Рабочая программа по кружку Страна мастеров для учащихся начальных классов коррекционных школ 8 вида
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Мурманская коррекционная школа № 1»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
Протокол №______ от__________ Директор__________ С.И. Павлова
Руководитель МО_____________ Приказ №______ от ____________
Согласовано
Зам. дир. по УВР_____Н.Д. Каримова
Рабочая программа кружка
«Страна мастеров»
воспитателя 4 «А, Д» классов
на 2016 – 2017 учебный год
Программа разработана воспитателем
ГОБОУ «Мурманская КШ № 1»
Анкудиновой И.А.
Мурманск
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа кружка «Страна мастеров» для 1-5 классов VIII вида составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании».
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями в развитии.
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Конвенции ООП «О правах ребенка».
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Устава ГОБОУ «Мурманская школа-интернат № 1».
"Прекрасный мир вещей создан был веками,
Хранит их каждый дом, а может быть музей.
Учитесь рисовать и создавать руками,
Все то, что может радовать друзей!"
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Образовательная программа кружка «Страна мастеров » является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной коррекционной школе. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к труду и творчеству.
Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с тканью, мехом, работа с природным материалом, бумагой, картоном, пластилином, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Актуальность и новизна программы.
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое сопровождение декоративно - прикладного искусства предполагает систему специальных, целенаправленных мероприятий, которые направлены на формирование, развитие различных видов психологической деятельности, функций, качеств и образований, позволяющих индивиду, успешно адаптироваться в среде и обществе выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Использование интернет – ресурсов при прохождении новых тем по теории, презентаций для практических работ.
Педагогическая целесообразность.
Художественно - прикладное творчество прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, улучшает координацию движений, развивает мышление, творческое воображение, воспитывает усидчивость, и аккуратность все это способствует развитию особых детей.
Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Ученику с ограниченными возможностями здоровья, как известно, учение дается с большим трудом, ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.
Программа кружка «Страна мастеров » закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках города и области.
Цель: Воспитывать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- развивать стремление к углублению знаний;
-формировать интерес к декоративно - прикладному творчеству;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество готовых изделий
- развивать индивидуальные способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
- воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Познавательные:
- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
- развивать самостоятельность в труде;
- создавать условия для социального и профессионального самоопределения учащихся
- развивать творческие способности личности; сенсорные и моторные навыки учащихся.
Мотивационные:
- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
Эстетические:
- воспитывать аккуратность, культуру поведения;
- формировать умения видеть красоту посредством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
Социально-педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме;
- формирование профессионального интереса к декоративно- прикладному творчеству.
Оздоровительная:
- воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Принципы, на которых базируется программа:
доступность;
от простого к сложному;
учет индивидуальных особенностей обучающихся;
дифференцированность;
практическая направленность;
креативность;
результативность.
Психологическая характеристика
Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок объем кратковременной оперативной памяти); медленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций, нарушение способности к обобщению, анализу, расстройство аналитико-систематической деятельности
Основные направления коррекционной работы:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
Развитие артикуляционной моторики
Развитие зрительной памяти и внимания
Развитие слухового внимания и памяти
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Особенности набора детей
По программе могут заниматься дети 7-11 лет.
Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.
Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:
принцип систематичности и последовательности: получаемые детьми знания должны даваться поэтапно, в определенном порядке.
принцип доступности: знания и практические работы, которые даются детям, должны быть понятны и соответствовать их возрасту.
принцип связи теории с практикой: теоретические знания должны воплотиться в практической деятельности.
Основные методы:
репродуктивный;
частично-эвристический;
словесный;
наглядный;
практический.
Формы и режим работы
Индивидуальная, групповая.
На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.
Если объединить в группу незнакомых между собой учащихся и поручить, им изготовить какую-то поделку то дети начнут общаться между собой, будут обмениваться информацией, выявлять, кто сможет выполнить ту или иную часть работы. В результате ребята выберут наиболее оптимальные варианты организации совместной деятельности. При непосредственном выполнении совместной работы образуются деловые и межличностные отношения: взаимная помощь, ответственность, контроль и т.д.
Формируя у учащихся устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области художественно- прикладного творчества и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать встречи, беседы, экскурсии.
Условия и средства реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов.
Для успешного проведения занятий необходимы:инструменты и приспособления.
шаблоны, трафареты, выкройки, бумага, картон, пенопласт, проволока, нитки, клей, ткань, мех, мука, соль, краски (акварель, гуашь).Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
Информационное обеспечение, специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: модели, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных изделий.
Предусмотрены следующие виды труда:
• Работа с пластилином • Работа с природным материалом • Работа с бумагой • Работа с бумагой (аппликация) • Работа с нитками • Работа с бросовым материалом
Виды занятий:
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином или тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
из ватных дисков и палочек, из сыпучих материалов, типа рис, фасоль, горох).
Занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с цветами и размерами, простейшими геометрическими формами, получают представление о пространственном положении предметов и их частей. Сложные понятия усваиваются детьми в процессе создания простого узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают к последовательной организации работы. Дети учатся правильно выбирать заготовки, поворачивать лист бумаги, раскладывать и приклеивать заготовки на листе.
Рисование красками, карандашами, восковыми мелками (закрашивание, обводка по контуру).
В данном виде работы укрепляются мышцы рук и пальцев. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Закрепляются названия цветов, форм и размеров закрашиваемых или обводимых фигур на листе.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.
Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты.
У детей на занятиях закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда, математики, биологии. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается, познавательный интерес к художественно-прикладному творчеству формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное профессиональное просвещение учащихся.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Необходимо проводить выставки работ в объединении, организовывать демонстрацию наиболее интересных моделей. В конце года следует проводить итоговое занятие в торжественной обстановке, желательно с участием родителей.
Коррекционная работа выражается в формировании умений: - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Учащиеся должны знать технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов, правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования. Изготавливать поделки с помощью учителя и по предлагаемым образцам.
Формы контроля: Участие в выставках и конкурсах (школьных, городских, областных, всероссийских)
Примерные темы занятий
№ п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во
часов
Аппликация из цветной бумаги «Озорная гусеница» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. 1 ч
Мозаичная аппликация «Дары осени» Знакомство с техникой «мозаика». Обрывание бумаги на маленькие и большие кусочки. 1 ч
Мозаичная аппликация «Дары осени» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук. 1 ч
Раскрашивание гуашью «Парусник» Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка 1 ч
Аппликация из цветной бумаги «Герб города Мурманска» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. 1 ч
Аппликация из цветной бумаги из геометрических фигур «Кораблик» Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. 1 ч
Размазывание пластилина по бумаге «Осенний лес» Формирование навыка работы с пластилином; развитие чувства формы; творческого воображения. Работа с пластилином. Методика работы с пластилином в технике «размазывание». 1 ч
Аппликация из цветной бумаги «Царевна – лебедь» Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. 1 ч
Раскрашивание гуашью «Домашние животные» Беседа о домашних животных «Наши верные друзья и помощники».
Раскрашивание с соблюдением контура рисунка. 1 ч
Аппликация из цветной бумаги «Веселый пингвиненок»Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. 1ч
Раскрашивание гуашью «Герб города Мурманска» Беседа о родном городе. Знакомство с символикой города Мурманска. Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка 1ч
Мозаичная аппликация «Спелая вишня» Знакомство с техникой «мозаика». Обрывание бумаги на маленькие и большие кусочки. 1ч
Мозаичная аппликация «Спелая вишня» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук. 1ч
Мозаичная аппликация «Спелая вишня» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук. 1ч
Аппликация из цветной бумаги «Запасливый ежик» Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. 1ч
Аппликация из цветной бумаги «Светофорик» Беседа о ПДД. Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. 1ч
Выкладывание пластилина по контуру «Овощи» Развитие мелкой моторики рук. Скатывание маленьких шариков из пластилина и выкладывание его по контуру рисунка. 1ч
Выкладывание пластилина по контуру «Золотая рыбка» Развитие мелкой моторики рук. Скатывание маленьких шариков из пластилина и выкладывание его по контуру рисунка. 1ч
Раскрашивание гуашью «Щенок-дружок» Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка 1ч
Аппликация из цветной бумаги «Зайчишка-трусишка» Разнообразие техник работы с бумагой. Повторение геометрических фигур. 1ч
Раскрашивание гуашью «Осенние цветы» Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка 1ч
Аппликация из манной крупы «Зимняя избушка» Развитие мелкой моторики рук. Знакомство с различными видами материалов и техниками Выкладывание пластилина по контуру «Елочка» Развитие мелкой моторики рук. Скатывание маленьких шариков из пластилина и выкладывание его по контуру рисунка. 1ч
Аппликация из бумажных салфеток «Зимний лес» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук.
1ч
Раскрашивание гуашью «Снежинка» Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка 1ч
Поделка из картона и ваты «Мягкая снежинка» Знакомство с материалами разных фактур (вата, ткань, наждачная бумага, картон гофрированный, фольга и т.д. ). Определение фактуры наощупь.
1ч
Поделка из бросового материала «Веселый снеговик» Знакомство с материалами разных фактур (вата, ткань, наждачная бумага, картон гофрированный, фольга и т.д. ). Определение фактуры наощупь. На что похожа вата – на снег.
1ч
Изготовление гирлянды из полосок цветной бумаги Коррекция восприятия цвета. Чередование цветов. Соединение бумажных полосок цепочкой. Работа по определенному алгоритму 1ч
Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Новогодняя елочка» Беседа «Что такое Новый год». Как использовать подручный материал. Подготовка деталей бумажной тарелки. Склеивание деталей, раскрашивание готовой елочки с двух сторон. 1ч
Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Дед мороз» Изготовление деталей из тарелок, склеивание частей поделки. Раскрашивание лица Деда Мороза. 1ч
Поделка из цветной бумаги и бумажных тарелок «Дед мороз»
Приклеивание дополнительных деталей (помпон, мех на шапку), приклеивание частей лица.
1ч
Раскрашивание цветными карандашами раскрасок на тему «В гостях у светофора» Раскрашивание гуашью с соблюдением контуров рисунка
1ч
Аппликация из манной крупы
«Зимняя избушка»
Развитие мелкой моторики рук. Знакомство с различными видами материалов и техниками 1ч
Аппликация из манной крупы «Зимняя избушка» Развитие мелкой моторики рук. Знакомство с различными видами материалов и техниками 1ч
Объемная поделка «Подарок маме» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук. 1 ч
Стенгазета «День Победы» Коррекция восприятия цвета и формы, развитие творческого воображения. Развитие мелкой моторики рук. 1 ч