Урок — игра по математике в 3 классе Нахождение пятой части от числа. Решение выражений с действиями разных ступеней.


Математика.
Тема:Нахождение пятой части от числа. Решение выражений с действиями разных ступеней.
Цель: учить находить пятую часть от числа; закреплять знание о порядке выполнения действий, знание таблицы умножения на 2, 3, 4, 5; вычисление примеров с величинами( с единицами времени); развить логическое мышление, умение сравнивать, анализировать; вырабатывать навыки устного счета; развить интерес к предмету, к природе; расширить представление детей о мире насекомых (о пчеле); воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, любознательность, уважение к окружающему миру.
Планируемые результаты: л. формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности; умение адекватно воспринимать требования учителя: навыки общения в процессе общения; р.осуществлять поиск средств для достижения учебной цели; использовать математическую терминологию; под руководством учителя составлять план выполнения учебных действий; п.самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; использовать различные способы кодирования условий текстовых задач (краткая запись, рисунок): рассуждать по аналогии; к.участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении задачи, задания; предм. группировать числа по заданному признаку; находить значение выражений, содержащих два-три действия со скобками и без скобок.
Оборудование: презентация; рисунки: пчелы, совы, белочки, солнышка, улья; «цветочные часы» с напечатанными на них выражениями: первое число показывает время открытия цветка, результат – время закрытия цветка: шиповник-( 5*8 – 2*9 – 2=…20), одуванчик – (6*4 – 27:3=…15), кувшинка – (8:2 + 5*7 – 20 =…19), календула – (9*10 – 74 =…16), мать-и-мачеха – (10*5 – 32 …18), фиалка – (11 + 20 – 2*6 =…19); осенние листья на каждого ученика со словами «да», «нет», напечатанные задачи для слабых учеников, карточки в виде кружечек с мёдом с заданиями для рефлексии.
Ход урока.(Проводится в игровой форме).
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришло много гостей. Приветствуем их! (Дети поворачиваются и приветствуют).
- Садитесь. Вначале урока запишем д/з, открыли дневники. с. 67, №154, 155 (I в. – 1 з.; II в. –2 з.). В течение урока я вам домашнее задание прокомментирую.
II. Актуализация знаний.
1). – Открыли тетради, записали дату, Классная работа.
– Вас ждёт интересная работа. И справиться с ней смогут какие ребята? (Внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята).
– И, конечно, вместе с нами будет работать на уроке Мудрая Сова.(картинка)
(Включаю презентацию) Слайд 2.

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников в мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку: слайд3
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделиться медком.
– Правильно, это пчела. Слайд 4.
-А что вы знаете о пчелах? Слайды 5, 6, 7, 8. (Это насекомое, собирает мёд, живут семьями, трудолюбивая, может ужалить, символ на гербе г. Симферополя).
– Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке. Слайд 9. (Вывешиваю картинку пчелы).

– Засветило наше крымское солнышко и завело в заблуждение некоторых насекомых, птиц и зверей.
– Вот и наша пчёлка перепутала времена года, заблудилась и мы должны помочь ей вернуться в свой улей на зимовку. Слайд 10. (Вывешиваю картинку улья).

2). – Выполняя устный счет будем приветствовать пчёлку последними осенними листьями. Слайд 11.
– У каждого из вас есть листья определенного цвета для каждой группы, на одном листочке слово «да», на другом – «нет». Первая группа – «жёлтые листики», вторая группа – «зелёные листики», третья – «оранжевые листики». Если вы будете согласны с утверждением, то показываете листик со словом «да», а если нет – «нет».
– Приготовились? Слушаем!
а). Произведение чисел 5 и 7 равно 12. Почему нет?
б). Четвертая часть от 28 равна 7. – Как найти четвертую часть?
в). 27 больше 9 в 2 раза. – А во сколько раз?
г). Вторая часть от суммы 5 и 3 равна 4. – Почему «да»? – Как найти вторую часть от числа?
д). Частное чисел 45 и 5 равно 8. – А сколько же будет?
– Хорошо, молодцы! Обрадовалась пчёлка, что у неё столько друзей, помахала крылышками и полетела.
3). -А навстречу ей белочка - слайд 12 - (вывешиваю картинку перед пчёлкой), остановила она пчёлку, не пропускает, предлагает ей поиграть, побегать.
– Поможем пчёлке!
Представьте, что вы все маленькие пчёлки. Посмотрим, пчёлки какой группы быстро и правильно пробегут по математическому кругу.
– Каждая группа получает математический круг с заданием по таблице умножения и деления. Вы работаете в парах. Каждая пара по очереди записывает результат в маленький кружочек, начиная от стрелки и двигаясь по кругу. Помните, что круг надо передавать по «цепочке» на следующую парту. Последний ученик быстро принесёт математический круг обратно.

– С каждой группы выбираем проверяющих счетчиков.
( С I группы - …,со II - …,с III - … .)
– Наши гости тоже нам помогут. Это жюри. По окончании игры проверяет счётчиков (распределение по группам).
4). – Раз, два, три, начали! Работа в парах. (Дети решают примеры в парах, передают круг на следующую парту ряда)
5). – Молодцы! Дружно играли! (Оценка счетчиков)
– Пчёлка помахала крылышками вам в благодарность, белочка пропустила её, пчёлка полетела дальше. (Упражнения для глаз и физминутка-включить муз.сопровождение)
III. Мотивация. Слайд 13.
Мудрая Сова рада за вас, что вы хорошо выучили таблицы умножения и деления в пределах пяти. Она решила вас тоже испытать и предлагает вот такую задачу (Беру листик из-под крылышка совы и читаю).
«Белочка запасла на зиму 30 орехов, а хитрая ворона стащила у неё пятую часть орехов. Сколько орехов утащила хитрая ворона?». Дети решают.
– Почему столько?
– На какое правило эта задача?
– Как же найти пятую часть, кто догадался?
- Сформулируйте задачи урока (будем учиться находить пятую часть от числа, закреплять знание таблиц умножения и деления)
– Хорошо, молодцы!
IV. Изучение нового матерала.
1).– Кто нам всегда помогает на уроке математики? (Знайка). Где же он? (в учебнике).
– Открыли учебники, на странице 67 находим это правило, читаем про себя (а потом вслух).
2). – Поупражняемся в решении таких примеров, №150 -> записали (у доски по очереди -> оценивание)(следить за посадкой, руки, ноги).
3).– Мудрая Сова вместе с пчёлкой придумали для вас ещё одно испытание. Интересно, справитесь или нет?
– Что даёт пчела людям? (Мёд)
4). Вот и задание про мёд. Слушайте (Беру листик из-под крылышка Совы).
(Читаю задачу про мёд).
– О чем идёт речь в задаче?
– Какую часть мёда может взять человек? (1/5)
– А как узнать сколько это килограммов?
– Перепугались? Берите пример с пчёлки, посмотрите, какая она смелая и трудолюбивая (находчивая).
– Какое правило будем применять в этой задаче?
– Назовите целое число? (100)
– Запишем: 1/5 от 100 кг.
– Кто знает, как сосчитать? (показывают, записывают в тетрадь)
-Как же узнать пятую часть от числа?
Оценивание.
– Как вы думаете, почему человек может взять только 20 кг из 100 кг? Куда идёт остальной мёд? (Остальное для пищи самих пчёл зимой).
5). Радуется пчёлка, что вы такие умные, находчивые, настойчивые и трудолюбие. Машет крылышками и летит дальше.
Физкультминутка (включить музыкальную физминутку).
V. Закрепление изученного. Решение выражений на действия разных ступеней.
1). – Пчёлы неутомимые труженики. Они хорошо ориентируются во времени, для этого им не нужны часы человека. Им необходимо солнце и цветы. Они вылетают из улья работать тогда, когда начинают работать цветочные часы. Слайд 14. А мы, когда начинаем работать в школе? (в 8 ч. утра).
2). – Пчёлка предлагает вам поработать с цветочными часами и решить примеры. (выставляю цветочные часы).

– Кто узнал цветы? Назовём.
– Под каждым цветком записано выражение. Первое число в выражении показывает время, когда цветок «просыпается», т.е. открывается.
– найденный вами ответ,когда «засыпает», т.е. закрывается.
3). – Работаем самостоятельно, по группам.
I группа –« жёлтый листик» – жёлтые цветы
IIгруппа –« зеленый листик» – белый цветок и синий цветок
III группа –« оранжевый листик» – оранжевый и розовый цветок
I: 6*4 – 27:3 = 15 (ч); 10*5 – 32 = 18 (ч).
II: 8:2 + 5*7 – 20 = 19 (ч); 11 + 20 – 2*6 = 19 (ч).
III: 5*8 – 2*9 – 2 = 20 (ч); 9*10 – 74 = 16 (ч).
4). – У доски работают самостоятельно 3 ученика по карточкам (на карточках те же примеры, что и решают дети, только не акцентирую). По мере выполнения задания взять несколько тетрадок, выставить оценки.
– Кто решил, обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга. (Взаимооценка)
5). – Проверка решений выражений учащимися на доске. Найдите, кто решал выражения вашей группы? Проверьте. Правильно? (Задать вопросы, оценивание).
6). – Ребята, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы повторить порядок действий).
– А сколько действий знаете?
– На какие ступени делятся?
– Как выполняем действия двух ступеней в выражении?
– А если будут скобки?
– А если будут действия одной ступени?
– Дома, вы еще раз закрепите решение таких примеров.
Оценивание.
7). Решение задачи.
– Ребята, кто эти выражения придумал? (Пчёлка)
– Давайте посмотрим, когда же пчёлка начинает работать (Помните, первое число в выражении показывает время, когда цветы просыпаются – в это время пчёлка вылетает на работу). Найдите самое раннее время – это 5 ч.
– А когда же заканчивает работу? Найдите самое большое число в результате выражений. Это число 20.
– Значит, пчёлка работает с 5 ч утра до 20 ч вечера. Как узнать, сколько длится рабочий день пчелы?( от 20 ч – 5 ч = 15 ч.)
– А чуть раньше вы сказали, что ваш рабочий день в школе начинается в 8 ч утра, а заканчивается? В 13 часов.
– Сколько же длится вам учебный день? Как узнать?(13 ч – 8 ч = 5 (ч)).
8). Мудрая Сова предлагает вам составить по этим данным задачу. Дети составляют задачу, записывают краткое условие и решают выражением.
(Учитель работает со слабыми учениками)
Слабым детям предлагается карточка с задачей и краткой записью.
Чтение вслух и молча.
– Для удобства решения перепишите краткую запись – я вам помогу!
Пчела – с 5 ч до 20 ч - ?
Во сколько раз больше?
Ученик – с 8 ч до 13 ч - ?
– Какой главный вопрос задачи?
– На какое правило?
– Как сравниваем и узнаем во сколько?
– Можем сразу ответить на вопрос задачи?
– А мы уже узнали сколько трудятся ученик и пчела? Да.
– Можем сразу решить выражением?
– Иди, пиши…
– Какой ответ? Что можно сказать о пчеле? (трудолюбивая)
– В домашней задаче вы будете пользоваться блок-схемой. Для этого вспомните как поэтапно решать задачу по блок-схеме.
9). – Ребята! Вы тоже трудолюбивые, настойчивые, хорошо справляетесь со всеми заданиями.
-А наша пчёлка вот-вот залетит в улей, но осталось последнее задание на стр.67, №155.
– Назовите фигуры. Почему шестиугольники.
– На что похожи? Слайд 15.
– Назовите имена (буквенные обозначения). Найдите похожие признаки. Отличительные признаки.
– Что сделали с этими шестиугольниками (разделили отрезками).
– Какие фигуры образовались? Образовались одинаковые фигуры? Нет! Почему?
– Хорошо, молодцы!
Пчелка прощается с вами, машет крылышками и залетает в улей!
VI. Рефлексия.
- Проверю, кто запомнил новый материал. Вот вам маленькие карточки в виде кружечек с мёдом, вставьте пропущенный ответ. (карточка: 1/5 от 40 = … , 1/5 от 50 =…, 1/5 от 35 = …) Пчёлка выглядывает из улья, машет лапкой, на лапке результаты, сверьте свои результаты с результатами пчёлки. У кого так, поставьте магнит(жёлтый, зелёный, оранжевый – по цвету группы) к домику пчелы, если не смогли справиться – поставьте синий магнит. (Учащиеся выполняют).
Дополнительное задание.
Задача на смекалку. Слайд 16.
Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчёлки столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и еще полстолька. Сколько же глаз у пчёлки?
(У пчёлки – 5 глаз. 2 больших глаза, расположенные по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними. Пчела различает не все цвета, но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит «сквозь листья». Это я прочитала вот в этой энциклопедии. (показать).
VII. Итоги урока.
1). – Что нового вы узнали на уроке?
Я узнал…
– Что повторили? Что было интересного?
– Было ли трудно?
– Каким же сегодня был наш урок? (необычным, интересным, увлекательным, сказочным,волшебным и т.п.)
2). – Наш необычный урок заканчивается.
Мы смогли заглянуть лишь одним глазом в жизнь этого удивительного насекомого. Пчела приносит большую пользу человеку. Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего продукта – мёда. В честь трудолюбия и пользы пчёл во многих городах России и мира люди установили памятники пчеле. Посмотрите иллюстрации. Слайды 17, 18, 19, 20. На других уроках мы с вами узнаем ещё много интересного о жизни пчёл.
– Я говорю всем спасибо за ум, трудолюбие, любознательность, настойчивость и дружбу. Слайд 21
– Урок окончен. Попрощаемся с гостями.