План самообразования инструктора по физической культуре


План работы по самообразованию
инструктора по физической культуре
Закировой В.Н. на 2015-2020г.
Тема: Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки в соответствии с ФГОС ДО.
Актуальность проблемы.
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей - нашего будущего, ухудшается с каждым годом. В настоящее время приемлемым считается, развитие ребенка на нижней границы нормы. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.
Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т.п), могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина, которой низкий уровень нейродинамики (низкий тонус мозга).
Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика.
Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.
Теория возникновения.
Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц.
Кинезиология базируется на особенностях функциональной асимметрии полушарий мозга человека, благодаря которой возможно гармоничное развитие обоих полушарий.
Особенность кинезиологических упражнений в том, что все они основаны не только на движениях сжатия – растяжения, сгибания – разгибания, но и включают сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей противоположных частей тела, а следовательно, и регулирующих их действия полушарий. Такие разнотипные и перекрестные движения, в отличии от симметричных и содружественных (регулируемых спинным мозгом) движений, требуют более высокого (на уровне головного мозга) уровня регуляции. Поэтому их осуществление и автоматизация приводят к созданию принципиально новых связей мозга и расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.
Любая психическая функция левого полушария сначала формируется в правом и лишь позже дублируется, перемещаясь в левое. Например: пространственные представления, зрительное восприятие (правое полушарие) - это условие для развития речи, логики, анализа (функции левого полушария).
Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Поскольку при нарушениях развития, мозг изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех таких детей страдают функции, связанные с левым полушарием, то есть речь, произвольная регуляция деятельности. Однако эти нарушения носят вторичный характер по отношению, к недостаточности функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга. Таким образом, коррекционную работу с такими детьми, мы начинаем с воздействия именно на эти зоны мозга, выражающегося в нормализации общей активности, развитии эмоциональной сферы и движения.
Единство головного мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие мозолистого тела происходит у детей до 7-8 лет. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную активность детей. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи специальных кинезиологических упражнений, таким образом, стимулируя интеллектуальное развитие.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления. Занятия способствуют развитию двигательной сферы, гармонизируют работу головного мозга.
Цель: Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников. Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
Выработать стратегию, позволяющую улучшить работу головного мозга (используем физические упражнения, дыхательную гимнастику).
Формирование образовательной среды и методического комплекса, которые позволяют развивать умственные способности детей, не нарушая законов и этапов психофизического развития.
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Условия реализации плана следующие:
1.  Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
2.  Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3.  От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4.  Упражнения проводятся стоя или сидя
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Физинструктор следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения физинструктор выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Этапы.
I этап – организационно-подготовительный
Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята программа Л.Ф. Блиновой «Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки»
Обучение педагогов.
Идея плана будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет организован игровой тренинг, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.
Пополнение и модернизация развивающей среды.
Будет сделана методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр. В группах будут организованы уголки для развития мелкой мотирики кистей рук.

Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
Оптимальным является методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда, ритмы.
Работа с родителями.
На собрании мы ознакомим родителей с планом, расскажем о значимости кинезиологических упражнений. Предложим родителям самим освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им.
II этап – Рефлексивно-диагностический.Анализ профессиональной компетентности педагогов.
Педагоги провели самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.
В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
III этап – Практическая реализация плана.Вид работы Где реализуется
Растяжки
Дыхательные упражнения
Глазодвигательные упражнения
Телесные упражнения
Упражнения для развития мелкой моторики Релаксационные упражнения
Игра в уголке с занимательными упражнениями.
Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности.
Свободная деятельность

Система реализации плана.
Работа с родителями Работа с педагогами Обеспечение творческой направленности
1.Наглядная информация в родительском уголке
2.Тематические родительские собрания
3.Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.
4.Индивидуальные консультации 1.Тематический педсовет
2.Самообразование 1.Накопление и обобщение педагогического опыта
2.Функционирование уголков занимательными упражнениями
План внедрения кинезиологической программы
№ Основные направления Месяцы Месяцы Месяцы Месяцы Месяц
сентябрь-октябрь ноябрь-декабрь январь-февраль март-апрель май
1 Формирование пространственных представлений «Подними правую (левую) руку»
«Мое место»
«Где находится предмет» Ходьба по диагонали
Бег противоходом«Подними правую (левую) руку»
2 Межполушарное взаимодействие «Кулак-ребро-ладонь»
«Ухо – нос»
«Кулак-ребро-ладонь 2 с притопыванием»
«Змейка»
«Зеркальное рисование» «Колечко» «Лезгинка»
«Ухо – нос» «Цепочка»,
«Змейка»
3 Общая моторика и развитие саматогностических
функций «Растяжки по «осям» (верх-низ) «Растяжки по осям»
(лево – право) «Растяжки по осям»
(перекрестные)«Растяжки по осям»
(все вместе) «Дерево»
4 Самомассаж
лица Самомассаж рук Самомассаж ушей Самомассаж ног Самомассаж тела Самомассаж тела
5 Дыхатель-
ные упражнения «Поем звуки» «День-ночь» Спокойное дыхание Грустная песня Что сзади?
6 Перекрестные движения «Горизонтальная восьмерка»
«Перекрест
ные движения»
Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)
«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»
Ходьба с похлопыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому Лежа на полу коснуться локтем колена;
левым правой ноги, правым – левой ноги
7 Артикуляционная моторика Движения челюстью в разных направлениях Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание Движения языком в определен ной последова тельности,
«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»
Движения рук совмещать с движения ми языка.
Язык двигается за рукой
«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»
Движения рук совмещать с движения ми языка.
Язык двигается в противоположную сторону»
8 Мимические движения «Рожицы»
Вытягиваем губы трубочкой «Рожицы»
Широко открываем рот «Рожицы»
Выдвигаем язык «Рожицы»
Хмурое сдвигание бровей
«Рожицы»
Улыбка
9 Мелкая моторика Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки, затем одновременно.
«Змейка»
«Колечко»
«Цепочка»
Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.
Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.
Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.
Нанизывание бус.
«Обратные колечки»
10 Тактильный гнозис«Найди, из чего сделано»
Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана «Пальчиковый бассейн»
В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать «Волшебный мешочек»
На ощупь угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) «Волшебный мешочек»
На ощупь угадать мелкие игрушки «Волшебный мешочек»
На ощупь угадать
геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)
11 Зеркальное рисование Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно)Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)«Горизонтальная восьмерка»
Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе, Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки
Рисовать одновременно двумя руками буквы
12 Симметричное рисование Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей
13 Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком. Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д) Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения. Совместные движения глаз и языка.
Разнонаправленные движения. С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку.
14 Кинезиологические упражнения «Рубим капусту» «Плечики» Барабан «Домик-ежик-замок» «Лодочка-цветок»
15 Танцевальная физкультура «Буратино», «яблочко» «Регулировщик», перекрестные выпады. «Играем кистями рук», уголок. «Часики», ритмичные шаги. «Кукарача», качалка.
16 Игры «Воробьи-вороны» «Петушок» «Кот Васька» «Каргалар – Карлыгачлар» (Вороны – Ласточки) «Тишина»
IV этап – Заключительный
Таким образом:
Разработанная программа позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и физинструктора, детей и педагогов, детей и родителей.
Повысится педагогическая компетентность по данному вопросу.
Список используемой литературы:
Блинова Л.Ф. Физическое воспитание дошкольников в системе предшкольной подготовки: Методические рекомендации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 87с