Урок на тему: Лирика Федора Ивановича Тютчева
Рысбаева Ляззат Акмаловна учитель русского языка и литературы школе-лицее №123 имени Темирбека Жургенова Жалагашского района Кызылординской области
Предмет: Русская литература
Классы: 10«А», «Б».
Тема урока
Лирика Федора Ивановича Тютчева
Ссылка
Учебник, интернет-ресурс, Руководство
Общие цели
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева, выделить основные темы и особенности тютчевской лирики
Ожидаемый результат
Познакомятся с жизнью и творчеством поэта, выделят основные темы и особенности лирики поэта, умеют частично анализировать текст
Основные идеи
Обучение повествованию, анализу, рефлексии
Источники заданий
1.Поисковый метод работы,
2.Взаимообмен мыслями: точность, дисциплина.
3.Работать во взаимодействии
Оборудование урока
Учебник, стикеры, постеры
Мотивационный период
5 мин
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Деление на группы при помощи разрезанных картинок
"Вопрос на размышление"
Новая тема
Стадия вызова
Стадия осмысления
Актуализация знаний учащихся: Поэт, поэзия
Балнур - (Подготовленный ученик рассказывает вкратце биографию поэта)
Елжан - Юность.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Задания группам:
1 группа – Пейзажная лирика:
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней
«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.
Задание:
· Выписать из стихотворения «Чародейкою зимою» все художественно-изобразительные средства языка
2группа – Любовная лирика:Первая любовь.
Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.
О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.
Динара-
Я помню время золотое,Я помню сердцу милый край.День вечерел; мы были двое;Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)
3 группа - Гражданская лирика: За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскуетОн к свету рвётся из ночной тениИ, свет обретши, ропщет и бунтует.
А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:
Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:У ней особенная стать –В Россию можно только верить.
Итог урока:
Чему служит поэзия?
Какова роль поэта ?
Какова роль поэта Тютчева в истории русской поэзии?
Составление кластера "Лирика Тютчева"
Рефлексия:
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось на уроке?
Что бы вы изменили?
Что бы вы развили?
Учащиеся рассказывают
Учащиеся рассказывают о пейзажной лирике поэта, читают наизусть стихи
Учащиеся рассказывают о гражданской лирике поэта и читают стихи
Оценивают по методу
"Две звезды и одно пожелание"
Суммативное оценивание
Оценивание
Формативное, суммативное оценивание
Дом. задание
Стр.Выучить одно стихотворение , последние годы жизни
15