Изготовление и применение нестандартного оборудования на занятиях в бассейне
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 83 «Фея»
ДОКЛАД
«Изготовление и применение нестандартного оборудования на занятиях в бассейне»
Составитель: Сахабеева Э.В. инструктор по физической культуре (для обучения детей плаванию)
г. Набережные Челны – 2014 г
Купание, плавание, игры и развлечения на воде один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляет их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего организма.
Для обучения плаванию у нас в детском саду есть бассейн.
Главная цель – оздоровление и всесторонне физическое развитие детей.
Зал бассейна нашего дошкольного учреждения оснащён как стандартным, так и нестандартным физкультурным оборудованием. Коррекционная направленность некоторых упражнений вывела необходимость применения дополнительного нестандартного оборудования, которое не выпускают предприятия, но которое можно сделать своими руками. Это и разноцветные рыбки, змеи, красочные кораблики, бусы, речные камешки, массажные коврики и многое другое.
Обучение детей плаванию основано на принципах доступности, постепенности и этапности: подготовительный (3-5лет), и основной (5-7 лет) этапы.
Подготовительный этап – ознакомление детей со свойствами воды и формирование положительного отношения к ней. Уровень воды в бассейне подбираю так, чтобы дети могли свободно сидеть на дне бассейна и передвигаться по нему, выполняя игровые упражнения: «Крокодильчики» (передвигаться по дну на руках вперёд), «Раки» (передвигаться по дну на руках назад), «Бегемотики» (передвигаться на четвереньках вперёд и назад), «Крабики» (передвигаться по дну на руках и ногах, боком влево и вправо и т.д.)
На подготовительном этапе широко использую исследовательский метод обучения. Вхожу в воду вместе с детьми. Мы играем в игру «Поймай водичку» (набираем воду в ладони, стаканы или ведро и видим, как она льётся из сосуда в бассейн), рассматриваем игрушки, плавающие на воде и лежащие на дне. Тяжёлые игрушки утонули, но мы их видим (дети делают вывод: вода прозрачная, лёгкие игрушки плавают, не тонут).
Основной этап – ознакомление детей с техникой плавания кролем и на спине и груди, а также с техникой брасс.
Нестандартное оборудование очень нравится детям, в этой возрастной категории (5-7 лет) мы больше используем инвентарь для выполнения упражнений под водой. Достаём со дна бассейна: «змеи», «рыбок», «фигурки», «киндеры» с грузом, «сокровища» и т.д. Тренируемся задерживать дыхание и одновременно выполнять различные задания («надень на шею бусы из «киндеров» без рук», «достаём груз со дна», «управляем корабликом без рук, с помощью выдоха через рот или касанием головы»). Изготовление нестандартного оборудования неизбежно привело к созданию авторских игр и упражнений.
Нестандартное оборудование:
Массажный коврик «звезда»
Изготовление: крышки из-под пластиковых бутылок пришиваются на брезент (клеенку). Дети ходят по коврику в начале занятия. Это упражнение укрепляет свод стопы – профилактика плоскостопия.
«Цветная – верёвочка»
Изготовление: на выбранную длину нити нанизываются пустые «киндеры» и крышки из- под пластиковых бутылок, и по краям присоединяются 2 крепления.
Эту цветную верёвочку можно натянуть в длину бассейна или поперёк, в зависимости от поставленной задачи. По команде ребёнок идёт и перешагивает через верёвочку, руки на пояс (стоя к ней боком, стоя к ней лицом или спиной). Также можно прыгать через верёвочку, нырять и выполнять упражнения, подползая под неё.
Все эти упражнения развивают координацию движений, ловкость, формируют навык перешагивания препятствий.
«Киндер-кораблик»
Изготовление: подбираются 3 «киндера» одного цвета, соединяются между собой ниткой.
Ребёнок-капитан, у каждого свой корабль, он отправляется в плавание. Движение корабля за счёт выдоха через рот. Это упражнение тренирует навык правильного носового дыхания, укрепляет мышцы лица.
Бусы из «киндеров»
Изготовление: на нитку нанизывают «киндеры» и завязывают концы.
Ребёнок должен принять правильную осанку, когда несёт бусы на голове. Следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры выполняются расслабляющие движения: руки вверх и затем вниз, согнуться в поясе, расслабиться 5-6 раз. Это упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы позвоночника, и помогает ребёнку контролировать свою осанку. Также можно использовать бусы для упражнений с задержкой дыхания (подныриваем и одеваем на голову без помощи рук).
Аппликации (цветы, насекомые, бабочки, геометрические фигуры и т. д.).
Изготовление: из использованных кругов (брезента) вырезаются различные предметы. Их рассыпают по дну, наклеивают на стены чаши или бассейна. Задача детей выбрать из общего количества аппликаций одного цвета, живые или неживые предметы.
Это упражнение помогает развить координацию зрительного, слухового и моторных анализаторов, тренируется подвижность нервных процессов, умение ориентироваться в пространстве и различать цвета, повышает эмоциональный тонус. На занятиях в бассейне также используются «киндеры» разных цветов и разных размеров с грузом и без.
Игра-эстафета «Почтальон»
Изготовление: из пенопласта вырезаем «конверт». Дети делятся на 2 команды. По сигналу инструктора дети, находясь в воде, берут с бортика «письма». Передвигаясь по дну бассейна, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег), стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Варианты игра «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками).
Игра «Солнышко и Дождик»
Изготовление: из крышек из-под майонеза и брезента (клеенки) - «Солнышко». Из полиэтиленового пакета из-под мусора синего цвета - «Дождик». Инструктор показывает детям «Солнышко - можно гулять!» - дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем инструктор показывает «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают. Это игра помогает приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь. Также, игра развивает внимание, т.к. инструктор не говорит, а показывает «Солнышко» и «Дождик».
Игра «Салки на воде с мячом»
Изготовление: Из поролоновой губки вырезается полоски. Затем соединить эти полоски веревкой. В начале игры выбирается водящий. Его задача кидать мячик в других игроков, стараясь в них попасть, осалить их брошенным мячом. Остальные игроки уплывают, убегают от мяча. Игроки могут спасаться от мяча, ныряя с головой в воду, в этом случае, водящий должен отвлечься от этого игрока и погнаться за другими. Ждать пока, нырнувший игрок - вынырнет и сразу же кидать в него мяч запрещено правилами. Если игрок не успел нырнуть и увернуться от мяча, и мяч в него попал, он становится водящим и игра продолжается.
Игра «Ниагарский водопад»
Изготовление: в пластиковой бутылке внизу проделываются несколько отверстий. При открывании крышки вода начинает литься, при закрывании прекращает литься. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит инструктор, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» - льет воду из бутылки. Игра помогает учить детей задерживать дыхание.
Чтобы еще больше заинтересовать детей я стала использовать на занятиях в бассейне нестандартное оборудование, я решилась на эксперимент, в рамках которого нестандартное оборудование стало активно использоваться на занятиях в бассейне.
Такое оборудование вызывает у детей особый интерес к занятию, повышает их двигательную активность, развивает творческий потенциал.
Все занятия основаны на использовании подвижных и тематических игр и игровых упражнений, что способствует развитию образного мышления, создаёт хорошее настроение, положительно влияет на последующую деятельность.
Предметно-развивающая среда бассейна помогает ребёнку найти область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности. Представленное в докладе нетрадиционное оборудование и пособия соответствуют возрастным особенностям детей.
Хочется сказать, что воспитание маленьких граждан должно включать спорт как неотъемлемую составную часть. Занятия спортом помогают вырабатывать у малыша многие положительные черты характера, такие, как самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, мужество и решительность. Дети учатся выполнять правила, быть дисциплинированными, учатся оказывать помощь друг другу, что пригодится им в будущем. Наша задача привить любовь к занятиям физической культуре, а помогает в этом в частности использование нестандартного оборудования.