Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»
Урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Класс: 5 класс.
Предмет: русский язык.
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология построения урока: урок-диалог.
Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Цель учебного мероприятия:
показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
2.Формировать ключевые компетентности:
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);
- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);
- коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.
Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
2. таблица для работы (доска);
3. задание для групповой работы;
4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;
5. тест для каждого учащегося.
ХОД УРОКА:
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Организационный момент (проверяем наличие письменных принадлежностей)
2 Актуализация знаний, постановка учебной проблемы (Слайд 1) Шестнадцатое ноября
Классная работа
(Слайд 2) Перед вами дорога. Она ведёт в страну Грамотности. Мы совершим увлекательное путешествие в эту удивительную страну
Учитель: Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов). Одинаковые или разные значения имеют слова?(Разные)
Запишем (ученик у доски и подчеркиваем орфограммы)
Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.
Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.
Интересный, чудесный, новый, прелестный.
- По какому принципу распределены слова на 3 группы. Обоснуйте ответ.
Учитель: Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи».
Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?
Учитель: Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).
3 Открытие новых знаний - Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь? (Слайд 3)
В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:
помогали словам в предложении принять нужную форму;
связывали слова в предложении и части предложения;
вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
- Скажите, на какие группы делятся части речи?
Как вы назовете тему урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради. Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).
- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?(Слайд)
- Назовите, какие относятся к служебным?
Обращаемся к учебнику. Стр.86
Слайд 4 ( заготовка).Проверьте На какие две части делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Что вы о них знаете?
Самостоятельные- существительные, глагол, прилагательные, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния
Служебные – предлоги, союзы, частицы
- Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)
- Почему междометие не попало на слайд? (гипотезы ребят: особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)
- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
(Слайд 5).
lefttop
- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!
Самостоятельные части речи Особая часть речи
Междометие и звукоподражательные слова
Служебные части речи
Имя существительное:
Имя прилагательное:
Имя числительное:
Глагол:
Наречие:
Местоимение:
Предлог:
Союз:
Частица:
Оценка работы группы (доска): Выставление оценок за работу (на доске критерии): нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
- Проверьте и сравните с эталоном.(Слайд № 6).
- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).
- Поможет нам ответить на эти вопросы задание.
3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради. (Слайд 7).
Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.
Стать, они, жить, большой, дружной, семья.
Работа с текстом.
- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.
- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда. - Удалось ли вам это? Как называются эти части речи? Почему? (Слайд 8)
Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами.
Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др. Союзы связывают члены предложения и части сложного
предложения.
Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.
Частицы придают оттенки значения членам предложения
и всему предложению в целом.
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
4. Работа с таблицей. (Слайд 9). (Таблица на доске).
Самостоятельные части речи Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.
1. Нельзя задать вопрос.
2. Являются членами предложения.
2. Не являются членом предложения.
3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения.
Физкультминутка. (Слайд 10)
- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки качнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили вот так.
4 Первичное закрепление нового знания Слайд 11
На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.
(Не) привыкайте (к) ч…десам –
Д… витесь, им, д… витесь!
(Не) привыкайте (к) н…бесам,
Гл…зами (к) ним т…нитесьПриглядывайтесь (к) обла… кам,
Прислуш…вайтесь (к) птицам,
Прикладывайтесь (к) родникам -
Ничто (не) повт…рит..ся.
(За) мигом миг, (за) щагом шаг
Вп…дайте (в) изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
(В. Шефнер)
Мы с вами определяли части речи, а можно определить по схеме (морфемной модели)(по окончанию, по суффиксу) к какой части речи относится слово.
Обращаемся к упр.190 (ученик работает у доски)
5 Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону Тест (индивидуально каждым учащимся). (Слайд 12)
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
Ключ: 1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 - б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
6 Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока Результаты урока (Слайд 13)
Сегодня на уроке мы вспомнили……
Сегодня на уроке мы узнали………
Сегодня мы на уроке говорили о……
7 Обсуждение домашнего задания (Слайд 14). Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (для сильных); нарисовать карту государства «Части речи».
Составьте 2-3 деформированных предложения (загадки); нарисуйте отгадки.
Составьте 2-3 деформированных предложения, связанных между собой.
подобрать свои примеры упр. 189
Написать мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи» или «Какие отличия самостоятельных частей речи от служебных я знаю».