Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»
Выполнила Енина Марина Владимировна
________________________________
Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся здоровью подрастающего поколения. Здоровье даруется каждому вместе с рождением. Оно фундамент жизни человека, жизни его будущих поколений, и многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. И мы преподаватели ежедневно наблюдаем, как социальная среда негативно влияет на здоровье наших обучающихся. В дополнение к социальным проблемам прибавляются факторы риска при осуществлении образовательного процесса в колледже, которые удивительно «живучи», с ними трудно справиться. В колледже хронические заболевания имеют 23% обучающихся, некоторые студенты страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями. Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по сохранению здоровья детей.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в колледже не наносило ущерба здоровью.
Одним из путей решения данной проблемы является задача сохранения и укрепления здоровья, которая должна стать элементом национальной культуры, экологического, нравственного, патриотического воспитания. Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно заботиться о его здоровье каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей образования, каждого учителя. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. А ведь здоровье определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%, наследственность – в 20%, условия внешней среды (природные и социальные) – в 20%, деятельность системы здравоохранения – в 10%. Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в колледже, на каждом уроке.
Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся. Игнорирование учителем психофизических особенностей обучающихся приводит к стрессогенной среде на уроке. Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья. Валеологическое обоснование построения урока позволяет соблюсти соответствие содержание и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и особенностям студентов, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.
Ведущая педагогическая идея моего опыта – формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье через создание здоровьесберегающей среды на уроке, во внеклассной деятельности.
Глубоко изучив труды известных психологов и педагогов А.В. Сухомлинского, Бабанского Ю.К., И.С. Якиманской, Базарного В.Ф. стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе, используя имеющийся опыт, определяю для себя цель: сформировать умение учиться, заботясь о своем здоровье не на словах, а на деле.
Студенты с разными способностями, склонностями, из разных социальных групп, с различным уровнем здоровья потребовали от меня поиска новых приемов, средств обучения, совершенствования традиционных, направленных на активизацию познавательной деятельности, творческой активности и, в то же время, на создание эффективных форм организации урока, внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки урока и снятия утомляемости школьников. Реализуя концепцию Ю. К. Бабанского об оптимизации учебного процесса, стараюсь урок построить так, чтобы он был насыщен по содержанию, богатым по методам и приемам, которые, не вызывая перегрузки обучающихся, полностью реализовали цели урока. Создание здоровьесберегающей среды на уроках позволяют мне создать условия для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволяли бы каждому студенту проявить свою активность, творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, технология дифференцированного обучения; коллективного способа обучения; методика критического мышления, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет мне реализовать педагогические принципы активности и наглядности, систематичности и последовательности, постепенности, доступности и индивидуализации, учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов, оздоровительной направленности, активного обучения, формирования ответственности каждого за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Для себя основополагающими принципами я считаю следующие:
1. Здоровый студент — практически достижимая норма юношесткого развития.
2. Оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей студентов.
3. Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.
Я, как учитель химии и биологии, на своих уроках претворяю в жизнь эдоровьесберегающие технологии, чтобы получение обучающимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Что же это такое – здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал студенту и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.
А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят еще и такие задачи:
· помочь студенту сохранить свое здоровье;
· через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;
· вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию
Условно здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:
I вид:
Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например, «Индивидуальное развитие организма», «Наследственные болезни», «Антропогенный фактор», «Спирты и их значение»,«Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.
II вид:
Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
· это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»); по обучению обучающихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
· это эвристические вопросы для обучающихся при изучении нового материала.
III вид:
Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:
· полноценно выполняет учебную программу, формируя у студента интерес к своему предмету;
· устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
· предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
· максимально использует индивидуальные особенности обучащихся для повышения результативности их обучения;
· это урок на котором каждый студент понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
К такому уроку разработаны требования:
· гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), — наличие мотивационной деятельности на уроке;
· количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за урок продолжительностью 7 – 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);
· не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
· плотность урока – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
· наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
· оздоровительные моменты на уроке.
В мой арсенал педагога — предметника, проводящего такой урок, могут входить следующие здоровьесберегающие технологии:
· создание оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения в классах;
· разнообразие видов и форм уроков – удивление нестандартностью проведения;
· формирование целей урока вместе с обучающимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
· гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями группы;
· использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации студентов;
· разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
· при появлении признаков утомления у обучающихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания студентов, например, неожиданным примером;
· использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 студента);
· подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с обучающимися;
· рефлексия;
· во избежание гиподинамии у студентов обеспечение хотя бы небольшой организованной активности;
· ежеурочные разминки в начале урока (10 – 15 секунд);
· для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;
· для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;
· для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;
· для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
· физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока на снятие:
· мышечного утомления с плечевого пояса;
· мышц спины, кистей рук;
· зрительного утомления;
· минуты релаксации;
· массаж активных точек;
· чередование поз;
· дыхательная гимнастика.
На уроке каждый студент должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:
· температуру и свежесть воздуха: на уроке можно открывать только фрамугу, время проветривания кабинета зависит от температуры воздуха на улице
· рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;
· исключить монотонные звуковые раздражители;
· правильно размещать столы: расстояние от доски до 1 парты – 2-2,6 м, между рядами – 0,6 м, от стены до ряда – 0,5 м, от доски до последней парты – не более 8 м.
Опыт работы позволил мне увидеть, что динамика работоспособности обучающихся бывает различной в течение урока.
Первая фаза работоспособности – это врабатывание, которая связана с формированием рабочей доминанты, когда организм настраивается на определённую деятельность (5 -7 минут).
Вторая фаза – фаза оптимальной работоспособности (15 – 20 минут). Все системы организма работают взаимосвязано и согласовано, обеспечивая высокую активность студента при наименьших психофизиологических затратах.
Третья фаза работоспособности – компенсированного, то есть преодолеваемого утомления. Дальнейшее поддержание работоспособности становится возможным только за счёт нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения.
Физиологами и психологами доказано, что обучающиеся не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью. Поэтому целесообразно проводить уроки, в которых чередуются разные виды деятельности: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Эти методики, построенные на основе сочетания разных знаний или деятельностей, в наибольшей степени являются эффективными и сохраняющими здоровье.
Приоритетным в своей деятельности я считаю создание атмосферы, расковывающей обучающихся, которая строится на взаимоотношениях обучающихся с преподавателем, стимулирующих развитие духовного потенциала студентов, их творческую активность, то есть следует ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; на потребности и умения самостоятельно находить решение не встречающихся ранее задач. Структурными элементами моих уроков выступают:
· приветствие;
· опрос самочувствия;
· релаксация;
· оздоровительные упражнения;
· рефлексия;
· прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Конечно, все мы понимаем, что здоровье обучающихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой.
Я считаю, что преподаватель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья студентов в норме, повышать устойчивость нервной системы студентов в преодолении трудностей.
Психологи характеризуют внимание обучающихся как непроизвольное. Студент способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача, которую я решаю на своих уроках – помочь студенту преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У студентов развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой преподавателя, поэтому с первых минут урока, с приветствия стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у студентов может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках биологии учебная деятельность связана с плакатами, наглядными пособиями, учебником, классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока на доске был записан план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, студент может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует обучающегося как субъекта учебной деятельности.
Необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» студент чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование студентов к использованию различных способов решения проблемы, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия студента.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым студентам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех группах дает проговаривание отдельных терминов. Часто студент, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья студентов.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. У меня в классе имеется тренажер для глаз, и я часто его использую на уроках для коррекции зрения студентов. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
. Кроме физкультминуток на моих уроках проводятся минуты релаксации, которые позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке.
Очень важно развить воображение студентов. С этой целью выполняется следующее упражнение. Предлагается студентам представлять соответствующую схему, рисунок, стараться представить ее как можно более четко, удерживая перед мысленным взором в течение нескольких минут.
Важной задачей своей работы на уроке вижу создание атмосферы доброжелательности, которая формирует веру в свои силы, помогает каждому преодолевать трудности учения постепенно шаг за шагом. Это особенно важно для тех студентов, которым уделяется меньше внимания в семье. У студента должно быть ощущение продвижения вперёд, поэтому обязательно необходимо включать мотивацию успешности, которая формируется и развивается в ситуации успеха.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, создаются условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает студента мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, способствует осмыслению роста студента.
Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого обучающегося..
Предлагая домашнее задание, нужно прокомментировать его, указать, что студенты должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися, поэтому на моих уроках студенты имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Предлагаемые задания разбиваю по уровням, студент знает, какой максимальный балл он может получить за выполнение той или иной задачи, корректно направляется на выполнение посильного задания (ориентация на успех). Для слабых обучающихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы. Если цели посильны, а их достижения поощряются, то для обучающихся нет ничего естественнее, как стремиться к их достижению. Поэтому открытость уровневой подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной деятельности и позволяет опереться на самооценку студента в выборе индивидуального пути его развития. Каждый студент имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту студента в колледже, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки студента и направить его усилия в область склонностей и интересов.
Только положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включённость обучающегося в активную деятельность на уроке. Стараюсь на своих уроках уделять больше внимания самостоятельной деятельности студентов. Она способствует активизации познавательной активности, помогает более эффективному усвоению учебного материала. Содержание биологии позволяет применять разнообразные виды самостоятельной работы: это самостоятельная работа со статистическими материалами, рисунками, схемами, с моделями, с учебной книгой и дополнительной литературой. Ребята учатся ставить цели урока, осуществлять самоконтроль. Считаю, что важным и полезным способом обучения является введение игровых приемов на уроке, так как создается эмоциональный настрой и личная заинтересованность каждого студента в усвоении учебного материала. Большое внимание уделяю созданию системы практических работ, органично сочетающихся с теоретическим материалом. Провожу практикумы обучающего характера (выработка навыка практического действия) и творческого (экспериментальные задания).
На каждом уроке я создаю здоровьесберегающую среду, чтобы студенты сохранили свое здоровье.А здоровье студента в норме, если:
1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
3. в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
4. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
5. в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Еще Сократ сказал: «Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто».
Библиографический список
1. Аршавский И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста // Физиология человека. 1991. Т. 17. С. 5 — 16.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса школьников. Москва. Просвещение 1972 г.
3. «Система Базарного: поиск ради здоровья»// Народное образование,
4. № 5, 1990; « категория педагогическая-Здоровье »/ Народное образование № 9, 1999.
5. Безопасность образовательного пространства. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. 196 с.
6. Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н.А. Скляновой, И.В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001. 336 с.
7. Бодалев А.А. О качественном изучении психологической составляющей в образовательной политике Российской Федерации // Известия Академии педагогических и социальных наук. Москва — Воронеж: Изд-во НПО <МОДЭК>, 2002. Вып. 6: <Образование как фактор государственной безопасности>. С. 10 — 12.
8. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. N 3 — 4. С. 11 — 19.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка собрание сочинений т. 4 стр. 199, Москва, Педагогика 1984 г.
10. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка. Собрание сочинений т.3. М. Педагогика 1983 г., стр. 314.
11. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Владос, 2001. 212 с.
12. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа. М., 1988. С. 4 — 17.
13. Зайцев Г.К. Валеологический подход в школьном образовании // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток, 1995. — с. 11-17.
14. Здоровье человека: Материалы III международного конгресса валеологов. / Под ред. профессора В.В. Колбанова. СПб., 2002. 350 с.
15. Ковалева О.Б. Реализация валеологического подхода в гуманитарном образовании школьников. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. педаг. наук. Санкт-Петербург, 2002. 17с.
16. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва 1996 г.
Приложение
1. Приложение №1 — Гигиенические показатели, характеризующие урок.
2. Приложение №2 – Гигиенические критерии рациональной организации урока.
3. Приложение №3 — Зависимость времени проветривания кабинета от температуры воздуха на улице. Время использования ТСО на уроках.
4. Приложение №4 — Комплекс упражнений физкультурных минуток.
5. Приложение №5 — Виды рефлексии.
Приложение 1
Гигиенические показатели, характеризующие урок
1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос стужентов, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению обучающихся, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от студентов дополнительных адаптационных усилий;
3) средняя продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний « в субъектов действия по их получению и созиданию». Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы обучающихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой студентов; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты ни уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение студентам знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
11) наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%;
15) момент наступления утомления студентов и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у обучающихся в процессе учебной работы.
16) темп и особенности окончания урока:— быстрый темп, нет времени на вопросы студентов, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;— спокойное завершение урока: студенты имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с обучающимися;— задержка студентов в классе после звонка (на перемене).
Приложение 2
Гигиенические критерии рациональной организации урока Таблица 1
Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный недостаточно рациональный нерациональный
1. Плотность урока не менее 60% и не более 75-80% 85-90% более 90%
2. Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин 11-15 мин. Более 15 мин.
4. Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позднее чем через 7-10 мин смена через
11-15 мин. Смена через
15-20 мин.
5. Количество видов преподавания не менее 3-х 2 1
6. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 мин через
15-20 мин. Не чередуются
7. Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2-3 1 нет
8. Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным
соблюдением гигиенических норм в произвольной форме
9. Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы Учитель
наблюдает за
посадкой уч-ся. Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует
посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.
10. Наличие, место,
содержание и продолжительность
физкультминуток на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 1 физкультминутка с
неправильным содержанием или
продолжительностью отсутствуют
11. Психологический климат преобладают
положительные
эмоции имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный преобладают отрицательные эмоции
12. Момент наступления утомления обучающихся по снижению учебной активности не ранее 40 мин не ранее 35-37 мин. до 30 мин.
Приложение 3
Зависимость времени проветривания кабинета от температуры воздуха на улице
Таблица 2
Температура воздуха на улице Время проветривания кабинета
+100– +60 4-10 минут
+50– 00 3-7 минут
00 – 50 2-5 минут
-50– -100 1-3 минуты
Ниже 00 1-1,5 минуты
Время использования ТСО на уроках
Таблица 3
классы Длительность просмотра (минут)
Диафильмов,
диапозитивов кинофильмов телепередач
1 – 2
3 – 4
5 – 7
8 — 11 7 – 15
15 –20
20 – 25
- 15 – 20
15 – 20
20 – 25
25 — 30 15
20
20 – 25
25 — 30
Приложение 4
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле, 1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3-4 — то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 — и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательными пальцами вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; 2) горизонтальное вправо – влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины к наружи; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: 1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); 3) точка посередине верхнего края подбородка; 4) парные точки в височных ямках; 5) три точки на затылке в углублениях; 6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.