Беседа На картине, посмотри-ожили Богатыри 
                                                              Конспект беседы в средней группе.
   
                        Тема: «На картине, посмотри, — ожили Богатыри».
Цель:   Познакомить  с представителями военной службы в Древней Руси.                 
Задачи:  
- дать возможность попытаться самостоятельно назвать каждого
богатыря на картине, используя ранее полученные знания;  
- учить видеть приемы, с помощью которых художник отражает
характер героев, их личные качества  (известные из сказок, былин), 
отношения между ними;  
- учить использовать в речи синонимы и сравнения, описывать
внешний вид богатырей, пейзаж; 
  - дать представления о метафоре.                                                                                                                                 
 Оборудование:                                                                                                                                                                     Проектор, ноутбук, видеодиски с мультфильмами по теме, репродукция картины В. Васнецова       « Богатыри», канцелярские принадлежности для художественного творчества детей (лепки, аппликации, рисования).                                                                                                                Предварительная работа: 
 -  Чтение былин   
 «Как Илья Муромец богатырем стал»,
 «Первый бой Ильи Муромца»,  
 «Про Добрыню Никитича и Змея
Горыныча»,  
 «Алеша Попович и Тугарин Змей»,
  «Святогор»,
    «Вольга и султанова жена».                                                                                                                                          
-    Просмотр видеофильмов с былинными героями.
-  Использование отдельных сюжетов из былин, сказок для сюжетно-ролевых игр.
 Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы  (слова, близкие по значению, смыслу) к словам:
- смелый —  храбрый,  отважный,  бесстрашный,  решительный, 
геройский, доблестный; 
- сильный —  могучий, здоровый, богатырский.
Воспитатель задает детям вопросы и слушает ответы детей.                                                                                   
— Как можно одним словом назвать такого человека? ( герой, смельчак, богатырь) 
— Да, все эти слова вы можете найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать
  (на экране репродукция картины В.М.  Васнецова « Богатыри»).
 Несколько минут,  пока звучит увертюра М.  Мусоргского к опере « Хованщина» « Рассвет на Москва - реке», дети рассматривают репродукцию.
— Кто же изображен на картине? (богатыри)
— Да, картина называется – «Богатыри». А каких богатырей вы знаете? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Святогор, Алёша Попович, Вольга…) 
—  Вспомните,  чем каждый из них  прославился, и посмотрите, кого здесь изобразил художник.
( побудить детей вспомнить и рассказать о характерах, внешнем виде, оружии богатырей).  
- Илья Муромец —  самый старый,  мудрый,  сильный,  любит палицей поиграть, конь у него -Бурушка-Косматушка (есть на картине). 
- Святогор — «выше леса стоячего,  головой упирается в облако ходячее», его не держит мать -сыра Земля, только горы выдерживают (нет такого на картине).  
- Вольга Всеславич —  славен тем,  что может в зверей лесных,  да птиц превращаться, разведывать вражьи пути – дороги, меч у него огненный ( нет такого на картине ). 
- Алеша Попович —  самый молодой из богатырей,  да самый хитрый, умный, из лука стрелять мастер (есть на картине). 
- Добрыня Никитич —  правая рука Ильи Муромца,  на гуслях играет,  да поет (может есть, а, может нет).
-  Покажите на картине каждого из них. 
( по возрасту и мощи выбирают Илью Муромца и Алешу Поповича, остается Добрыня). 
- Расскажите, как художник изобразил богатырей? 
- Какие лица? 
- Во что одеты? 
- Какое оружие, чем украшено? 
- Какие отношения между богатырями? 
- Что делают в поле и почему? 
- Как показана природа? 
-  Послушайте теперь мой рассказ по картине:  
      «На заставе три богатыря. В центре, посередине на вороном коне сидит Илья Муромец- крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только косит глаза в сторону врага. В правой руке у богатыря -  палица булатная, в левой - щит с копьем. Одет он в железную кольчугу,  на голове —  шлем.  Зорко всматривается в степную даль.  Он готов к бою,  но напрасно кровь людскую проливать не станет. Добр и справедлив Илья Муромец, любит Родину и честно служит ей. 
     По правую руку от Ильи — Добрыня Никитич. Он искусен в боях,  в пении,  в игре на гуслях.  У него светлые волосы и борода.  Одет богато и нарядно, сидит на белом длинногривом коне. 
     Третий богатырь — Алеша Попович, сын попа. Храбр и смел. Не такой могучий да сильный, как Илья Муромец, но берет ловкостью, быстротой да находчивостью.  Даже рыжий конь ему под стать,  голову наклонил,  чтобы травку пощипать,  а сам -  уши навострил,  врагов не пропустит.  Хитер Алеша Попович.  Не смотрит в сторону врага,  лишь глаза скосил да лук наготове держит.
    У богатырей одна цель — не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними - низкое небо, покрытое холодными серыми тучами, а за холмами -  раздольная Русь,  которая вырастила богатырей и послала их на свою защиту.  Художник Васнецов очень понятно и четко изобразил знакомых нам богатырей».
           По окончанию беседы воспитатель предлагает детям заняться художественным творчеством  по желанию (рисование,  лепка , аппликация) тема: «Богатыри».