Внеклассное занятие по окружающему миру Раннецветущие растения
Тема:
Раннецветущие растения
Цели:
1.Подвести учащихся к пониманию того, что изменения погоды весной приводят к изменению в жизни растений.
2.Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.
3.Содействовать углублению и расширению эколого-краеведческих знаний.
4.Формировать познавательную и творческую активность обучающихся.
Оборудование: на доске рисунок «лесная поляна», на котором изображены раннецветущие растения, вокруг рисунка знаки запрещения как нельзя вести себя в природе, каждое сообщение учащихся сопровождается показом слайда с изображением растения, о котором идет речь и музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов», эмблемы для учащихся, портреты композиторов поэтов.
Учитель МБОУ «Таицкая СОШ»
Митрошичева Таисия Геннадьевна
Гатчинского района
Ленинградской области
Ход урока.
Организация класса.
Цель.
Организовать учащихся на активную работу на уроке.
Сообщение новых знаний.
Цель.
Подвести учащихся к пониманию того, что изменения в природе приводят к изменению в жизни растений.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами совершим экскурсию в самый чудесный храм науки – храм природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам .Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
- Прежде, чем войти в этот храм мы должны вспомнить правила поведения, а для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я вам буду говорить о действиях в лесу, а вы отвечать «да», если поступок правильный, «нет», если поступок неправильный.
Если я приду в лесок и сорву цветок? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу салфетку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пенке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, костер залью и закопаю? (ДА)
Так какие правила надо соблюдать в лесу?
(Дети встают с плакатом в руках и громко читают:)В ЛЕСУ ЦВЕТЫ НЕ РВАТЬ.
НЕ ШУМЕТЬ В ЛЕСУ.
НЕ ОСТАВЛЯТЬ МУСОР В ЛЕСУ.
НЕ ВЫТАПТЫВАТЬ ТРАВУ.
НЕ ВКЛЮЧАТЬ МУЗЫКУ ГРОМКО.
(Молодцы!)
- Вот теперь я вижу, что вы готовы войти в «храм природы».
- Скажите мне, какое сейчас время года? (Весна)
- Какие признаки весны вы знаете? (День длиннее, солнце пригревает, просыпаются насекомые, животные, прилетают птицы).
- И вот мы на лесной тропе (слайд с картинкой проталины в лесу) .- Посмотрите. Местами еще лежит снег, а там где его нет по краям тропинок, по берегам оврагов и рек мы видим золотые головки. Что это за цветок?
- Об этом маленьком солнышке расскажет мой помощник Андрей. Он проделал большую работу, прочитал много литературы, сделал презентацию об этом цветке. Давайте послушаем и посмотрим его.
- Цветы мать-и-мачехи похожи на корзиночки. Цветет она очень рано т.к. это растение не боится холодов и любит много света. Сидят цветы на голом стебле, а сами стебли покрыты небольшими чешуйками. Это недоразвитые листочки. Они совсем не похожи на большие листочки, которые появятся летом после цветения. После цветения вместо цветов останутся парашютики семена, которые будут разлетаться от ветра. Мать-и-мачеха растение лекарственное. Весной цветки очень выручают пчел. Это самые первые цветы, с которых они могут собирать пыльцу и нектар. (Сообщение сопровождается показом презентации).
- Наша экскурсия продолжается. Продолжит рассказ Настя. Вот перед нашими глазами предстает настоящее озерцо из зарослей голубых цветов. Это перелески. Давайте это растение рассмотрим поближе. Это сине-голубые цветы, точно звездочки с закругленными лучами. Вокруг темные листочки. Они перезимовали под снегом. Отцветут цветы и отомрут листья. Эти цветочки очень нежные. Людям, которые приходят в лес очень хочется нарвать их и поставить в вазу. Но они не стоят в вазе. Через несколько часов они вянут. Растут перелески по краю леса в сырых местах, где много света. Рвать эти нельзя и потому что оно охраняется. Давайте посмотрим на красивые цветы перелески. (Показ слайдов).
- Приблизительно через неделю зацветет еще одно удивительное растение. О нем нам расскажет Аня. Аня подготовила прекрасное сообщение и фотографии, которые она с родителями сделала, бывая в лесу. Называется это растение ветреница. Это растение можно встретить в светлом апрельском лесу, неодетом листвою, распахнутом весенним ветрам и сразу поймешь, почему оно так называется. Его нежные цветы на длинных цветоножках начинают трепетать при малейшем дуновении ветерка. Ветренице можно сказать не повезло из-за того, что их нещадно рвут. А ветреницы устроены так, что потянешь чуть посильнее за растение и вытащишь из земли корень. И все растение погублено. А молодое растение появится и зацветет здесь через 10-12 лет. Неаккуратное обращение с этим растением может стать причиной отравления. В нем ядовито все и цветки, и стебель, и корень.
- Медуница появляется дней через 10-15 после цветения мать-и-мачехи. Тайна цветков медуницы не раскрыта до сих пор. Вначале цветы розовые, пройдет несколько дней, и они начинают менять окраску, становятся сине-голубыми, а потом фиолетовыми. Цветок этот занимает все меньше и меньше площадей. Их, как и все первоцветы безжалостно обрывают. О нем написано:
Медуница. Это прозвище недаром
У красивого цветка
Капля сочного нектара
И душиста и сладка!
От простуды излечиться
Нам поможет медуница.
В лес пойдете, не забудьте
Медунице поклониться.
- Об одном из самых известных цветов расскажет Богдан.
- Бывая в лесу в конце мая, когда там начинают петь соловьи, можно встретить цветок, который обладает необычно приятным ароматом. Так благоухает ландыш. Своей популярностью он обязан этому запаху в сочетании с красотой цветка. Бывает невозможно оторвать взгляд от необычного зрелища. В переводе с латинского его называют «лилией долин, цветущей в мае». Во многих странах этот цветок считается священным. Было время, когда этот цветок встречался повсеместно. Безжалостное отношение к этому цветку привело к тому, что его численность постоянно уменьшается. А ведь это растение является лекарственным. Из него делают лекарство для тех, у кого проблемы с сердцем. Для того, чтобы растение выросло и зацвело должно пройти десять лет. Об этом цветке написано много стихов, на стихи написана музыка.
Петр Ильич Чайковский очень любил природу и черпал в ней вдохновение. Его музыка рождалась под впечатлением любимых мест: берега озера, зарослей бересклета, осыпанные росой. Живя в Италии, наслаждаясь розами и благоухающими магнолиями, он вспоминает о прекрасном цветке.
О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей
Твое благоуханье, как музыка стесняет мне дыханье.
Фет писал:
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим льды,
Солнце теплое ходит высокое,
И душистого ландыша ждет.
- Бывая в природе художники, поэты, музыканты восхищались красотой цветов. Они вдохновляли их на создание своих шедевров. Всю экскурсию нас сопровождала музыка Петра Ильича Чайковского. Вам понравилась она?
- Кто помнит, как называется это произведение? (Вальс цветов)
- Вдохновение у природы, а в частности у прекрасных цветущих растений черпали такие мастера слова как Александр Сергеевич Пушкин, Константин Дмитриевич Паустовский, композиторы и среди них Эдвард Григ, художники. Все они говорили о том, что есть связь между природой и широтой духа, ее свободой, величием, силой и творчеством.
- А теперь давайте вспомним о том, какие растения мы можем назвать раннецветущими? (Венерин башмачок, купальница, ветреница дубравная, фиалка).
3. Итог
Цель.
Развивать умения делать выводы и строить умозаключения.
- Скажите, ребята вам понравилась наша экскурсия?
- Как называют эти цветы? (Первоцветы, подснежники.)
- Чем являются эти первые цветы для художников, музыкантов, поэтов и писателей? (Цветы, как и вся природа - это источник вдохновения и творчества).
- Что особенного узнали о них? (Среди них есть лекарственные и ядовитые растения.)
- Что их объединяет? (Они находятся под охраной.)
- В Красную книгу занесены некоторые растения, о которых мы сегодня говорили. Красная книга – это сигнал опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными. Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько бы не брать у нее, все снова восстановится. И просчитались. (Звучит музыка «Беловежская пуща» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
- А что можем сделать мы, чтобы он и не исчезали? ( Не рвать их и предупредить всех знакомых, чтобы не причиняли вреда цветам.)
- Вокруг нашей поляны вы видите знаки, которые помогут нам всем помнить о том, что они ждут помощи и защиты от нас. Я хочу поблагодарить всех, кто рисовал эти знаки. Молодцы ребята! Заканчивая нашу экскурсию, я хочу обратиться с такими словами:
Я обращаюсь стихами к народу:
Побережем же родную природу!
Вглядись в красу, скажи ей: «Привет!»
И пусть все живое живет много лет.
- Я думаю, что не будете теперь обижать их и станете настоящими друзьями природы. А в том, что вы станете ей друзьями, я и не сомневаюсь. Посмотрите, какую работу выполнили ребята. Это настоящая цветочная поляна. От лесных жителей пришла телеграмма, в которой они просят посвятить вас в друзья природы, и вручить вам свидетельства друзей природы. Я с удовольствием это делаю. Каждый из вас получит еще и эмблему с девизом «Будь природе другом!». Поздравляю вас и спасибо за хорошую подготовку. Молодцы!