Конспект занятия Прогулка в сказочном зимнем лесув старшей логопедической группе
Конспект коммуникативной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе
«Прогулка в сказочном зимнем лесу»
Матвеева Анна Владимировна,
учитель - логопед прогимназии 14 «Журавушиа»
Цели:
-Обобщать представления о типичных зимних изменениях в живой и неживой природе.
-Обогащать лексику признаками, действиями, родственными словами, относительными и притяжательными прилагательными.
-Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
-Закреплять использование в речи, предлогов на, из, под, над, с.
-Развивать диалогическую речь, ее интонационную выразительность.
-Воспитывать продолжительность выдоха.
-Развивать воображение, фантазию, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов.
-Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания животным.
Оборудование:
Фонограммы; макеты деревьев; картинки с изображением птиц, следов диких животных; игрушечный заяц; кормушка с разными крупами; корзина с муляжами моркови, рыбы, соли, шишек и косточки; волшебная палочка. Ход занятия.
Логопед. Дети, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу свои улыбки. Отгадайте загадку.
Дел у нее немало
Она белым одеялом
Всю землю укрывает
В лед реки убирает
Белит поля, дома
А зовут ее….(зима)
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. В путешествие пойдем не с пустыми руками, а с гостинцами. (логопед показывает кормушку).
-Для кого лежат гостинца в кормушке? А в корзине для зверей.
Прежде чем попасть в зимний сказочный лес надо наполниться волшебной силой.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Мы подуем высоко,
Дети поднимают руки вверх, встают на носки дуют
Мы подуем низко,
Руки перед собой, приседают и дуют.
Мы подуем далеко,
Руки перед собой, наклоняются вперед, дуют.
Мы подуем близко.
Кладут руки на грудь и дуют на них.
Логопед.Наполнились волшебной силой? Тогда в путь. Я взмахну волшебной палочкой, скажу заклинание, и мы с вами окажемся в сказочном зимнем лесу. Крибле-крабле-бумс.
А вот и тропинка.
По тропинке мы идем
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Очень долго мы шагали
Сейчас сядем, отдохнем
А потом опять пойдем (дети садятся на стульчики)
Ребенок. Зима, хорошо, что ты пришла
У тебя, зима, мы спросим-
Что в подарок принесла?
Логопед. Об этом нам расскажут ее помощники, зимние месяцы. Назовите их.
1 ребенок. Он пушистый серебристый
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (снег)
2 ребенок. Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит.
3 ребенок. Кручу, бурчу
Знать никого не хочу.
Логопед. А какие еще подарки принесла зима? (сугробы, бураны, вьюги, снегопады, лед, иней)
-Для чего она принесла нам эти подарки? (кататься на лыжах, санках, лепить снеговика, играть в снежки, строить снежную крепость)
-Как называется то, что вы сейчас перечислили? (зимние забавы)
-Зима-это хорошо или плохо? (ответы детей)
-Без чего не может быть зимы? (без мороза, без снега, метели, вьюги, буранов, снегопадов, сугробов, льда и.т.д.)
-А чего не может быть зимой? (грозы, цветущих лугов, радуги, листьев на деревьях, летающих бабочек, журчание ручейка, пение соловья)
А сейчас закончите предложение словом «зима» и повторите его полностью:
Мы ждали…(зиму)
Долго не было…(зимы)
Мы рады…(зиме)
Мы надели теплую одежду…(зимой)
Мы любим…(зиму)
Продолжим наше путешествие.
Вновь друг за другом мы пошли
Меж деревьями прошли,
В чащу леса мы зашли.
-Какие зимой деревья в лесу? ( Деревья зимой в лесу голые. Но есть деревья, которые не сбрасывают своего наряда)
-Какие? (Сосна и ель-это хвойные деревья)
-Кого мы видим на деревьях? (птиц)
-Назовите их. (Дятел, сорока, сова, снегирь, щегол, галка)
-Расскажите, что делают птицы. ( Дятел сидит на дереве. Сорока летит над деревом. Сова выглядывает из дупла. Ворона под деревом. Снегирь летит к дереву. Галка улетает с дерева.).
-Назовите этих птиц одним словом. (зимующие)
-Как живется птицам зимой? Давайте поможем им и оставим приготовленные для них в кормушке гостинца.
Отправляемся дальше.
По тропинке мы пошли, и следы зверей нашли.
-Чьи это следы? (заячьи, беличьи, волчьи, лисьи, лосиные)
-Какие животные их оставили? (дикие)
-Каких животных называем дикими?
-Следы всех животных нашли мы сегодня в лесу? (нет, еж, медведь в спячке).
-Посмотрите, кто это там спрятался за пенечком? (заяц)
Ему холодно, голодно и страшно. Давайте поднимем ему настроение и назовем ласково. (зайчик, заюшка, зайчонок, заинька).
А теперь скажем ему комплименты. Подходим по очереди.
-Что вам в нем нравится? (Мне нравятся заячьи ушки, глазки, носик, ротик, мордочка, брюшко, облик, лапки, щечки, шубка, хвостик)
Животным, как и птицам, голодно в лесу, не всегда удается найти корм, поэтому мы им тоже приготовили угощения. Лакомства.
-Что такое лакомства?
Кому мы оставим морковку? ( Морковь оставим зайцам.)
Кому оставим рыбу, орехи, косточку, соль? (ответы детей)
Что мы оставили животным? (лакомства)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Крибле-крабле-бумс.
Вам понравилось. Только не забывайте, что не только лесным жителям нужна наша помощь, но и животным которые живут в городе рядом с нами. Не забывайте насыпать корм в кормушки.
Ну, вот с волшебным зимнем лесом мы простились.
А за щедрость и уменья
Вам от зимы всем угощенье.
Учитель-логопед:
Матвеева Анна Владимировна.