Урок литературы в 4 классе и.Тургенев Перепёлка


Урок литературы в 4 Б классе
Учитель Рекун С.В.
Дата: 23.12.2014г.
Тема «И.С.Тургенев «Перепелка».
Цель урока: развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
Задачи урока:
познакомить с биографией И.С.Тургенева; его произведением «Перепелка».
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.
ХОД УРОКА
Организационный момент.Психологический настрой.Модуль Новые подходы
Каждый день- всегда, везде
На занятиях , в игре
Смело, чётко говорим
И тихонько сидим.
2.Проверка домашнего задания
Учащиеся решают тест по пройденному разделу
3.Вызов
Скороговорка.
С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел
4. Подготовка к восприятию. Модуль Критическое мышление
– Что такое любовь? Как вы понимаете? (Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.)
35687003873500176784017018000
20916901105535003444240110553500141541561976000380619053403500356870098234500
 
– А кого или что любите вы? (Маму, кошку, игрушку, школу, учителя и т. д.)
При каждом ответе детей на доске появляется стрела к сердцу.
– А когда любишь, как относишься к объекту любви? (Бережно, аккуратно, заботливо, уважительно и т.д.)5. Пресс-конференция.(подготовленные учащиеся)Модуль талантливые и одарённые
Дорогие друзья! Мы встретились с вами в нашей студии пресс-конференции. На пресс-конференцию мы пригласили к вам автора рассказа “Перепелка”. Позвольте вам представить гостя - Иван Сергеевич Тургенев.
На нашу пресс-конференцию нам отвели 7 минут, поэтому будьте собранными, четкими, вопросы задавайте ясно и понятно.
Цель нашей конференции - получить информацию об авторе. Пожалуйста, ваши вопросы.
Вопрос:
Корреспондент газеты “Эврика ”. Расскажите немного о себе.
Модуль критическое мышление (толстые и тонкие вопросы)
Ответ: Я родился в городе Орел. Мои родители дворяне. Первое образование в жизни получил в имении Спасском-Лутовинове. Вы его видите сейчас на экране. Затем обучался в частных пансионах Москвы, после чего – в московском университете, но окончить его не пришлось. Перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.

Вопрос:
Корреспондент газеты “Караван ”. Кто были ваши родители?
Ответ:

Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
4.Работа по новой теме.
Работа над анализом произведения.(Толстые и тонкие вопросы)
1)- От имени кого ведётся повествование в рассказе? От имени взрослого или мальчика? Прочитайте первое предложение (От имени взрослого, который вспоминает своё детство)
Назовите действующих лиц этого рассказа .Дайте краткие сведения о них.(Мальчик 10 лет, живёт с отцом на хуторе. Отец- страстный охотник. Трезор- охотничья собака .Умная, ловкая
Почему рассказ называется «Перепёлка»? (Перепёлка-храбрая, старая птица, защитница своих детей)
В центре воспоминаний героя лежит описание какого случая? (Как перепёлка погибла ,защищая своих детей, т. е. случай с перепёлкой на охоте)
Можно ли сказать , что этот случай оставил глубокий след в памяти героя?(Он запомнил, потом вспомнил и рассказал, ч то мальчик даже плакал)
Этот случай изменил что-то в мальчике?( Он уже не мечтал об охоте, о ружье)
Как он относился к охоте? Используйте выборочное чтение.
Теперь расскажите своими словами.
Вспомните про охоту на дрофу.(Ему хотелось убить дрофу, что «после этого и жить не надо», обидно было мальчику, когда дрофа улетела.)
Вспомните , как он относился к жаворонкам? (Смотрел на них как на свою добычу)
Какую характеристику дадите мальчику до случая с перепёлкой?(Жестокий, безжалостный)
Можно ли сказать, что из него вырастал такой же страстный охотник , как отец?
- Что вы можете ещё сказать об этой птице?( Модуль талантливые и одарённые)
(Перепела - самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Оперение буроватое с тёмными и светлыми пестринами, брюшко светлое. У самцов горло бурое, у самки - беловатое, на груди пестрины. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Часто селятся на хлебных полях, сенокосных лугах-местах для перепелов опасных.
Огромное количество перепелов гибнет под ножами сенокосилок.
Основная пища перепелов - семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу. А ведь кроме машин, губят их и браконьеры, и яды, которые применяют против вредных насекомых. И сейчас перепелов становится всё меньше и меньше).4) Прослушивание пения перепёлки. По фонохрестоматии.(ИКТ)
-Как же можно узнать песню перепела?
6.Физкультминутка. Упражнения для глаз.(ИКТ)
7. Групповая работа
1 гр.- чтение отрывка по ролям.
-Отрывок: разговор мальчика с отцом.
2гр.-пересказ отрывка
-Прослушивание групп.
8.Итоги урока. Рефлексия (смайлики)
-Чем занимались на уроке?-Довольны ли своей работой?
Взаимооценивание в группе (модуль ОО и Одо)
«5» - Борисевич Ю, Артюх А., Нургазин Р., Проценко К., Мадьяров А.
«4» - Поспелов А., Павлушкин А., Сидненко В., Пышная Э
«3» - Батырбеков А, Попков Е., Петров Д., Омельницкий А.
9.Домашнее задание.(на выбор)
-Выполнить рисунок ко второй части (кульминация)-
Составить рассказ о мальчике от третьего лица.
Чтение по ролям