Конспект урока в классе по ФГОС: «Чередование звуков. Беглые гласные» (5 класс)


Конспект урока: «Чередование звуков. Беглые гласные»
учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 Горшковой И.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, понятием «беглые гласные», правописанием корней, на которых отразились эти явления.
Задачи урока:
обучающие:
формировать представления о чередующихся гласных и согласных не только в корне, но и приставке, суффиксе;
ввести в активный словарь учащихся новые термины.
Развивающие:
уметь анализировать и сравнивать слова;
уметь находить корни с чередованием;
уметь выстраивать логическую цепочку;
уметь находить ответы на вопросы, делать выводы,
уметь оценивать свои способности.
Воспитывающие:
воспитывать чувства взаимопомощи, дружбы, сотрудничества;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь контролировать себя во время работы, следить за своей осанкой.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Здравствуйте, ребята. Начнём по традиции наш урок с работы по каллиграфии.
Открыли тетради. Записали число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
а) Синтаксическая минутка.
«Лё..кий в..терок играет серебристыми л..сточ..ками ивы и они сле..ка др..жат
от этого».
- давайте на минуту перенесёмся на урок литературы, посмотрим на предложение и скажем, какие литературные приёмы использовал в нём автор. (олицетворение и эпитет);
- выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему
однокоренные слова (дрожит) – (Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а)
– выделите корень. Однокоренные ли получились слова? (Да). Каково лексическое
значение слов? Почему буквенный состав корня различный?
Это явление в языке называется чередованием гласных и согласных в слове.
б) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке. Запишем тему урока, но оставим место для второй части её. («Чередование звуков…»)
в) Какую задачу нам предстоит сегодня решить на уроке?
3. Введение в новую тему.
1. – По толковому словарю Ожегова мне помогут ребята найти и прочитать
лексическое значение слова «чередующийся».
(Чередовать, -дую, -дуешь. Последовательно сменять одно другим. Чередую работу с отдыхом. //сущ. Чередование, -я, ср.
- Что называется чередованием? Подумайте и сформулируйте определение.
( замена одного звука другим в корне однокоренных слов называется чередование)
Таких чередований в русском языке много.
2. Игра “Найдите пары”. Вам нужно отыскать пары слов. Выделить корни.
Понаблюдать, что в этих корнях происходит, какие ещё бывают чередования: (работа в тетрадях и на доске)
Таскать саженец
Готовлюсь известие Сад тащить лик - лицо Молоко круг родиться - рождениеГотовиться мрак Молочный извещение Мрачный окружность – Можно ли назвать эти слова однокоренными, ведь основы слов разные? (Да)
– Что происходит с согласными буквами в корне слова? (Произошло чередование)
3. «Преобразуй» Запишите глаголы с корневой гласной и или ы, образуйте от них имена
существительные с теми же корнями, но с гласной О по образцу: выбирать – выбор,
рыть – ров, выть, вызывать, бить, убирать, шить.
- Скажите, только ли согласные могут чередоваться?
4. Откроем учебник на стр. 24 и ещё поиграем в чередующиеся гласные и согласные.
Выполним упр. 423 (работа в парах)
Участники команд обмениваются словами, придумывают к ним однокоренные и называют чередование в них.
3. Физминутка.
4. Познавательная минутка. Грамматическая сказка “Беглые гласные”
5. - Я хочу предложить вам послушать грамматическую сказку. Чтение подготовленного ученика
«На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10.
А их было 12. Ь и Ъ тоже входили в это число. В старинном славянском языке они употреблялись почти во всех словах: СЪНЪ, ДЕНЬ.
Но злой правитель ВРЕМЯ распорядился так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ – СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. Пустились тогда эти гласные в бега. И получили они название «беглые».
Не все гласные согласились с таким решением правителя. Слабыми оказались только О и Е и стали появляться в словах только после вопроса «чего?», то есть чередовались с нулём звука. А И было сильным и упрямым. Эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает».
– Какова тема текста?  – Какова основная мысль этого текста? (читают хором четверостишие)
6. Допишите тему нашего урока? («Чередование звуков. Беглые гласные»). Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации
(исчезающий, убегающий)
По толковому словарю Ожегова найдет и прочитает значение слова «беглый»,
( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)
Рассмотрим таблицу в учебнике на стр. 24 и скажем: в каких частях слова бывают
беглые гласные?
9. Понаблюдайте за формами следующих слов (раздаются карточки со словами)
1- Берег - брег, прибрежный
2- Ворота – врата, вратарь
3- Голова – глава, главный
4- Здоровье – здравие, здравствовать
Один ученик работает у доски: молодой – младенец, младший
5. Закрепление знаний.
1. Фронтальная работа. Проверю вашу внимательность.
1. Являются ли однокоренными следующие слова
пень – пня, день – дня? (Нет, это одно и тоже слово)
– А что случилось с этой парой (Изменилась только форма слова)
- Что произошло в словах? (Исчезла гласная Е)
– Из какой морфемы сбежала гласная буква Е? (из корня)
А что произошло со следующей парой слов: флажок – флажки.
Будут ли они однокоренными? (Нет это форма слова)
– Из какой части слова сбежала гласная? (Из суффикса)

2. Задание для всех: помогите вернуть беглые гласные, что для этого нужно сделать?
( Изменить форму слова)
окно – окон
пушинка – пушинок
близкий – близок
громкий – громок
пёрышко – пёрышек
песня – песен
полотенце – полотенец
пятно – пятен
3. Выполнение теста по дидактике стр.80
4. Взаимопроверка (проекция на доску)
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).
- В чем суть правописания данных слов?
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
«Учимся оценивать себя»
257746511620500316801511620500 узнал что-то новое научился316801510287000222504010287000214884015049500316801515049500 расстроился Я обрадовалсяудивился ничего не понял8. Домашнее задание - Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные, выполните упр. № 428 из параграфа 79.
2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполнит упр. 426.
Задание для умников и умниц
Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные
в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» и придумаю рассказ по теме « В лесу» и включу в него такие слова.