Итоговая работа по курсам Применение ОМС на уроках истории
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Применение открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) на уроках истории»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ:12.05.2014г. -16.05.2014г.
«Проектирование учебного занятия на основе современных технологий»
(наименование курсов)
Выполнила: Резинкина Галина Викторовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 145 Куйбышевского района
г.о. Самара
Самара, 2014г.
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Информационные технологии призваны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Электронные образовательные ресурсы обладают многими достоинствами и преимуществами. Вспомним древнюю китайскую пословицу:
Расскажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай мне попробовать, и я научусь
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) , в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают как раз возможность попробовать. Иными словами, содержание (контент) электронных образовательных ресурсов может быть интерактивным: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д. Также используется мультимедиа: текст, звук, графика, фото, видео, анимация, вплоть до объемных управляемых изображений. Это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно-деятельностных форм обучения. В нашей стране, в рамках “Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы” был запущен проект по созданию ЭОР нового поколения – открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС). Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс. Ведь большинство подростков воспринимает материал не столько по принципу «трудно» или «легко», а сколько – «интересно» или «неинтересно». Размышляя над этим, изучая и осваивая современные образовательные технологии для реализации компетентностного подхода при изучении истории, я стала применять ОМС на уроках истории. Использование ОМС в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес учащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.
Возможности использование ОМС позволит создать условия для успешного решения задачи оптимизации процесса обучения.
Во-первых, для учителя использование ОМС значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку.
Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
В-третьих, использование ОМС – это средство повышения мотивации к обучению и повышению качества знаний по предмету. Что, поможет активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность ребят.
В-четвертых, использование ОМС дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса.
В-пятых, пользователь ОМС (преподаватель, учащийся) становится, по существу, соавтором учебного курса, для этого предоставляется две возможности: выбрать понравившийся вариатив того или иного модуля, подготовленный профессиональными разработчиками, или сделать модуль своими руками для локального или всеобщего использования.
В-шестых, ОМС позволяют получить теоретические знания, провести
практические занятия и оценить учебные достижения. При этом
обеспечивается личностно ориентированный характер образовательнойдеятельности.
При работе с ОМС возникают некоторые ограничения:
В нашей школе имеется один компьютерный класс(25 ноутбуков) с доступом в Интернет, у каждого учителя – свой ноутбук, в кабинете истории установлена интерактивная доска и проектор. Но этого абсолютно недостаточно. Поэтому, я использую ОМС не на всех уроках истории.
Я часто задаю домашнее задание с использованием ОМС, так как дома практически у всех учеников имеется компьютер с доступом в Интернет.
Имеются чисто технические проблемы-скачки напряжения, отключение подачи электроэнергии, прекращение доступа в Интернет.
Количество модулей в хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения в Федеральном центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)находящихся на сайте http :// fcior . edu . ru ограничено.
Необходимость соблюдения санитарных норм.
В силу возрастных и психологических особенностей развития учеников, я применяю ОМС только с седьмого класса.
Основная часть.
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д.
Имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для каждого ЭУМ разрабатываются аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области. В итоге структура совокупного контента ОМС по предмету имеет следующий вид:
Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): · И-тип– модуль получения информации; · П-тип– модуль выполнения практических заданий; · К-тип– модуль контроля усвоения материала.
Все информационные модули И имеют структуру:1. Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели.
2.Краткий конспект.
3. Контрольные вопросы. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Отличие этого типа модулей от других заключается в том, что имеется функция «Подсказка», которой может воспользоваться учащийся. В модуле К-типа представлены задания, аналогичные заданиям П-типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. Задание К-типа имеют, в первую очередь, контролирующую функцию и могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов.
Применение ОМС на уроках истории. В качестве примера я использую модуль К-типа для проверки знаний учащихся 7 класса по теме «Англия в конце XV –начале XVII вв.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТААнглия в конце XV –начале XVII вв.
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Повторительно-обобщающий урок. 1. Англия в конце XV –начале XVII вв. новые представления о мире; новые черты в экономической жизни общества; новые ценности изменяют общество. 2. От укрепления абсолютизма к его кризису. 3. Изменения в духовной жизни: новое представление о Вселенной и человеке. 4. Влияние Реформации на духовную и экономическую жизнь общества в Англии.
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся усваивают следующие идеи: источником власти является народ; «религиозная революция» привела к пониманию необходимости веротерпимости; географические открытия, технические изобретения, рост научных знаний и рост предпринимательской активности человека привели к встрече миров, к складыванию мирового рынка, к развитию капиталистического хозяйства; в раннее Новое время изменяется повседневная жизнь людей, появляются новые слои населения — предприниматели и наемные работники; общество, где соседствуют огромные богатства и нищета, опасно, в нем вспыхивают движения протеста; для устойчивости общества и спокойствия человека необходимо своевременное проведение реформ
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный метод. Форма урока: повторительно-обобщающий.
Использование открытого образовательного мультимедийного модуля.
ОМС «Англия в конце XV –начале XVII вв.»
Развитие умений учащихся Учащиеся воспроизводят известный исторический материал, анализируют изученное, сравнивают, оценивают исторические явления, воссоздают исторические образы, ориентируются в хронологии, устанавливают синхронные связи в курсе истории, актуализируют знания
Модуль содержит вопросы по пяти основным темам. Применяется два типа заданий:
-построить правильный хронологический ряд;
-тестовые задания.
А по окончании работы ученики сразу могут видеть ее результаты на странице «Выводы работы», которые учитывают: сложность заданий, время выполнения, число ошибок в каждой теме. А затем выставляется общая оценка.
Для реализации выбранной мной технологии необходимо следовать следующим условиям:
Наличие повторительно-обобщающего урока в календарно-тематическом плане.
Планирование расписания с необходимостью использования компьютерного класса.
Соблюдение учащимися техники безопасности при работе с компьютером.
Использование индивидуальных ноутбуков учащимися.
Обеспечение ноутбуков необходимым программным обеспечением.
Стабильный доступ к сети Интернет.
Проведение физминутки во время урока.
Заключение.
Последние исследования зарубежных и отечественных ученых показывают, что программы усовершенствования школьного образования, в которых применялись новые технологии, дают положительные результаты как для школьников, так и для учителей. Многие школы и классы только недавно получили доступ к новым технологиям обучения, положительные результаты, выявленные в результате исследований, дают все основания надеяться на блестящее будущее для образования, если государство будет и дальше выполнять свои обязательства по развитию образовательных технологий. Применение имеющихся и новых технологий в школах и классах дает еще больше оснований для успеха. Имея широкий доступ, учителя смогут лучше помогать учащимся в овладении трудными для понимания понятиями и развить интерес к учебе, снабдить их доступом к информации и источникам знаний, а также удовлетворить индивидуальные запросы учащихся.
Меняется роль учителя. Учитель – не источник информации, а координатор
развития творческих способностей учеников. Единственный способ развития компетенций, обучения критическому мышлению или решению проблем – это практика, активно-деятельностное обучение. Реализация активного обучения обеспечивается, если в электронный контент закладываются
различные варианты интерактива, включая методы проб и ошибок.
Понятия «урок», «классная комната», «занятие» приобретают новый смысл, так как акцент переносится на самостоятельную работу.
Каков же результат применения ОМС на уроках истории?
Увеличение познавательной активности учащихся, развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии.
Значительны и воспитательные возможности использования ОМС. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания.
По сравнению с традиционным обучением, использование ОМС меняют характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.
ОМС способствуют эстетическому воспитанию (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
Происходит формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации .ОМС развивают умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ).
Применение ОМС в моей практике преподавания истории способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Список литературы
Булгагова, Е.Т. Использование информационных технологий в учебном процессе . http://science.ncstu.ru/articles/hs/12/07.pdf/file_download
Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.htmlОсин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=45271Несмелова М.Л., Сергеев А.С. Создание открытой образовательной модульной мультимедиа системы по истории. // Интернет-порталы: содержание и технологии. М.: Просвещение, 2007
Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. − М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004
Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Издательский сервис; Логос, 2002
Осин А.В. Предпосылки концепции образовательных электронных изданий // Материалы научно-практической конференции «Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов». − М.: РМЦ, 2002
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. − М.: Агентство «Издательский сервис», 2004; 2-е издание – М.: ООО «РИТМ», 2005