Презентация для классных руководителей Переходный возраст
Переходный возраст: особенности контакта с подростками. Цель – обсудить проблему переходного возраста, найти способы решения конфликтных ситуаций и помочь родителем вместе с детьми пройти все трудности в школе и дома. «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или её) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле» (Вильям Джеймс) Родитель Учитель Ребёнок Подростковое детство – это период развития ( 11-15 лет), для которого характерны:1) доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей, однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей;2) решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; 3) Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях, возникает юридическая ответственность за правонарушения;4) сохранение высокой зависимости от влияния взрослых ( учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения. Во многом психолого-педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребёнка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т.е. ускорению физического и физиологического становления. Подростку необходимы:1.Потребность во взрослом обращении;2.Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности.3.Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе;4.Потребность в половой идентификации Анкета для родителей.1.Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка? (Мать,отец,бабушка,дедушка,тётя,дядя,брат,сестра,соседи)2.Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? Нужное подчеркнуть.(Нет времени, не хватает образования, педагогических знаний;считаете, что должна воспитывать школа)3.Знакомы ли вы с товарищами своего ребёнка по школе, по дому, с руководителями?4.Назовите качества характера своего ребёнка,которые вы считаете:а)положительными,б)отрицательными 5.Сколько времени (приблизительно) вы общаетесь со своим ребёнком? (В течение дня, в течение неделив, в совместной работе, в беседах, разговорах, в кино, клубе, театре, библиотеке, на природе)6.Есть ли другие виды общения? Укажите их.7.Считаете ли вы это время достаточным для воспитания ващего ребёнка?8.Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребёнка?9.Встречаете ли вы трудности в воспитании ребёнка и какие? Как их разрешаете?10.Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны?(воспитание на основе доверия, требовательности ,уважения, строгой дисциплины). Тест «Детей воспитывают родители А родителей ?» Ответы обозначьте буквами:А – могу и всегда так поступаю;Б – могу, но не всегда так поступаю;В – не могу Можете ли вы:1.В любой момент оставить все дела и заняться ребёнком?2.Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?6.Поставить себя на место ребёнка?7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (принц)?8.Рассказать ребёнку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9.Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?11.Выделить ребёнку один день, когда он может делать что хочет и и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребёнка?13.Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть Результаты.Ответ «А» оценивается в 3 балла, ответ «Б» – в 2, «В» – в 1 балл. Подсчитайте общую сумму баллов. Если Вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Число баллов менее 16. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. ТЕСТ «Какие вы родители?» Инструкция.Вы излишне терпимы или,наооборот,непомерно регламентируете жизнь своего ребёнка? Ответив искренне на вопрорсы теста, вы узнаете, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь «да» или «нет».1.Гордитесь ли вы тем, что ваш ребёнок уже с детства был аккуратным?2.Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку? 3.Умеете ли вы правильно отвечать своему ребёнку на вопросы, связанные со взаимоотношениями полов?4.Знаете ли вы точно, что ребёнок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованием медиков?5.Часто ли вы целуете или гладите своего ребёнка?6.Настаиваете ли вы на том, чтобы ребёнок сам поддерживал порядок в своей комнате (уголке)?7.Способны ли вы в присутствии ребёнка признать свою ошибку? 8.Уважаете ли вы право ребёнка на личную тайну (письма, ведение личного дневника)9.Есть ли у вас привычка часто повторять: « В моё время…» или «Ребёнок должен держать язык за зубами»?10.Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?11.Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребёнку смотреть телевизор?12.Спрашиваете ли вы у ребёнка, как он проводит свободное время? 13.Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?14.Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?Ключ теста.1-нет 2-нет 3-да 4-да 5-да 6-нет 7-да 8-да 9-нет 10- да 11-нет 12-нет 13- нет 14-нет 1-2 балла. Вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.3-5 баллов. Ваш результат не из лучших. Не будьте так жёстки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать самостоятельно.6-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Вы то слишком требовательны к детям, то слишком многое им позволяете.9-11 баллов. Думаете, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надёжная опора в жизни ребёнка.