Статья «Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»
Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Использование ИКТ
и здоровьесберегающих технологий
на уроках биологии
АВТОР: Катаева Елена Ивановна
учитель биологии
г. Добрянка
2013г.
Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Катаева Е.И.
преподаватель биологии
КГАОУ СПО ДГТТ им.П.И.Сюзева
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Исходя из этого, основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков (ЗУН) сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, в том числе информационной, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной и других.
Это отражено в документах, связанных с основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ (раздел «Модернизация образования», одобрено Постановлением Правительства РФ 30.06.2000г.). В связи с этим перед учителем стоит проблема использования таких технологий, которые помогают формировать ключевые компетенции, в частности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Большое внимание в своей работе уделяю развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Компьютер - это необходимый универсальный инструмент школы 21 века, но ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе. Многие согласятся, что педагог, работающий по старинке, используя доску и мел, традиционные модели и таблицы, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера. В наше время использование компьютера на уроках возможно и доступно, так как учащиеся, начиная с младшего школьного возраста уже знакомы с основными принципами работы с ним. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. В своей педагогической практике, наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Использование данных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств ИКТ технологий, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Кроме того компьютерные технологии позволяют создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. Считаю, что данные технологии позволяют создать условия для формирования мотивации, развития индивидуальных способностей, активизируют познавательный интерес, и как следствие – повышается эффективность обучения. Таким образом, целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей моих учащихся.
На страницах Интернет мне встретились различные способы классификации ИКТ и ресурсов. Упомяну некоторые из них. Информационные технологии подразделяются: 1.Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации) 2.Специальные (электронные учебники, энциклопедии тренажеры) 3.Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии). Из всех этих технологий я активно использую в своей работе, к сожалению, только первое. Невозможно перечислить всех возможностей, предоставляющих учителю использование универсальных информационных технологий. Это и оформление различной документации, составление инструктивных карточек или карточек для контроля знаний, таблиц, диаграмм, различных презентаций. Все это позволяет экономить время учителя, уплотняет урок и делает его интересным, позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению. Широкое использование ИКТ на уроках биологии делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Учитель может проверить знания учащегося, используя систему тестирования, а так же и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных лабораторных работ, несомненно, расширяет кругозор учащегося и облегчает процесс освоения предмета.
В каких направлениях при изучении биологии можно использовать компьютер?
При подготовке к ЕГЭ
При тестовом контроле
При проектной, исследовательской и поисковой деятельности
При виртуальных экскурсиях, выполнении лабораторных работ, биологических опытов
При изучении учебного материала в виде презентации и электронных плакатов
При участии в онлайн - конференциях через интернет
Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности. В их числе:
создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса;
создание учителем мультимедийных презентаций к разным разделам программ;
создание и использование контрольно-измерительных материалов (тестов), организацию самопроверки с использованием такого рода материалов;
создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении различных тем;
создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;
использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и творческих заданий;
Какова результативность информационных технологий?
Формирование у учащихся информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
Повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Использование ИКТ позволяет преподавателю экономить время на уроке, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия. Это вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, что немало важно. Преподаватель включается в творческий поиск, конструирует свой урок таким образом, чтобы он был доступен и соответствовал уровню подготовленности его учащихся.
Таким образом, мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для объявления темы 2. Как сопровождение объяснения учителя 3. Информационно-обучающее пособие 4. Для контроля знаний Можно выделить следующие особенности ИКТ: 1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране, 2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями. 3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. 4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.5. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 6. Повышение производительности урока. 7. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное снимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы. Применение в работе ИКТ позволило мне повысить интерес к предмету и эффективность обучения
Актуальным становится создание пособий по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Появляется возможность использования их на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, или для самостоятельной работы сильных учеников на уроке, накопления опыта решения элементарных задач, дистанционного обучения учеников. В своей работе для создания пособий я, наряду с другими программами, использую широко известную программу Power Point. Она проста в применении, позволяет создавать разнообразные интерактивные пособия: тренажеры, обучающие игры, задачники и словари и даже целые образовательные модули. Использование иллюстраций в таких пособиях дает дополнительную возможность для запоминания материала учащимися «визуалами». Ведь по статистике только 5 % учащихся – аудиалы, т.е. хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при ответах на вопросы или решении задачи просто потому, что не видят перед глазами ее условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Кроме того, иллюстрации, используемые для создания пособия, прекрасно дополняют рисунки учебника, что повышает наглядность урока, делает пособие незаменимым, при объяснении нового материла, помогает понять сложный материал в случае самостоятельного его изучения ребенком. Педагог может создать ресурс специально для урока обобщения и систематизации знаний учащихся, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем или курсов биологии, для создания целостной картины. Преподаватель при этом может компактно собрать большой материал многих параграфов в одном пособии. Педагог может создавать многофункциональное пластичное пособие, которое может быть использовано как для фронтальной работы класса при наличии одного компьютера в классе, так и для индивидуальной работы каждого ученика с этим же пособием. Самостоятельная работа ученика с такими пособиями повышает активность учащихся, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе. Для школьников такая работа создает ситуацию успеха, а учитель может довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность. Что опять же важно для подготовки ребят к итоговым тестированиям. Своей работой в этом направлении делюсь с коллегами на педсоветах.
Вторым направлением в работе является использование здоровьесберегающих технологий, именно учитель биологии владеет информацией о возможностях человеческого организма, что дает ему право говорить о здоровье и его сохранении. В школьный период и в последующий период обучения СПО формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в техникуме значительную часть дня, заниматься их здоровьем, должны в том числе и педагоги. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная студенческая жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Задача техникума не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить студента к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера образования СПО.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация урока, которая бы обеспечила высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления.
На уроках для снижения утомляемости использую не только динамические паузы, но и смену видов деятельности учащихся: работу в группах, проектную деятельность, работу в парах, диспуты, заседания круглых столов, суды, конгрессы, экскурсии, работу с мультимедийными презентациями и интерактивной доской.
В нашем техникуме кабинет биологии оснащен ноутбуком, мультимедийным проектором и широкоформатным экраном, что позволяет систематически готовить и проводить мультимедийные уроки. Большой экран позволяет демонстрировать все подготовленные мной компьютерные аудио- и видеоматериалы. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, которая благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки. Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность использования здоровьесберегающих технологий. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития личности и формирования коммуникативной компетентности ученика.
Время использования интерактивных комплексов ИКТ в совокупности не должно превышать 15-20 минут урока, что соответствует САНПиН, в остальное время урока отключается проектор. Большая часть презентаций запрограммирована на команду «по щелчку», что позволяет регулировать временные паузы, позволяет использовать на уроке диалоговые методы, монологическую речь учащихся в ходе изучения нового материала и закрепления знаний.
Но имеются затруднения. Учитывая условия проживания учащихся в сельской местности, где материальный доход жителей не всегда соответствует высокому уровню (по причине безработицы), не каждый родитель имеет возможность приобрести для своего ребенка компьютер и домашний интернет. Данная ситуация влияет на продолжительность проведения проектной деятельности.