Урок по изобразительному искусству Орнаменты и наброски
Тема урока «Орнаменты и наброски».
Цели урока: закрепить знания об орнаментах и их видах, познакомить с определением «набросок», научить выполнять наброски, создавать декоративный орнамент;
развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение уч-ся;
воспитывать уважение к народному наследию, любовь к искусству.
Оборудование: фотографии и слайды, материалы и принадлежности к уроку.
Ход урока.
Орг.момент. Цели и задачи.
Повторение.
Объяснение нового материала.
Орнамент -ритмичное чередование одного или нескольких элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение».
Из истории развития казахского орнамента.
Виды национального орнамента
Зооморфный -связанный с дикими и домашними животными, птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных и отельных частей их фигур: рог архара, олений рог и др.
Космогонический орнамент - связанный с космосом: звезды, луна, полумесяц.
Растительный орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.
Геометрический орнамент - геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал. У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит, что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера - искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют
" ОЮШЫ" - «ОРНАМЕНТЩИК", и в народе считали что "Резва мысль у того, кто рисует орнамент".
Демонстрация орнаментов.
Орнамент – это «волшебное письмо предков». А почему его так называют, вы узнаете из старой-старой легенды.
4.Слушание легенды.
Давным - давно на белом свете жила красавица Карашаш. .И была Карашаш не только красавицей, но и умницей, и искусной рукодельницей. И был у Карашаш жених, батыр Ермагамбет. Поехал как-то Ермагамбет на охоту, а в это время на аул, где жила красавица Карашаш, напал злой великан. Захватил он всех жителей аула в плен, увел далеко в горы, в свою пещеру, и заставил работать на себя. Вернулся Ермагамбет с охоты, а аул разорен, людей нет, а красавица невеста пропала. И отправился наш батыр на поиски своей Карашаш. Долго странствовал он по горам и степям, пока не остановился на отдых у реки. Решил напоить коня, глядь а по реке плывет ковер . Вытащил Ермагамбет ковер из реки на берег, развернул его, и затрепетало сердце его от радости! Такие узоры только его искусница Карашаш могла выткать. Стал рассматривать батыр ковер да, как письмо, читать его орнаменты. Вот зигзаги – это волны реки, вот волнистые линии – это холмы вдалеке, вот треугольники- это горные вершины за холмами, круг – это солнце, полумесяц – луна. День и ночь шел батыр вдоль, перевалил через холмы, вышел к горным вершинам и разыскал пещеру. Сразил Ермагамбет злого великана, освободил из плена всех жителей аула и свою невесту, красавицу Карашаш и смекалка батыра Ермагамбета помогли людям.
5.Беседа о коврах.
Из легенды вы узнали, что у казахов ковер имеет большое значение.(Показ страницы , где изображены каз.нац. ковры)
Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными особенностями для каждой группы.
Текемет ковер войлочный постилочный с цветным узором (войлок – плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти). Текемет делается следующим образом. Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета. при обработке узор вваливается. СырмаK – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор врезается в фон вровень с его поверхностью - эта композиция накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора. Сырмак один из главных предметов убранства казахского народного жилища юрты. Сырмаки и текеметы - это постилочные войлочные казахские ковры. Настенный же войлочный казахский ковер называется "тускииз". Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной ткани.
6. Практическая работа.
Работа в группах.
Ребята из каждой группы выбирают конверт с заданием.
В конвертах шаблоны элементов орнамента. Им надо изобразить казахский ковер, применяя предложенные шаблоны.
Инструктаж по выполнению казахского орнаментального ковра
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии:
Противоположные стороны должны быть одинаковыми по форме, размеру и цвету.
При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяют мастера в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику.
Синий – цвет неба;
Белый – символ истины;
Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали;
Зеленый – молодости, весны и т.д.
Презентация работы.
Каждая группа демонстрирует и защищает свою работу
7.Итоги урока .
Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы? Что не совсем получилось? Почему не получилось?
Красивые получились ковры?
Что помогло сделать их такими красивыми?
Оценивание работ.Давайте оценим работы групп. У вас на столе лежат элементы орнамента разного цвета: зеленый и желтый.Если работа вам понравилась - поднимите зеленый, если не очень – желтый.
Оценивают по очереди 1,2, 3 группы.
Наш урок подходит к концу. Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа,А не только опорой дома своего.Стань талантливым человеком, Достойным народа своего.
Чего и вам желаю.
Урок окончен. До свидания.
8.Домашнее задание
Стр.36
kazah_2_1 (600x462, 57Kb)Рисунок 1kazah_2_1 (600x462, 57Kb)Рисунок 315