Технологическая карта урока по теме: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число».
Предмет: Математика
Класс: 5
Тип урока: открытия нового знания ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы:
«Умножение обыкновенной дроби на натуральное число».
Цели
Образовательные: Формировать представление об умножении дроби на натуральное число. Формировать умение решать задачи с применением действия умножения дроби на число.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Понимать, что такое «умножение», «умножить дробь на натуральное число». Уметь решать задачи с применением действия умножения дроби на число.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Умножение, дробь, натуральное число.
Межпредметные связи Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Математика. Учебник для 5-го класса,
Просвещение, 2012г.
- презентация
- бланки с проблемной задачей
- карточки для самостоятельной работы
- карточки самооценки
- карточки - картинки
- бланки домашней работы
- система голосования
Формы работы Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Слушают, осмысливают тип урока и виды деятельности.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправляемся в дорогу за знаниями. Возьмём мы с собой только свои знания и хорошее настроение.
- Ян Амос Каменский сказал:
«Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию».
- И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день будет для вас счастливым, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
(Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии ( 6 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Проговаривают, что повторили.
Выполняют задание, предложенное учителем.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Выполняют задание самостоятельно.
Организует актуализацию умений выполнять действия с дробями.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия - Чтобы продуктивно работать на сегодняшнем уроке, мы должны повторить уже имеющиеся знания и вспомнить , с какими темами мы работали на предыдущих уроках уроках?
- Действия с дробями.
- Какие действия мы уже рассмотрели?
- Сложение, вычитание , умножение дроби на дробь.
-Я предлагаю вам вспомнить изученные действия с дробями .Учащимся предлагается задание «Восстанови картинку» (получая правильные ответы, учащиеся сопоставляют правильный ответ с заданием)
В ходе решения встречается задание, которое учащиеся решить не могут.
- Все ли задания выполнили?
Уметь выполнять действия с дробями (сложение, вычитание, умножение дробей).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(1 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
- Почему возникло затруднение?
- Не знаем, как умножить дробь на число.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).IV. Построение проекта выхода из затруднения
(2 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Проговаривают цели.
Записывают: число классная работа и вопрос в тетради.
Проговаривают правила.
Называют средства. Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств - Давайте сформулируем цель нашего урока?
- Научится умножать дробь на натуральное число, сформулировать правило умножения.
- Запишите главный вопрос нашего сегодняшнего урока:
Как умножить обыкновенную дробь на натуральное число?
- Запишите число, классная работа и главный вопрос нашего урока.
- Чтобы достигнуть поставленных целей, что нам необходимо помнить? (Правила работы на уроке.)- Если вы работаете в паре со своим соседом, что надо помнить?
- Мы сплочённая команда,
- Если вы работаете самостоятельно? - Я смогу, я правлюсь, у меня всё получится.
- Какими средствами можем достигнуть целей урок?
- Сами попробуем добыть знания, прочитать в учебнике, спросим у учителя….. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V. Реализация построенного проекта
(9 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. Проводят исследование задачи и стараются сформулировать правило умножения дроби на число (в карточке содержится алгоритм-подсказка)
Формулируют правило, начиная словами:
- Я считаю….
- Я предполагаю…
Читают правило вслух, и самостоятельно проговаривают про себя.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует подводящий диалог.
- Для того, чтобы достигнуть цели нашего урока и получения ответа на вопрос урока, я предлагаю вам задачу. Задача у нас сегодня будет не простая , а связанная с народным праздником , который отмечается в марте.
-Какие народные праздники вы знаете, которые отмечаются в марте?
- Масленница.
- Верно, но есть ещё один праздник, который называется «Сороки» или «Жаворонки»
- Что же это за праздник?
Ответ на этот вопрос подготовил один из учащихся.
- У каждого на парте бланк с задачей с помощью, которой учащиеся должны ответить на вопрос.
- Давайте попробуем сформулировать правило умножения дроби на число.
Хорошо, ребята, давайте проверим наши предположения и обратимся к учебнику. (стр.197)
Правило и буквенная запись выводится на экран.
Уметь представить умножение в виде суммы п - слагаемых Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(10 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Выполняют задание в тетрадях, и у доски.
Отвечают на вопросы, записывают новое действие Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организует применение нового способа действия.
Давайте попробуем применить наши знания на конкретных примерах.
К доске вызывается один ученик для решения примера (учащиеся записывают в тетрадях)
1).
2).
3).
2. Давайте, вспомним где можно применить действия с дробями (при решении задач)
Задача: Парусная лодка, двигаясь по реке со скоростью 8 км/ч, затратила на весь путь ч. Найдите расстояние, которое прошла лодка за это время.
- Как найти расстояние, зная время и скорость?
-Умножить скорость на время.
Уметь сокращать дроби, умножать на натуральное число.
Уметь находить расстояние по предложенным времени и скорости. Знать формулу для вычисления пути. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану
(Регулятивные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самооценку по эталону.
На карточках планирования последующей деятельности продолжают фразы:
Повторить…..
Выучить…
Запомнить…. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует выполнение проверки
Организует выполнение работы над ошибками.
- А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. У каждого из вас на столах карточки с самостоятельной работой. После её выполнения вам предстоит выполнить самооценку по эталону.
- Выполните проверку, оцените себя и занесите оценку в оценочный лист.
- Выполните работу над ошибками.
После того как ученики выполнили работу и самопроверку учитель предлагает выполнить работу над ошибками.
Уметь самостоятельно выполнять действия с дробями, находить неизвестное их равенства. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
(Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Включение в систему знаний.
(3 мин) Слушают объяснение.
Работают в парах. Организует работу в парах.
Контролирует работу в парах. - Ребята, я предлагаю вам поработать в парах и проверить свои знания и оценить знания вашего соседа в совместной работе. В задание включены все действия с дробями, с которыми мы уже познакомились. Вам необходимо проявить свои знания внимательность и сплочённость и вместе собрать задания с правильным ответом. Уметь применять правила сложения, вычитания, умножения дробей, умножение дроби на число. Находить ответы предложенных заданий. Уметь выстраивать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Регистрируются и выбирают утверждение. Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует регистрацию в системе голосования. - Какую цель ставили?
- Научиться умножать дробь на натуральное число.
- Достигли цели?
- Научились и ответили на вопрос урока.
- Какая тема урока была?
- Умножение дроби на число.
- Выполните рефлексию, выбрав одно из предложенных утверждений.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
(Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
(Личностные УУД).
X. Домашнее задание. Слушают объяснение
Задают вопросы. Объясняет цели домашнего задания. - Домашнее задание сегодня будет творческое. Возьмите буклеты с домашней работой. Вам необходимо составить задачу по рисунку и составить задачу и сделать к ней свой рисунок. На следующем уроке вы сможете предложить решить свои «авторские задачи для решения друг другу и всему классу. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).