Конспект урока по Всеобщей истории. Истории Нового времени, 1500 – 1800 Парламент против короля. Революция в Англии
Конспект урока по Всеобщей истории. Истории Нового времени, 1500 – 1800
7 класс
Учитель Раскина Инна Александровна
Тема урока: Парламент против короля. Революция в Англии
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум
Педагогическая технология: технология проблемного обучения
Программное содержание: Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Начало революции. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия.
Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления посредством изучения революционных событий в Англии XVII в.
Задачи урока:
Образовательные:
Подвести учащихся к пониманию причин революционных событий в Англии XVII в.
Охарактеризовать личность Карл I Стюарта.
Проанализировать ход революционных событий в Англии XVII в.
Охарактеризовать личность Оливера Кромвелья.
Подвести учащихся к пониманию огромного значения для послереволюционной Англии реформ парламента.
Определить внутренние последствия Английской революции XVII в.
Развивающие:
Учить учащихся рассуждать, делать выводы, использовать документальный и демонстративный материал, работать с картой.
Развивать умения учащихся работать с учебником, взаимодействовать друг с другом.
Воспитательные:
Продолжить формирование у учащихся ценностного отношения к наследию прошлого.
Опираясь на изучение революционных событий в Англии XVII в. сформировать у учащихся представление о необходимости нахождения компромисса, умении договариваться друг с другом чтобы избежать трагических последствий.
Образовательные результаты:
По окончанию изучения темы ученик
систематизирует материал по истории Английской революции XVII в. (в форме периодизации, таблиц, и др.);
объясняет причины начала противостояния короля и парламента в Англии;
характеризует позиции участников революции, выявляя их различия на определенных этапах;
рассказывает об основных событиях Гражданской войны;
сравнивает причины нидерландской и английской революции;
составляет характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки;
высказывает суждение о значении Английской революции XVII в. для британской и европейской истории.
Основные понятия: пуритане
Основные даты: 1640 год – начало работы Долгого парламента, 1645 года – битва близ деревни Нейзби, 1649 год – провозглашение Англии республикой.
План изучения нового материала:
Причины революции.
События революции
Итоги и значение революции.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, извлечение из парламентского закона 1649 года (принятого после казни короля), справочные сведения.
Мизансцена урока: традиционна
Оформление доски: на доске дата, тема урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу д/з.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Приветствие
Проверка отсутствующих
Проверка готовности к уроку
Психологический настрой на урок
Приветствие стоя
Староста или дежурный
Учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности, лента времени «Английская революция», извлечение из парламентского закона 1649 года (принятого после казни короля), справочные сведения, извлечение из исторического документа о пуританской этики и образа жизни.
Повторение изученного, проверка домашнего задания.
Задания для письменного опроса: карточка - лента времени «Основные события Нидерландской революции» - 4 человека
1566, апрель
1566, август
1572
1574
1579
1584
1587
1609
Задания для устного опроса:
Охарактеризуйте экономическое устройство, политическое управление, социальную структуру и культурную сферу жизни в Нидерландах до 1566 года.
Охарактеризуйте экономическое устройство, политическое управление, социальную структуру и культурную сферу во время Испанского господства в Нидерландах 1566 года.
Охарактеризуйте экономическое устройство, политическое управление, социальную структуру и культурную сферу Северных Нидерландах, после 1609 года.
Индивидуально письменно за партами
Фронтально с места
Жетонная система оценивания
Постановка учебной задачи
Создание проблемной ситуации. Вводное слово учителя (проблемные вопросы): Ребята, внимательно прочитайте тему урока, изображенную на слайде и, предположите, каково было отношение между парламентом и королевской властью в Англии накануне революции?
- Как вы думаете, каково было отношение английского народа к королевской власти накануне революционных событий?
Работа с историческим документом
Ребята, перед вами лежат важные для Англии документы. Найдите документ Якова I «Истинный закон свободной монархии» (1603 г.) Прочитайте первое предложение второго абзаца данного документа.
«И как представляется очевидным, что король является верховным властителем над всей страной, точно так же он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каждым из его обитателей»
Какие выводы вы можете сделать, прочитав данный отрывок?
Прочитайте третий абзац этого же документа.
«Общие законы, выработанные публично в парламенте, по известным королю соображениям, в силу его власти, могут быть смягчены и приостановлены по причинам ему только известным»
Какие выводы вы можете сделать, прочитав данный отрывок?
Скажите, опираясь на прочитанный документ, какова роль короля в Англии того периода?
Перед вами лежит, еще один, исторический документ от 4 января 1649 года «Постановление палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства». Прочитайте второй пункт данного документа.
«и также объявляют, что общины Англии, заседающие в парламенте, будучи избраны и представляя народ, являются высшей властью в государстве»
Какие выводы вы можете сделать, прочитав данный отрывок?
Формулирование проблемы:
Как можно сформулировать проблемный вопрос урока?
Какие события привели к отмене королевской власти?
На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы ответить на главный вопрос?
Причины революции
Основные этапы
Итоги революции
Слайд № 1
Чтение темы урока про себя. 1 человек по требованию вслух.
Высказывают предположения фронтально с места (между королем и парламентом возникли противоречия, которые в последствии, привели к революционным событиям)
Высказывают предположения фронтально с места (отрицательное, положительное)
Слайд № 2
Чтение документа «Истинный закон свободной монархии» (1603г.) вслух 1 человек по желанию
Фронтально высказывают суждения (форма правления в Англии 1603 года абсолютная монархия, власть сосредоточена в руках короля, он господин и лицо государства)
Чтение документа «Истинный закон свободной монархии» (1603г.) вслух 1 человек по желанию.
Фронтально высказывают суждения (законы вырабатываются в парламента, на которое в своем правлении опирается король, хотя последний может изменить закон в силу своего желания)
Фронтально (король играет ключевую, важную роль)
Чтение документа года «Постановление палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства» вслух 1 человек по желанию.
Фронтально (этот документ уже не от имени короля, а от имени палаты общин, котонный объявляет себя высшей властью в государства. Скорее всего, произошла смена формы правления в Англии и, король утратил свою власть)
Выдвижение гипотез.
Формулировка вопросов.
Запись темы урока в тетрадь.
Фронтально
Изучение нового материала
1.Причины революции
Учитель формулирует проблемный вопрос: Что нам необходимо вспомнить, чтобы приступить к решению нашей проблемы?
Работа с понятиями.
У вас на столах карточки основных понятий и их значение. Соотнесите понятие с его значением.
Англикане
Кальвинисты
Парламент
Монархия
Абсолютная монархия
Революция
Сторонники реформации, последователи Ж.Кальвина
Сторонники реформации в Англии
Сословно-представительный орган
Власть монарха безгранична
Форма правления, где глава государства передает свою власть по наследству
Коренной переворот в государстве
Форма правления, где глава государства избирается, его власть ограничивается законом и парламентом
Учитель: Какое определение явилось лишним, и что оно обозначает?
Запомните его, в конце урока мы к нему вернемся.
Учитель: Вспомните, какая династия вступила на английский престол после 1603 г.?
Политика Якова I Стюарта (1603-1625гг.) вызвала резкое отторжение пуритан.
Работа с термином: Найдите в тексте учебника на стр. 141 определение, кого называли пуританами и запишите термин в тетрадь?
Пуритане – последователи кальвинизма.
Учитель: Проанализируйте заявление пуритан в религиозной и политической области и попробуйте сформулировать их основное требование.
Очистить англиканскую церковь от пышных богослужений.
Упразднить должность епископа, который служит не богу, а королю.
Власть короля божественного происхождения, но законна в том случае, если она придерживается старых английских законов и традиций, при этом опираясь на парламент.
Работа с учебником (выборочное чтение про себя, выписка противоречий в тетрадь)
При Якове I Стюарте в разных областях английского общества назрели непреодолимые противоречия, которые и легли в основу будущей английской революции.
У вас на столах лежит конверт, в котором находятся карточки, где обозначены сферы жизни английского общества. Опираясь на текст учебника стр. 141-142 выявите противоречия в английском обществе и выпишите их в тетрадь по вариантам: первый вариант – характеризует экономические противоречия, второй вариант – противоречия в общественном устройстве, третий вариант – противоречия в духовной сфере, четвертый вариант – политические противоречия.
Сферы жизни
Противоречия-причины революции
Экономика
Общественное устройство
Духовная сфера
Политика
Монополии, которые давали короли некоторым купцам, привели к разорению многих предприятий и ремесленных мастерских.
Появились новые классы: буржуа и наемные рабочие, но королевская власть сохраняет сословные привилегии дворянства и духовенства.
В стране преобладают протестанты, а Стюарты пытались вернуть каталицизм.
Жители стремились участвовать в управлении страной через привычный парламент, суды присяжных, а король распускал их и жестоко расправлялся снедовольными.
Учитель обобщает ответы учащихся:
Возникшие противоречия усугубились с приходом на английский престол после смерти Якова I Стюарта Карла I.
Английское общество надеялось на перемены, однако, их надежды не оправдались
Работа с учебником: Перед вами на слайде текст, в котором пропущены слова. На основании текста учебника стр. 142-143 вставьте пропущенные ключевые слова, и мы узнаем, как складывались отношения между Карла I и парламентом.
«Карла I женился на французской принцессе Генриетте Марии, которая была истинной веры. Молодая королева подчинила своему влиянию , которого стали подозревать в желании ввести в стране .
В 1628 году английское правительство вело затруднительные войны с тремя государствами- , , Парламент вынудил короля подписать ..с требованиями уважать права , объявлялись незаконными проводимые без разрешения суда Тогда король парламент. В стране установился режим .правления Карла I»
Учитель: Как же складывались отношения между королем и парламентом?
Учитель: Итак, все противоречия вскрыты и мы в плотную подошли к изучению революционных событий в Англии.
2.События революции
Работа с учебником (выписка дать основных этапов Английской революции)
Предлагаю вам, с помощью текста учебника стр. 143 – 145 составить ленту времени этапов английской революции с последующим определением и записью ключевых событий.
1640- 1 этап- 1642
1642 - 2этап- 1648
1649
Созыв Долгого парламента
Начало революции
Переговоры короля и парламента. Парламент постепенно ограничивает власть короля.
Начало гражданской войны.
Гражданская война короля и парламента. Победа над армией короля 14 июня 1645 г. близ деревни Нейзби армией парламента во главе с О. Кромвелем.
Реформы парламента. Завершение гражданских войн.
Казнь короля Карла I. Провозглашение
Англии республикой.
Учитель: Рассмотрите схему «Гражданская война» и скажите, какие противоборствующие стороны принимали участие в изучаемых нами событиях?
Учитель обобщает ответы учащихся: Анализируя этапы английской революции, мы выяснили, что поводом к началу событий стал созыв Долгого парламента, и возникший спор о королевских прерогативах, то есть что может король, а что парламент. Мы выяснили, что движущей силой революции были с одной стороны пуритане – сторонники парламента, с другой стороны англикане – сторонники короля.
Скажите, исходя из выше изложенного, какой характер носит революция в Англии?
Так же, мы познакомились с двумя ключевыми историческими личностями изучаемых нами событий, это Карл I Стюарт и Оливер Кромвель.
Краткая характеристика исторической личности на основании текста учебника стр.142-143, стр.151.
Первый вариант охарактеризует личные качества Карла I Стюарта.
Второй вариант охарактеризует жизненные принципы, мотивы поведения Оливера Кромвеля.
Каково ваше отношение к данным историческим личностям?
3.Итоги революции.
Учитель: Ребята, в начале урока, работая с понятиями, у нас осталось лишнее определение, вспомните, как оно звучит?
Вы предполагали, что это может быть связано с результатом Английской революции в 1949 году? Подтвердились ли ваши предположения?
Учитель обещает ответы учащихся: Гражданская война короля с парламентом закончилась победой пуритан. Карл I был казнен, с абсолютизмом в Англии покончили. Парламент провозгласил страну республикой. Власть королей была ограничена законом, парламентом и стала выборной. Вся законодательная власть полностью перешла к однопалатному парламенту.
Фронтально с места высказывают свои версии (вспомнить что такое революция, парламент и другие понятия важные для англичан того времени)
Индивидуально за партами.
1 ученик по требованию у доски с последующей фронтальной проверкой.
Слайд № 3
Отвечает ученик, работавший у доски (Форма правления, где глава государства избирается, его власть ограничивается законом и парламентом обозначает республиканскую форму правления)
Фронтально (Стюарты)
Чтение термина вслух 1 человек по требованию учителя. Выписывают термин в тетрадь.
Слайд № 4
1 ученик по требованию учителя вслух зачитывает заявления пуритан
Фронтально (пуритане требовали дешевую церковь, выступали против укрепления абсолютной власти короля)
Выборочно читают текст учебника про себя стр. 141-142. Выписывают противоречия английского общества накануне революции по вариантам с последующей фронтальной проверкой.
Слайд № 5
Фронтально.
1 человек у доски по желанию
Отвечает ученик, работавший у доски (отношения накалились до предела)
Слайд № 6
Учебник стр. 143 - 145
Фронтально. Называют этапы и даты. Составляют ленту времени виде таблицы вместе с учителем.
Заполнение ленты времени первого этапа революции выполняется вместе с учителем
Заполнение ленты времени второго этапа выполняется в парах с последующей фронтальной проверкой.
Заполнение ленты времени третьего этапа выполняется индивидуально с последующей фронтальной проверкой.
Слайд № 7
Фронтально
Фронтально (В революционных событиях Англии прослеживаются политические и ярко выраженные религиозные ноты)
Слайд № 8
Фронтально, по желанию
Учебник стр.142-143
Учебник стр.151
Учащиеся высказывают свое оценочное суждение с места по желанию.
1 человек по требованию (форма правления, где глава государства избирается, его власть ограничивается законом и парламентом)
Фронтально (Да, в Англии произошла смена формы правления с монархии на республику, и это понятие и характеризует республиканскую форму правления)
Слайд № 9
Первичное повторение и закрепление.
Повторительно - обощающая беседа:
Скажите, чем английская революция отличается от нидерландской революции, которую мы изучали на предыдущем уроке?
Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока:
Какие события привели к отмене королевской власти?
Фронтально (революция в Нидерландах была справедливой борьбой с тиранией за свободу, а революция в Англии носила внутренний политический, ярко выраженный религиозный характер)
Слайд № 10
Фронтально (к отмене королевской власти привели неразрешенные политические противоречия между королем и парламентом, а также религиозные разногласия между королевским двором и английским обществом)
Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно удивило? Почему?
-Как можно использовать новое знание? В какой ситуации?
Фронтально. Выставление оценок за работу на уроке.
СђЗаголовок 2СђЗаголовок 315