Активность студенческой молодежи в занятиях физической культурой и её место в структуре основных видов деятельности.
Активность студенческой молодежи в занятиях физической культурой и её место в структуре основных видов деятельности.
Прудникова Н.Л.
Смоленский строительный колледж
Фонд времени студента, расходуемый на различные виды деятельности (учебные, личные, общественные) состоит из учебного и вне учебного времени. К учебному времени относится время, затраченное студентом на занятия в учебном заведении. Вне учебное время включает часть суток, которой студенты располагают после окончания учебного дня, до начала следующего. В структуре вне учебного времени можно выделить четыре группы затрат, различающихся по своему условному назначению и функциональному содержанию:
Время, непосредственно связанное с учебными занятиями: это затраты на передвижение, обеденный перерыв, выполнение домашних учебных заданий;
Время, на удовлетворение хозяйственно-бытовых потребностей и самообслуживание (приготовление пищи, уход за жильём, стирка и ремонт одежды и т.д.);
Время, расходуемое на удовлетворение естественно-физиологических потребностей (принятие пищи, сон, личная гигиена);
Свободное время.
Первые три группы вне учебного времени заполнены деятельностью, которая не может быть исключена, заменена другой и отложена на неопределенный срок. Эту часть вне учебного времени можно назвать «занятым временем».
Свободное время – часть вне учебного времени, которая предназначена для всестороннего, гармоничного развития личности и используется для отдыха, укрепления здоровья и физического развития, получения дополнительного образования, товарищеского общения, занятия любимым делом (хобби), посещение концертов и выставок и т.д.
Для изучения затрат времени студентками различных курсов на определённые виды деятельности за неделю, нами было проведено анкетирование, результаты которого показали, что наибольшее количество часов студентки отводят на учебные занятия. Так, студентки первого курса находятся на занятиях в колледже в среднем 31 час, а студентки старших курсов от 33 до 37,3 часов в неделю. Такая разница объясняется тем, что первокурсницы учатся пять дней в неделю, а у старшекурсниц шестидневка.
Исследования показали, что время на дорогу из дома в колледж и обратно занимает в среднем от 2,1 до 4,1 часов в неделю. На приготовление учебных занятий наибольшее количество времени уходит у студенток первого (15,2 часа) и второго (16,1 часа) курсов. Старшекурсницы уделяют этому виду деятельности меньше времени: на третьем курсе 13,2 часа, на четвертом – 13,3. Это связано, главным образом с тем, что на первом курсе студентки помимо специальных предметов изучают еще и общеобразовательные дисциплины за 10 и 11 классы школы, а второкурсницам необходимо выполнить большое количество практических работ по технической механике и инженерной графике.
В разделе «домашний труд» наибольшее количество времени девушки уделяют личной гигиене и приготовлению пищи (от 4,0 до 6,5 часов). На уборку комнаты затрачивается от 2,3 до 3,1 часа в неделю. Меньше времени у студенток уходит на стирку и глажение белья (от 1,2 до 2 часов), а также на посещение ремонтных мастерских (от 1,5 минут до 0,2 часа). Наиболее популярным занятием в сфере досуга студенток оказался просмотр телевизионных передач (от 9,2 часа на первом курсе до 11,3 на четвертом курсе). На второе место выходят встречи с друзьями и посещение дискотек от 6,4 до 8,9 часа. На посещение родных и знакомых студентки затрачивают от 3,3 до 3,9 часов в неделю. Меньше времени уделяется на чтение художественной литературы (от 2,3 до 2,9 часа), чтение газет и журналов (от 1 до 2,0 часов). Посещение библиотек, кино, выставок, концертов, театров занимает в среднем от 0,1 до 2,4 часа.
Так же, на основе изучения документальных материалов и анкетного опроса нами был определён процент студентов, занимающихся физической культурой с учётом сложившихся в реальной жизни различных форм организации этих занятий, а именно: постоянно организовано, постоянно самостоятельно, не систематически организовано, не систематически самостоятельно.
Систематическими занятия считались только в том случае, если они проводились организованно или самостоятельно не менее 2-3 раз в неделю, то есть такие занятия, которые по своему объёму дают положительный эффект. Поэтому судить об уровне развития физической культуры в средних специальных учебных заведениях целесообразно не по проценту занимающихся вообще от числа студентов, а по предложенному автором (64) "коэффициенту активности" (Ка). Данный коэффициент определялся как отношение количества постоянно занимающихся физической культурой к количеству тех, кто эти занятия игнорирует. Общая сравнительная картина охвата занятиями физической культурой студентов различных курсов представлена в табл. 11.
Нами было установлено, что постоянно организовано, занимаются 24,4% юношей и 32,8% девушек. Вероятно, это связано с тем, что девушки более дисциплинированно (хотя и в недостаточной мере) посещают учебные занятия в колледже. Активность постоянно самостоятельно занимающихся юношей (31,9%) в три раза выше, чем у девушек (10,4%).Не занимаются физическими упражнениями 5,6% юношей и 12,6% девушек.
Среди различных возрастных групп наибольшую активность проявляют студенты первого курса (Ка=40,93). Наименее активными в этой сфере деятельности оказались студенты третьего (Ка=2,80) и четвёртого (Ка=2,68) курсов.
В определённой мере на активность в занятиях физической культурой влияют и жилищные условия обучающихся. Как правило, более регулярно занимаются физическими упражнениями студенты имеющие лучшие жилищные условия: отдельную квартиру (Ка=5,99), дом (Ка=8,31), чем люди имеющие комнату (Ка=2,65) или проживающие в общежитие (Ка=3,32).
На основе аналогичного расчёта коэффициента активности было определено место физической культуры в структуре наиболее популярных занятий студентов в свободное время: наиболее популярным занятием в сфере досуга студентов оказалось посещение гостей, встречи с друзьями (Ка=61,81). Значительную часть своего свободного времени они уделяют занятиям любимым делом (Ка=50,33). Следует отметить. Что большинство опрошенных юношей и девушек отдают предпочтение прогулкам, посещению дискотек (Ка=31,77).
В меньшей мере студенты проявляют активность в чтении художественной литературы (Ка=0,77) и посещении театра, концертов (Ка=0,26), что сказывается на значительном снижении их культурного уровня.
Нельзя не отметить, что активность студентов в сфере физической культуры оказалась на одном из последних мест, и в сравнении с другими видами их деятельности она не значительна (Ка=6,83). В определённой мере на активность этих занятий оказывают влияние половозрастные различия студентов. Девушки больше времени уделяют любимому делу, чтению газет и журналов, а юноши более активны в занятиях физической культурой и спортом. Студенты же младших курсов чаще ходят на дискотеки, бывают в гостях, встречаются с друзьями по сравнению со старшекурсниками.
Таким образом, в структуре свободного времени наиболее высокую активность студенты проявляют во встрече с друзьями, посещении дискотек, занятии любимым делом. Эти формы занятий имеют массовый, широко распространённый характер
Результаты исследований показывают, что большинство не занимающихся физической культурой считает, что им не удаётся это осуществить из-за отсутствия свободного времени. Хотя это обстоятельство и влияет на приобщенность студентов к различным видам физической культуры, однако увеличение свободного времени, вряд ли может привести к автоматическому росту числа занимающихся этими видами деятельности.
Это произойдёт лишь в том случае, если возрастание свободного времени, будет сопровождаться и увеличением числа спортивно-оздоровительных сооружений, улучшением организационной и методической работы со студентами, воспитанием в них активного отношения к занятиям физической культурой. Причём последнее является одним из важнейших направлений работы.
Полученные нами данные показывают, что большинство студентов используют преимущественно пассивные (в двигательном отношении) виды занятий при недостаточно высокой потребности в занятиях физическими упражнениями. Незначительный объём двигательной активности в свободное время может быть связан с различными причинами, в том числе и недостатком свободного времени, а также отсутствием спортивных сооружений, с их значительной удалённостью от места жительства, с большим объёмом учебной нагрузки и другие. Главная причина, по нашему мнению в другом, а именно в недостаточной культуре потребления студентами различных общественных благ, в неумении гармонически сочетать различные виды деятельности в свободное от учёбы время.
Таким образом, особое внимание при формировании активного отношения студентов к различным видам физической культуры должно быть направлено на воспитание культуры проведения свободного времени. А это предполагает улучшение всей организационной и методической работы в средних специальных учебных заведениях.
15