Конспект урока по биологии 10 класс Клеточная мембрана, её строение и функции 
Школа- лицей № 16 г. Павлодара
Крюковская Анна Евгеньевна
Биология
Конспект урока биологии в 10 классе
Естественно- математического направления
Тема урока:  Клеточная мембрана, её строение и функции
Цели:  
Дидактическая – расширить знания учащихся особенностей строения и функций плазматической мембраны клеток;
Развивающая – обеспечить формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся ( мыслительных операций, логического мышления);
Воспитательные – продолжить развивать коммуникативные умения работать в паре и группе; формирование мировоззренческого вывода о связи строения компонентов клетки с выполняемыми функциями.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы и формы: 
Словесный, наглядный, программированный 
 Индивидуальная, групповая.
    Оборудование: презентация, карточки- инструкции, карточки - проверочные, 
                                учебник биологии 10 класс                               
Ход работы
Вводно- мотивационный этап
Цель: психологический настрой на урок; активизировать знания учащихся; принятие учащимися целевых установок.
1. Вступительное слово учителя. 
 Слайд 1. Согласно клеточной теории М.Шлейдена и Т.Шванна все живые организмы на земле состоят из  (клеток). Клетки всех живых организмов имеют сходное (строение). Какое строение?
Слайд 2. Воспользовавшись рисунком, назовите основные части и органоиды клетки, отмеченные цифрами 1- 10. 
 - Какой из компонентов клетки ограничивает её от других клеток? (ответ – клеточная мембрана)
 Слайд 3. Изучение строения клетки мы начнём с плазматической мембраны - это тема нашего урока.
 Исходя из темы урока, как вы думаете, какие перед нами стоят задачи на уроке? (предположения учащихся) 
- Выяснить особенности строения мембраны.
- Установить выполняемые функции.
2. Операционно- познавательный этап
Цель: Получение знаний по новой теме.
Слайд 4. Если посмотреть на фотографию клеточной мембраны сделанную с помощь. Электронного микроскопа, то видно, что она многослойна.  Каково же её строение мы выясним самостоятельно,  работая с учебником по инструктивной карточке.
 Работа выполняется в рабочих тетрадях с использованием учебника.
3. Рефлексивно- оценочный этап
Цель: Оперативный анализ результатов деятельности, определение уровня реализации задач урока.
1. Работа в группах
Задание 1. Укажите компоненты клеточной мембраны.
Слайд 5. Правильный ответ
Задание 2. Слайд 6. Что обозначено под цифрами 1 - 
Задание 3. Выберите функции характерные плазматической мембране. Слайд 7. Правильные ответы
Задание 3. Установите соответствие. Слайд 7
Задание 4. Вопрос – ответ
2. Диагностический тест с взаимопроверкой.
    Два варианта по 7 вопросов.
  Слайд 8. Правильные ответы, критерии оценки.
3. Рефлексия. Слайд 9 
   -Что нового узнали? 
   - Что нужно узнать на следующем уроке?
4. Домашнее задание. Слайд 10.
  Обязательный уровень - § 12
   Творческий уровень – составить словарный диктант из 10 предложений на тему « Клеточная мембрана» 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивная карточка для самостоятельной работы
Воспользовавшись § 12 и дополнительным материалом, дайте ответы на вопросы и выполните задания.
Что такое плазмалемма?
Заполните таблицу:
Признаки
Мембрана
Растительной клетки
Животной клетки
1. Особенности строения
2. Функции
Какой транспорт веществ через мембрану называют: диффузией; активным переносом; эндоцитозом; экзоцитозом?
Какие виды эндоцитоза существуют в природе?
Мембранам клеток, каких организмов не характерен фагоцитоз?
Какому учёному принадлежит право открытия явления фагоцитоза?
Почему клетки в тканях не распадаются, а удерживаются друг возле друга?
Карточки - проверочные для работы в группах
Задание №1
Укажите компоненты клеточной мембраны
А) РНК;   б) белки;   в) вода;   г) липиды;  д) углеводы;   е) АТФ;  ж) нуклеотиды;   з) минеральные соли.
Задание №3
Из перечисленных функций выберите те, которые характерны клеточной мембране.
избирательная проницаемость;
синтез органических веществ;
активный перенос;
фагоцитоз;
участвует в размножении;
связывает органоиды клетки;
барьерная;
осуществляет контакт между клетками;
отделяет ядро от цитоплазмы;
обеспечивает постоянство внутренней среды.
Задание №4
Установите соответствие
Диффузия
Активный транспорт
Пиноцитоз
Фагоцитоз
Экзоцитоз
Эндоцитоз
 а) поглощение капель воды через мембрану;
б) проникновение макромолекул через мембрану в клетку;
в) движение молекул из области высокой концентрации в область низкой концентрации;
г) поглощение твёрдых частиц через мембрану ;
д) способность проникновения веществ против градиента концентраций с затратой энергии;
е) удаление макромолекул из клетки через мембрану.
Задание № 5
Двусторонние карточки. С одной стороны напечатан вопрос, с другой ответ. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, правильность ответа проверяют перевернув карточку.
Очень тонкая оболочка клетки, толщина которой около 10 нм. (плазмалемма)
Органическое вещество, составляющее основу покрова растительной клетки. ( клетчатка)
Мембрана клеток, каких организмов выполняет опорную функцию? ( растений).
Клетки каких организмов имеют гибкую, мягкую, упругую мембрану ? (растений)
Из какого количества слоёв состоит клеточная мембрана? (3)
Разновидность липидов входящих в состав клеточной мембраны? (фосфолипиды)
Органические вещества образующие внутренний слой клеточной мембраны. ( белки)
Что образуют углеводы, покрывающие мембрану животных клеток? (гликокаликс)
Клеткам, каких живых организмов не характерен фагоцитоз? (растений)
Какова функция складок и выростов клеточной мембраны? (связь между клетками)
Какое органическое вещество составляет 60% мембраны клеток? (белки)
Какие органические вещества обеспечивают гидрофобность мембраны? (фосфолипиды)
Диагностический тест 
Вариант 1
Мембрана животных клеток сверху покрыта: а) гликокаликсом; в) плазмолеммой; с) капсулой; д) фосфолипидами.
Термин «фагоцитоз» ввёл в биологию учёный: а) И.П.Павлов; в) И.И.Мечников; с) И.М.Сеченов; д) Н.И.Пирогов.
Какую функцию выполняет мембрана клеток: а) запасающую; в) Энергетическую; с) транспортную; д) все перечисленные.
Проникновение в клетку капель воды через мембрану – это: а) фагоцитоз; в) диффузия; с) экзоцитоз; д) пиноцитоз.
Средний слой мембраны клеток состоит из: а) белков; в) фосфолипидов; с) клетчатки; д) углеводов.
Эндоцитоз – это: а) удаление через мембрану ненужных веществ; в) проникновение в клетку питательных веществ; с) транспорт веществ по клетке; д) транспорт веществ из области их высоких концентраций в область низких концентраций.
Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны? А) транспорт веществ; в) узнавание типов клеток; с) образование двойного слоя мембраны; д) барьерную.
Вариант 2
Какую функцию не выполняет мембрана клеток? А) избирательная проницаемость; в) транспорт веществ; с) защитная; д) энергетическая.
Гликокаликс – это: а) внешняя оболочка животной клетки из углеводов; в) средний слой мембраны, состоящий из липидов; с) внешняя оболочка растительной клетки, состоящая из углеводов; д) внутренний белковый слой.
Проникновение крупных  частиц через мембрану клетки называется: а) диффузией; в) фагоцитозом; с) экзоцитозом; д) активным транспортом.
Клетчатка – это составная часть мембраны клеток: а) растений; в) животных; с) бактерий; д) всех перечисленных организмов.
Плазмалемма состоит из: а) 2 слоёв; в) 3 слоёв; с) 4 слоёв; д) однослойна.
Экзоцитоз – это: а) удаление из клеток ненужных веществ; в) проникновение в клетку питательных веществ; с) транспорт веществ в клетку и из клетки; д) транспорт веществ по клетке.
Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточной мембраны? А) строительную; в) защитную; с) ферментативную; д) все перечисленные функции.
15