Диагностические задания по литературному чтению к рассказу Л.Н. Толстого « Прыжок»
Китикарь Светлана Ривовна
Диагностические задания по литературному чтению
к рассказу Л.Н. Толстого « Прыжок»
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.
— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
Задания к тексту
Предметный результат: Определять главную мысль и героев произведения
1.Задание базового уровня
Назови главных героев произведения.
2.Задание повышенного уровня
- О чем этот рассказ?
- Определи основную мысль рассказа Толстого «Прыжок».
Предметный результат: Определять основные события и их последовательность
3.Задание базового уровня
Восстанови последовательность пунктов плана, расставляя цифры в окошечках.
Приказ отца: «Прыгай, или застрелю!...» Мальчик бросился за обезьяной на мачту.
Прыжок мальчика.
Обезьяна забавляет народ на палубе.
Все замерли.
Спасение мальчиков.
Обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика.
Разобрал задор.
Обезьяна дразнит мальчика.
4. Задание повышенного уровня
Составь цитатный план рассказа.
Предметный результат: отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения
5. Задание базового уровня
- Как народ на палубе реагировал на обезьянку?
- Почему шляпа оказалась у обезьянки?
- Чем занимали люди на палубе?
-Почему мальчик оказался на мачте?
- Как вела себя обезьянка на мачте корабля?
- Почему все замерли от страха?
- Почему мальчику удалось забраться так высоко?
- Как отреагировали люди на палубе на поведение мальчика?
6. Задание повышенного уровня
Составь свои три вопроса по тексту.
Предметный результат: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами
7. Задание базового уровня
Какова идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам?
8. Задание повышенного уровня
Составь письменное рассуждение на тему «Смысл названия рассказа»
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?
Предметный результат: пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас
9. Задание базового уровня
. Соедини слово и его значение:
мачта отдельное помещение на судне
каюта прийти в сознание
оступиться неудачно ступить, споткнуться
опомнился продолжительный, длительный
долги вертикальная конструкция на палубе
10. Задание повышенного уровня
Дай свое определение следующим словам и выражениям: раззадорился, перекладина, пушечное ядро, замереть от страха.
Предметный результат: определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам
11.Задание базового уровня
Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор,стремление отстоять свое достоинство,упрямство, желание покрасоваться, глупость,желание доказать, что он сын капитана.
12. Задание повышенного уровня
Передай своё отношение к мальчику или к его отцу, сочинив синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк)
1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного.
2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.
3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.
4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.
5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.
Предметный результат: находить в тексте требуемую информацию
13. Задание базового уровня
Почему капитан приказал сыну прыгать в воду с мачты? Докажи свой ответ, прочитав отрывки из текста.
14.Задание повышенного уровня
Похож ли мальчик на отца-капитана? Прочитайте отрывки из текста подтверждающие это.
Предметный результат: Определять тему и подтемы (микротемы)
15.Задание базового уровня
Прочитайте план к рассказу Л.Н.Толстого “Прыжок”. Найдите ошибки. Расставьте пункты плана в правильном порядке.
План: 1. Проказы обезьяны.2. На корабле.3. Погоня за обезьяной.4. Решение отца.5. На перекладине.6. Прыжок.
16. Задание повышенного уровня
Разделите текст на смысловые части. Найдите вступление, завязку, развитие действий, кульминацию, продолжение действия, развязку, заключение. Какой момент самый напряженный? Озаглавьте смысловые части и составьте план рассказа.
Предметный результат: Отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения
17.Задание базового уровня
Какие чувства вы испытали, прочитав этот рассказ. Подчеркните выбранное: удивление, возмущение, грусть, радость, испуг, раздражение, облегчение, отчаяние.
18.Задание повышенного уровня
Опишите, как меняется эмоциональный фон рассказа по мере его прочтения?
Изобрази свою «палитру настроений» рассказа. Обоснуй свой выбор.
Предметный результат: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение
19.Задание базового уровня
Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Докажи свой выбор.
«Одна голова хорошо, а две лучше», «Всё хорошо, что хорошо кончается»
20. Задание повышенного уровня
- Легко ли ты принимаешь решение? Как ты поступил бы на месте мальчика? А его отца? Обоснуй свой ответ.