Статья на тему Казахские подвижные игры на уроках физической культуры
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Крупнейшие преобразования в общественной, политической и экономической жизни Республики Казахстан представляют высокие требования к педагогической науке, которая отвечает за формирование личности будущих граждан. На современном этапе в государстве возникла необходимость не только интеллектуальной образованности, но и в нравственной воспитанности, физическом воспитании молодого поколения. Физическое воспитание направлено на развитие уникальности, неповторимости каждого ребёнка. Каждый ребёнок – это личность, целый мир, и задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально. В настоящее время перед учителем стоит великая цель- воспитании личности, свободной, физически развитой, способной к активной творческой деятельности во всех сферах жизни.
Народные игры являются органической составной частью общественного воспитания в системе прогрессивных традиций народа. Существуют определённая связь и созвучие между разными народными играми. В этом смысле игры можно представить как средство интернационального воспитания.
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представление о чести , смелости, мужестве. Участие в народных играх даёт возможность овладеть такими качествами, как сила,
ловкость, выносливость, быстрота, проявить смекалку, выдумку, находчивость и волю к победе.
Казахские игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни казахского народа. Учитель помогает учащимся понять, что людей объединяет любовь к стране, интерес к её многонациональной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к трудящемуся человеку.
По содержанию казахские игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
В казахских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Например, в игре « Ак суек» ( белая кость)
Белая кость – знак счастья, ключ,
Лети до луны,
До белых снежных вершин!
Находчив и счастлив тот,
Кто тебя в миг найдёт!
Ищите кость –
Найдёте счастье скорей!
А найдёт его тот,
Кто быстрей и ловчей!
В игре « Ак каскыр – байланган каскыр» ( Белый лютый -серый лютый).
Белый лютый
Серый лютый
Кого вы у нас хотите
Разозлить?
Имя назовите!
Нужен нам самый храбрый, храбрый
Тот , кто врагов в бою победил,
Тот, кто в походы ходил
Тот, кто в стремёнах вставал
Злому волшебнику рога отрубал.
Белый лютый
При белой луне
Серый лютый
При бледной луне.
Или в игре «Балапандар» - цыплята.
Дружно держимся за друга,
Здесь, в колонне : друг подруго!
Мы все смелые ребята!
Нам не страшен хищный коршун.
С нами наша мать!
Мы идём с ней погулять,
Чудеса повидать!
В ходе игры я привлекаю внимание ребят к её содержанию, должны следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической
нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, стараюсь приучить их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Объясняя новую казахскую игру, в которой есть зачин, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.
Ребята, вслушиваясь в ритмическое сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Дети способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы с кратковременными перерывами, с активным отдыхом.
Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Поэтому я им предлагаю недлительные подвижные игры, такие как : «Айголек», «Байга»- конное состязание, «Балапандар», « Кумс алу» - подними монету», « Жапалактар жже карлыгаш»- Ястребы и ласточки, «Такия тастамак!»- Есть идея, «Туилген орамал» - завязанный платок, « Атбакыл» - наездники, « Октау тартыс»- перетяни-ка, «Котермек»- подними-ка.
Подвижные игры в среднем школьном возрасте характеризуются большей устойчивостью. Действия детей в подвижных играх становятся более слаженными,
точными. Заметно совершенствуется их способность быстро и ловко увёртываться от преследующих игроков; обогащается выбор применяемых приёмов ухода от условного противника , а так же способов борьбы с ним в единоборстве и при поддержке товарищей. Игры детей обычно сюжетные. Мальчиков и девочек увлекают игры в которых они стремятся к достижению единой цели, с разделением на группы , команды.
Например : «Доп Ypy» - попади в мяч, « Кiм yрды?» - кто ударил, « Жаяу кoкпар»- пеший кокпар, « Тапкыш»- находчивый, «Шулдiк»- чижик, « Колтyзак »- рука и петля, « Аншылар» - охотники.
У школьников старщего школьного возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям товарищей укрепляется воля. Участие в играх с разнообразными активными действиями, сочетающимися с бегом, прыжками и метаниями, способствует повышению физической подготовленности учащихся.
Итак, казахские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Следует помнить, что главная задача научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение,
Проявлять инициативу.
Таким образом, казахские подвижные игры – один из ценных способов воспитания детей в коллективе, через коллектив.
Коллективные подвижные игры развивают чувство товарищества, привычку критически относится к своим действиям и действиям других участников.