Урок открытия нового знания по теме: Причастие как часть речи (7 класс)
Урок русского языка
Тема урока: «Причастие как часть речи».
Класс: 7
Автор: Иванникова Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино».
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цель урока: создание оптимальных условий для « открытия нового знания» по теме: «Причастие как часть речи» .Задачи:
включение учащихся в исследование и создание комфортных условий для осуществления поисковой деятельности на уроке;
формирование умения высказывать собственные суждения, делать выводы, развитие логического и образного мышления;
приобщение к великому русскому слову, воспитание любви к Родине через любовь к окружающей природе.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Оформление тетради : «………..как часть речи»
Актуализация изученного.
Слово учителя : « Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, в осенний сад, которые сейчас выглядят волшебно. Гуляя по осенним тропинкам, вглядываясь в красоту осени, мы узнаем много нового и интересного. И начнем мы с текста И.Бунина.»Чтение текста учителем ( отрывок из рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки»):
« Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца…
Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег….»
Задание:
О чем этот текст?
Какова основная мысль этого текста?
Как бы вы его озаглавили?
Определите стиль текста?
А тип?
Почему вы решили, что это описание. Докажите. ( Много прилагательных)
3. Создание проблемной ситуации.
- Найдите прилагательные и выпишите их в строчку.
- Все согласны? А у кого не так?
- Итак, задание было одно? Да.
- А выполнили вы его как? ( По-разному, осознание противоречия)
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? ( Какой частью речи являются слова подсохший, поредевший, опавшей, выпадавшими ?)
- По каким признакам вы определяли прилагательные ?( Отвечают на вопрос какой?Обозначают признак предмета)
- Давайте поразмышляем над словами « подсохший», «поредевший», «опавшей».
- Какой вопрос зададим к ним ? ( Какой?).Такой же, как у прилагательных.
- Замените слова « подсохший», «поредевший», «опавшей» словосочетаниями, близкими по значению. ( который подсох, который поредел, которая опала, которые выпали ).
- От каких слов образованы данные слова ( от глаголов)
- С помощью чего ? ( суффиксов –ш-, -вш-)
- Признак какой части речи налицо? (глагола).
- Какие вопросы, похожие на вопрос глагола, можно задать к этим словам? ( что делающий ?)
- Признаки каких частей речи вместили эти слова? ( прилагательного и глагола)
- Какую проблему нам с вами надо решить? ( Какая же это часть речи?)
Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил : «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой части речи говорил Даль? (Причастие). Запись темы урока: «Причастие как часть речи».
4. Постановка учебной задачи.
- Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.
Узнать, что такое причастие ?Научиться находить причастие среди других частей речи.
Уметь пользоваться причастием в речи.
5. Открытие нового знания.
-Прочитайте стихотворение Д. Мережковского«Осенние листья». Распределите слова, которые характеризуют существительное листья, по столбикам.
Осенние листья
Падайте, падайте, листья осенние,
Некогда в теплых лучах зеленевшие,
Легкие дети весенние,
Сладко шумевшие!...В утреннем воздухе дым,-
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею.
Молча любуюсь на вашу красу,
Падайте, падайте, листья осенние…
- По какому принципу вы их распределили? ( в одном столбике прилагательные , в другом причастия)
- Докажите.
Листья
Осенние зеленевшие
весенние шумевшие
( Причастия образованы от глагола, отвечают на вопрос «что делающие?», изменяются во времени)
Откройте учебник стр. 25. Прочитайте информационный текст в рамке ( про себя) и дополните характеристику.
6.Первичное закрепление.
Работа с текстом из книги «Все о живописи».
Задания:
Прочитайте текст.
Подчеркните словосочетания причастие + существительное.
Что обозначают причастия?
Какую роль играют причастия в тексте?
Исаак Левитан – творец так называемого «пейзажа настроения». Он очень тонко передавал разнообразное состояние природы, давал почувствовать всю заманчивость окружающего мира.
На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотой осенней отделке. В глубине луга теряется синеющая река, на левом бережке которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветви кустарника. Земля покрыта желтеющей увядшей травой. На противоположном берегу заметен ряд еще зеленых ив, которые радуются осеннему бодрящему воздуху…
На поверхности реки отражается высокое небо с белыми тучами. Почти на линии горизонта видны очертания строений, леса, полей.
Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
Глядя на картину «Золотая осень», зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Именно она дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
Самостоятельная работа с проверкой.
Составьте небольшой текст на тему: «Осень в лесу» ( 5 – 7 предложений), используя причастия.
А волшебную красоту осеннего леса поможет нам ярче представить картина И. Левитана «Золотая осень».
В тексте можно использовать следующие опорные слова.
Лес: тихий, задумчивый, притихший, освещенный, завораживающий, принарядившийся.
Листья: опавшие, покрывающие все, зеленевшие, шумевшие.
Воздух: бодрящий.
Деревья: дремлющие.
Трава: желтеющая, увядшая.
Включение новых знаний в систему.
Попробуйте составить кластер по теме урока.
Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Выполнили ли мы эту цель?
Назовите ключевые слова урока ?Рефлексия.
На этом урок наш заканчивается. Понравилось ли вам наше путешествие по осеннему лесу? Возьмите сигнальные карточки и покажите !Домашнее задание.
Домашнее задание: § 9, упр. 56.