанка, искривление позвоночника, уплощенная стопа, плоская стопа, а также остаточные явления рахита, x- и о-образная форма ног и избыточная масса тела, которые существенно дополняют комплексный показатель физического состояния учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Снижение ОРЗ у учащихся.
Положительная динамика психологического состояния.
Стабилизация заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость»
Снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Раздел 2. Тематическое планирование
№п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Форма организации внеурочной деятельности/ форма занятий
Количество часов




аудиторные
внеаудиторные

1
«Да здравствует спорт!»
Осенний кросс

1

2
«Сильный, ловкий, смелый.»
Спортивно-игровой праздник

1

3
«Здоровье всему голова»
вечер
1


4
«Старты надежд»
эстафета

1

5
«Здоровью цены нет!»
вечер
1


6
«Дерево моей жизни»
беседа
1


7
«Если хочешь быть здоров...»
вечер
1


8
«Выход из трудных жизненных ситуаций»
тест
30 минут


9
«Мама, папа, я дружная семья»
Веселые старты

1

10
«О вреде и последствиях курения»
Просмотр и обсуждение видеофильма
1


11
«Что вам мешает бросить курить?»
Тест для детей группы риска
30 минут


12
«Воды холодной не бойся ежедневно ею мойся»
Конкурсная программа

1

13
«Здоровое питание отличное настроение»
игра

1

14
«Рыцарский турнир»
игра

1

15
«Зимние забавы»
Спортивно-развлекательная программа

1

16
«Вперед, мальчишки!»
турнир-викторина

1

17
«Как сказать нет»
Лекция о вреде курения и наркомании
1


18
«»Мы девочки спортивные»
игра

1

19
«Большие прыгалки»
игра

1

20
«Зарница»
Военно-спортивная игра

2

21
«Мисс скакалочка»
состязание

1

22
«Закаливание и оздоровление организма»
беседа
1


23
«Красота - здоровье»
вечер

1

24
«Хоккей игра для настоящих мужчин»
Просмотр и обсуждение видеофильма
1


25
«Береги здоровье смолоду»
Праздник для всей семьи

1

26
«Кем быть.?»
Спортивно-познавательная игра

1

27
«Сказочная эстафета»
эстафета



28
«Тропинка здоровья»
экскурсия

1

29
«На прививку становись!»
беседа
1


30
«Подвижные игры народов мира»
игры

1

31
«Здоровье в саду и на грядке»
Конкурсная программа

1

32
«Правила поведения в экстремальных ситуациях»
беседа
1


33
«Час здоровья»
Спортивные соревнования

1

34
«Здравствуй, лето!»
Спортивный праздник

1


Раздел 3. Содержание курса
«Здоровью цены нет!»
Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья - обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:  
научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
отношение к здоровью как к ценности;
целостное представление о человеке;
навыки управления своим здоровьем;
знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
навыки оказания первой медицинской помощи;
культура межличностных отношений;
навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
стратегии и технологии саморазвития.
Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых школьных предметов, не представляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной программе внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности «Здоровью - цены нет!» рассчитана для детей с 6 до 10 лет, и призвана позитивно влиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений. Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здоровьетворческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Формы достижения образовательных результатов:
1Снижение уровня заболеваемости учащихся.
2Повышение качества успеваемости.
3.Участие в НПК.
4.Родительская конференция
5.работы валеологических уголков в классах.
6.Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
7.Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
8.Введение и сохранение в учебный план уроков Здоровья (формирование основ здорового образа жизни).
9.Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
10.Создание благоприятного психологического климата в классах.

В программе  используются следующие формы работы:
мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах).
спортивные праздники;
соревнования, Веселые старты;
туристические походы, экскурсии;
"Дни здоровья";
спортивные викторины;
устные журналы спортивной направленности;
теоретические занятия, беседы, семинары;
тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный 2011 – 2012 гг.
Анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной и методической литературы.
Подбор банка диагностик по исследованию состояния здоровья школьников и выявлению ценностного отношения к здоровью младших школьников.
Выявление эффективных условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Результат:
Проект: «Профилактика близорукости у детей младшего школьного возраста».
Банк диагностик по исследованию состояния здоровья школьников и выявлению ценностного отношения к здоровью младших школьников.
2. Основной 2012 – 2013 гг.
Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе.
Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения.
Формирование умений младших школьников управлять своим физическим и психическим состоянием.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Промежуточная диагностика состояния здоровья.
Внесение корректив в проект.
Результат:
Проект: «Здоровьесберегающие технологии как условие формирования потребности в ЗОЖ младших школьников»
Комплекс мероприятий направленных на профилактику плоскостопия, осанки, близорукости.
3. Заключительный 2013 – 2014 гг.
Заключительная диагностика обучающихся начальной школы.
Выводы, обобщение результатов эксперимента и распространение опыта.

Программа предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний при сохранении его здоровья на уроках и во внеурочной (внеклассной) работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий. По мнению Н.В. Никитина, на сегодняшний день существует несколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях:
– усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом; – разработка технологий оздоровительной работы со школьниками (за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в восстановлении и отдыхе; рационального питания); – рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. С целью повышения двигательной активности учащихся предусмотреть динамические паузы, физкультминутки на уроках во всех классах, прогулки на свежем воздухе после окончания уроков. Вести строгий контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы.   В оздоровительных целях создать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 2-х часов в день. Такой объём достичь за счёт:
проведения классными руководителями гимнастики перед началом учебных занятий,
физкультминуток на уроке,
подвижных игр во время перемен, которые организует дежурный класс по школе;
уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
В школе для учащихся начальных классов в течение урока обязательны физкультминутки. Физиологически обоснованным временем для физкультурной паузы, длящейся 1 -5 минут, считается 15-20-я минута урока, поэтому учитель планирует его так, чтобы после завершения работы над логическим блоком можно было провести физминутку.   Неукоснительно соблюдать продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 30 минут. При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки на территории школьного двора.    Систематическое пребывание на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное воздействие на школьников. Если по объективным причинам выход на улицу невозможен, ученики могут снять напряжение и подвигаться в школьном спортивном зале.
Обязательным является строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга:
организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность
Ожидаемые результаты

классные часы по формированию здорового образа жизни;
конкурсы плакатов, рисунков, слоганов;
лекции, беседы, кинофильмы, презентации4
День здоровья;
Неделя здоровья;
спортивные вечера;
Неделя ЗОЖ.

Формирование отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха; создание условий для физического развития учащихся.



В течение учебного года классными руководителями, учителем физической культуры осуществлять мониторинг динамики состояния здоровья детей; анкетирование по выявлению уровня сформированности отношения к здоровому образу жизни.







Раздел 4. Информационно-методическое обеспечение.
Спортивно-познавательная игра
«Кем быть?» (для 3 4 классов)
Цель: Ознакомление с профессиями. Развитие физических качеств: быстроты, ловкости. Развитие логического мышления, познавательной активности.
Место проведения: спортивный зал.
Ход:
Звучит веселая, бодрая музыка
Ведущий: У меня растут года -
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда
Чем заниматься?
Учитель: Чтобы дети не болели
Не ходили еле-еле,
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтоб упитанными были,
В школу каждый день ходили,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе ...(повар)
Ведущий рассказывает о профессии повара.
Помощники ведущего во время объяснения условий эстафеты демонстрируют правильность ее проведения.
Эстафета «Повар»

Команды выстраиваются на линию старта по одному. У игроков на голове поварской колпак, фартук. По команде игроки бегут до стульев, добежав, игроки снимают колпак и фартук, а со стула берут ложку с луковицей и бегут к своей команде, передав эстафету другому (ложка с луковицей). Вторые игроки бегут до стула, оставляют ложку с луковицей, надевают колпак и фартук, бегут обратно. И так вся команда.
Учитель: В любую погоду метель и жару,
Кручу я баранку машину веду,
Для стройки музея везу кирпичи,
С пекарни везу в магазин куличи,
На ферму коровам везу я корма,
Для школ молока привезу задарма.
И честно признаюсь, что я не грабитель,
Я просто трудяга обычный ...( водитель)
Ведущий рассказывает о профессии водитель.
Эстафета «Водитель»
Перед каждой командой расположены дорожные знаки. Называется знак, участник бежит за знаком, выбирая правильный, и возвращается к команде. И так вся команда.
Учитель: Любимой работой своей горжусь,
Работать, ребята, совсем не ленюсь,
Везу пассажиров, товары везу,
На станции каждой гудок подаю.
Мой поезд по рельсам мчится стрелой
И осенью ранней и поздней весной,
В полуденный зной и в дожди, и в снега,
Доставлю, куда захотите, друзья,
А в книжке моей трудовой чистый лист,
Одна только запись, Что я ...(машинист)
Ведущий рассказывает о профессии машинист.
Игра «Поезда»
Пока играет музыка, вся команда во главе с машинистом бежит до стула, обегая его, возвращается назад. Повторить несколько раз.
Учитель: Если в доме случилась беда,
Едким дымом режет глаза
И кругом только копоть и жар,
Значит, это, ребята, - пожар!
Но не дремлет команда мужчин,
Набери телефон 01!
Из беды тебя выручит славный, уважаемый всеми ... (пожарный)
Ведущий рассказывает о профессии пожарный.
Игра «Пожарная команда»
Каждая команда образует круг. Внутри круга по числу игроков стулья, установленные спинками внутрь. Участники двигаются вокруг стульев под музыку, когда музыка замолкает, игроки должны положить на стул любой предмет одежды, сняв ее с себя. Игра продолжается до 3-х вещей. По команде «Пожар!» игроки должны быстро отыскать свои вещи и встать к своей команде.
Учитель: Утром рано,
Встав с дивана,
Взяв ведро, метлу, топор,
Выбегаю я во двор.
Убираю мусор, грязь,
Подметаю, не ленясь.
Знает мама, знает папа,
Даже шестилетний школьник,
Убирает двор наш ...( дворник)
Эстафета «Дворник»
Первые игроки команд раскладывают кубики (мусор). Второй игрок собирает в коробку. Итак вся команда.
Подводится общий итог.
Учитель: Профессий много на земле,
И каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может станешь маляром,
А может, инженером.
Возможно, будешь столяром,
Возможно, милиционером.
Профессий много на земле,
Но выбирай, любя.
Решай, мой друг, тебе.
Все (вместе) Ведь каждая из них важна.


«Тропинка здоровья» Игра-экскурсия для 1-2 классов.
Цель: пропаганда здорового образа жизни и развития знаний о сохранении и укреплении здоровья. Воспитание экологически грамотных людей.
Место проведения: поляна у школы, роща, парк.
По дороге к месту проведения беседа на тему «Лес и человек».
Ход
Построение. Объявляется об открытии соревнований. Программа соревнований. Участники делятся на группы. Игра по станциям. Каждой группе выдается маршрутный лист. Для работы на станции. Отводится 10 минут.

Станция «Зарядись-ка!»
Учащиеся показывают комплекс упражнений. Оценивается активность, массовость, синхронность.
Станция «Метко в цель»

Каждый из участников бросает мяч в цель. Оценивается количество попаданий.
Станция «Мойдодыр»

Отгадывание загадок на тему «Гигиена». Оцениваются правильные ответы.
1.Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (мыло)
2.Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (зубная щетка)
3.Зубаст, а не кусается.
Как он называется? (гребень)
4.Я несу в себе водицу.
Нам водица пригодится,
Можно мыться без хлопот,
Если есть ... (водопровод)
5.Чтобы быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом.
Рано утром не ленись,
На зарядку ... (становись)
Станция «Переправа»
Участникам выдаются дощечки,. Нужно по очереди переправиться через болото 10 метров. Оценивается время и правильность выполнения.
Станция «Зеленый друг»
Угадать названия деревьев и кустарников по показанному учителем листу. Оценивается правильность.
Подводится итог игры.

Подвижные игры на воздухе на усмотрение учителя.


























Раздел 5.Список литературы.
Список литературы для учителя.

1. Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
2. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформы. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. – 280 с.
3. Глазырина Л.Д. Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1 – 4 кл: Мет. пособ и прогр. – М. Владос, 2004. – 260 с.
4.Жаренко ОЕ., Обухова Л.А. Праздник ожидаемое чудо. Внеклассные мероприятия. 1 4 классы. - М., «Вако», 2006.
5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
6. Максимов Ю.Г., Пономарева Н.А. Деятельность детской общественной организации «Солнышко» по обеспечению безопасности школьников // Тез. Всерос. Научн.-практ конф. – Глазов: ГГПИ, 2006. – 98 с.
7. Начальна школа.-№1-12, 2009 2011.
8. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
10. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис, тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. – 540 с.
11.Физкультура в школе.- №1 - 12 2009 2011.
12. Шорина С. Играя успех, быть готовым к успеху // Народное образование – 2003 – № 3. – С 98–105.
13. Щелчкова Л.А. Наша программа здоровья // Начальная школа – 2000. – №10. – С. 26–30.
14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М., 1991. – 120 с.

Список литературы для обучающихся.
1.Козловская Е.А.,Козловский С.А. Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса. - М.,2005.
2.Литвинов Е.Н. и др. Ура, физкультура. Учеб. Для учащихся 2-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М. просвещение, 2000.
3.Непоседа. - №1 12/ 2009 2011.
4.Федотова О.Н.,Трофимова Г.В., Трофимов С.А.Окружающий мир.1,2,3,4, класс. Учебник.В 2 ч. - М, Академкнига, 2008.
5.Федотова О.Н., Трофимова Г.Н., Трофимов С.А. Окружающий мир.1,2,3,4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1,2 М., Академкнига, 2008.
6. Литвинов Е.Н. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя М.Просвещение, 2001.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115



Родители
Создание условий для академических занятий ребенка;
Создание условий для оздоровления ребенка;
Формирование мотивации;
Передача семейных традиций;
Взаимодействие с родителями в разрешении проблемных ситуаций.

Педагогический коллектив
Выбор оптимальных средств и методов обучения;
Индивидуализация обучения;
Мотивация учащихся;
Просвещение учащихся и родителей;
Выявление проблем;
Создание психологического климата в классе

Администрация школы
Управление программой;
Соблюдение СанПинов;

Внедрение новейших технологий обучения;
Влияние на социальные и психологические факторы и их контроль;
Создание условий для оздоровительной деятельности.

Социальные партнеры
Участие в разработке программ;
Участие в выполнении программ;


Медицинский работник
Уроки здоровья;
Индивидуальные беседы
Контроль за здоровьем учащихся;
Контроль за состоянием столовой;

Совет школы
Разработка и внедрение дополнительных программ;
Контроль за выполнением программ;
Содействие привлечению внебюджетных средств для выполнения программы.;



Ученик
Соблюдение гигиенических норм и правил;
Формирование собственной мотивации к здоровью;
Здоровый образ жизни.



15