План методического совета школы


Утверждаю:
Директор МКОУ «Аксайская СШ»
______________/Хейчиева Л.В/




План работы
методического совета
МКОУ «Аксайская «СШ»

Составила:
Председатель методического Совета
Косикова Е.М.
2015 -2016 учебный год
Методическая тема школы:
«Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения»
Работа школьного методического совета направлена на решение задач по обеспечению уровня педагогического мастерства учителей, созданию условий для повышения компетентности в области учебных предметов, методики их преподавания и внедрению новых технологий с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса. Методическая работа осуществляется через работу методических объединений учителей. В школе работают четыре методических объединений: МО учителей начальных классов, МО учителей гуманитарного и естественно-географического цикла (учителя химии, биологии, географии, русского языка и литературы, истории и обществознания, учителя английского языка), МО учителей естественно – математического цикла (учителя математики, информатики и физики), МО классных руководителей. Планы работы методических объединений составляются с учетом плана методической работы школы, ситуации, которая сложилась в школе в данный период времени, опыта работы и квалификации учителей, склонностей и интересов педагогов, специфики преподавания определенных предметов. Содержание и формы методической работы определяются в соответствии с направлениями работы школы.
При составлении  программы методической работы школы были учтены и использованы следующие нормативные документы:
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 276 от 7 апреля 2014 года
Концепция государственного стандарта начального и общего образования. (ФГОС НОО и ООО).
Устав ОУ.
Программа развития школы.
Образовательная программа школы.
Локальные акты.
Основные цели методической работы.
Обеспечить научно – методическое сопровождение реализации образовательной программы ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития личности учащегося,  для внедрения в практику личностно-ориентированных технологий, позволяющих наиболее полно реализоваться каждому учащемуся.
Оказать помощь учителям в реализации принципов инновационных и методических приемов обучения и воспитания в рамках программы развития школы.
Внедрить в практику работы школы  результаты исследований и достижений передового опыта.
Создать условия для распространения опыта работы школы на разных уровнях.
Основные задачи методической работы.
Подготовить учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации учителей.
Создать условия для аттестации учителей.
Организовать и провести комплекс мероприятий, направленных на распространения опыта работы школы.
Разработать методические материалы в помощь учителям и классным руководителям.
Осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение преемственности ступеней образования.
Основные направления методической работы.
Работа с молодыми педагогами.
Повышение квалификации учителей.
Аттестация педагогических работников.
Участие учащихся и учителей в различных олимпиадах и конкурсах.
Распространение опыта работы школы.
Разработка методических материалов.
Обеспечение преемственности.
СОСТАВ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «Аксайская СШ»
Председатель методического совета – Косикова Е.М.Заместитель председателя методического совета – Синько Н.Ф.Ответственный секретарь методического совета школы – Трофимова М.А.
Руководители ШМО

Работа с образовательными стандартами:
согласование календарно-тематических планов;
преемственность в работе начальных классов и основного звена;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-
познавательной деятельности;
формы и методы промежуточного и итогового контроля;
отчеты учителей по темам самообразования;
итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена в форме ОГЭ.
На заседаниях методических объединений будут рассматриваться также вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание будет уделяться вопросам сохранения здоровья учащихся, изучаться тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Будет проводиться анализ контрольных работ, намечаться ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений будут проводиться открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО школы за 2014-2015 учебный год, стоит задача совершенствования профессиональной компетентности, обучение педагогов новым технологиям, создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностям. Над этой задачей будут работать методические МО учителей начальных классов, МО учителей естественных наук, гуманитарных наук, иностранного языка, математики и информатики, предметов развивающего цикла, классных руководителей.
В соответствии с методической темой школы будет продолжена работа педагогов над темами самообразования. Для организации дифференцированной работы с педагогическими кадрами в школе организована работа по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальную тему по самообразованию. У каждого учителя определена индивидуальная методическая тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, практикумов. Индивидуальное самообразование будет осуществляться на основе собственных планов. Планы предусматривают подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом. Завершаться самообразование будет анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы. Результатом самообразования будут являться открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на заседаниях методических объединений, педсоветах, совещаниях при директоре.
График проведения предметных декад
Декада биологии и географии - Ноябрь
Декада математики, физики, информатики - декабрь
Декада истории февраль
Декада Начальной школы февраль
Декада русского языка и литературы – март
Декада английского языка апрель
Заседания методического совета школы проводятся по плану методического совета не менее 1 раза в четверть и по необходимости.
Содержание деятельности Задачи деятельности Сроки Ответственные
Заседание 1.
Обсуждение плана работы школы на новый учебный год.
Обсуждение плана методической работы.
Обсуждение плана воспитательной работы.
Обсуждение плана работы методических объединений учителей.
Обсуждение плана работы психолого-педагогической службы.
Обсуждение плана контрольно-инспекционной деятельности по предотвращению неуспеваемости.
Экспертиза программ курсов по выбору и элективных курсов.
Аттестация учителей.
Заседание 2
1. Подготовка и проведение методического семинара «Психологическая поддержка педагога в условиях НСОТ»
2.Организация и проведение школьных предметных олимпиад.
3. Подготовка и проведение педагогического совета «Адаптация обучающихся 5 классов при переходе на основную ступень образования»
Заседание 3
1.Отчет руководителей Методических объединений учителей о проведенных школьных и муниципальных олимпиадах
2. Результативность методической работы
школы за 1 полугодие
3. Подготовка и проведение педагогического совета «Традиции и инновации в совершенствовании классно-урочной системы обучения в условиях  реализации ФГОС НОО»
Заседание 4
1. Подготовка и проведение методического семинара «Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности»
Создание временных творческих групп по реализации намеченного плана подготовки к методическому совету.
2. О мониторинге профессиональной деятельности учителя ( повышение квалификации).
Заседание 5
1. Подготовка к педагогическому совету «Воспитательная система в условиях социально-значимой школы».
Создание временных творческих групп по реализации намеченного плана подготовки к педсовету.
2. Подготовка и проведение школьной методической конференции
«Совершенствование образовательного процесса на основе современных педагогических технологий»
3. Отчет о работе психолого-педагогической службы школы
4. Отчеты руководителей методических объединений учителей по подготовке учебно-методических материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации.
5. Итоги методической работы за учебный год.
Обсудить скорректированный план работы школы по основным направлениям деятельности образовательного процесса.

Совершенствование работы МО учителей
Обеспечить условия для решения указанных направлений деятельности.
Анализ состояния работы по подготовке методического семинара.

Анализ состояния работы по подготовке методического семинара.

Обеспечение методического и организационно-технического сопровождения школьных предметных олимпиад
Обобщить опыт освоения данной темы в школе.
Анализ результативности участия учащихся школы в муниципальных предметных олимпиадах.
Анализ методической работы, план работы на 2 полугодие.
Обобщить опыт освоения данной технологии в школе.
Обобщить опыт освоения данной технологии в школе.

Определить степень реализации поставленных задач, выявить возникшие проблемы, наметить пути их решения.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта в школе
Проанализировать уровень подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Проанализировать результативность учебно-методической работы за учебный год. сентябрь
октябрь
Ноябрь
Январь
март
май Председатель ,Зам. дир. по УВР, Рук.ШМОПредседатель,
Зам. дир. по УВР
Председатель, зам. дир. по УВР, рук.МОРуководители МО
Председатель, зам. дир. по УВР
Председатель,
Зам. дир. по УВР
Работа с одаренными детьми.
Концепция Программы
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всегоспособностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению сдругими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) втом или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает,
что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной
среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом
особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологическиемеханизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней
речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и
опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы
чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие
«вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова,
должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события,
предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом
трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и
долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности,
подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо,
упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить
и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, скоторыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство состороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать
вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственныследующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные
системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие
требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость,
гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру
слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор
может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся
в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не позубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку
они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма
подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных
качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей
(способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное,видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и
мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения,
устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка
предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную диф-
ференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует,
что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного и компетентностного педагогических
подходов в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе
психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие
творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования
личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных
дисциплин, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных
мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости
компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения,
вариативность образовательных программ - определение индивидуальных
образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика -
образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью»
выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт
общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается
главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого
обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих
способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для
творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики
«самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое
самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих
равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьномвозрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки
(подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незауряднымиумственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим
внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одареннымидетьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы
работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Формы работы с одаренными учащимися
· творческие мастерские;
· групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
· факультативы;
· кружки по интересам;
· занятия исследовательской деятельностью;
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· научно-практические конференции;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.
№ Мероприятие Сроки
1 Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление постоянно
2 Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. Постоянно
3 Проведение семинаров-практикумов с учителями, по вопросам выявления одаренных детей В течение всего периода
4 Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников постоянно
5 Совершенствовать работу научного общества учащихся
 Создание нормативной и методической базы
 Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов
- Организация исследовательской деятельности Октябрь
В течение года
постоянно
6 Участие школьников в районных, зональных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах В течение года
7 Проведение школьной и участие в районных и областных научно-практических конференциях школьников В течение года
8 Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников В течение года
9 Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год ежегодно
10 Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов в течение периода
11 Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми в течение периода
12 Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» в течение года
13 Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения
 Выявление учащихся в начальных классах, составление диагностической карты
 Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
 Проведения занятий с детьми
 Отработка форм, методов, приёмов работы, создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми постоянно
14 Проведение школьного конкурса «Ученик года» В течение года