Конспект занятия психолога по развитию ВПФ Деревья и кустарники (класс Особый ребенок)
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Конспект занятия психолога по теме
«Растения. Деревья и кустарники»
(для обучающихся классов «Особый ребенок»)
Автор:
педагог-психолог
Боброва Елена
Александровна
г.Оса
Растения. Деревья и кустарники
Цель: формирование знаний о деревьях и кустарниках; содействие развитию психических процессов.
Задачи:
1.Учить различать деревья и кустарники, выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников и различия.
2. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).
3. Воспитывать интерес к миру растений.
4. Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.
5. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование:
карточки к игре «Обведи по точкам» для каждого ребенка;
простые карандаши, листок в клетку.
мягкая игрушка "Буратино" (или картинка)
конспект занятия
2 картины с изображением дерева и кустарника
картинки с деревьями и кустарниками
Ход занятия:
1. Приветствие
Здравствуйте, дети. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга.
«Сердце я свое открою,
Счастьем поделюсь с тобою!
Все сердечные слова,
Говорю я для тебя!»
(Выполняются движение в соответствии с текстом).
2.«Орг. момент»
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
–Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет).
–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником. Давайте присядем на ковер.
3. Беседа "Деревья и кустарники"
Цель: формирование умения выделять сходства и различия между деревьями и кустарниками.
Дети, посмотрите, перед вами 2 картины (картины висят на доске).
- На этих картинах изображены растения – дерево и кустарник.
- Посмотрите, ребята, на этой картине есть корень, один ствол и листья.
- Как вы думаете, какое это растение? (дерево)
- А это у нас какое растение? (кустарник)
- Как вы догадались?(несколько стволов)
–По этим картинам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть что-то общее. Чем же похожи деревья и кустарники? Что есть у дерева и у кустарника?
- Значит, у деревьев и кустарников есть корни и листья.
– Ребята, а как вы думаете, чем же отличаются деревья и кустарники? Сколько стволов у дерева? (один) А у кустарника есть ствол? (да). Сколько стволов у кустарника? (Много)
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Давайте сейчас назовем Буратино какие мы знаем деревья и какие кустарники.
4. Игра "Отгадай загадки"
Цель: развитие логического мышления, умения различать деревья и кустарники.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники.
–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?. .
Клен – это дерево или кустарник? (дерево)
Почему вы так думаете? (один ствол)
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается ... (сирень)
Сирень – Это дерево или кустарник? Почему?
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Сосна - это дерево или кустарник? Почему?
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Шиповник - это дерево или кустарник? Почему?
Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки. (Березы)
Береза - это дерево или кустарник? Почему?
Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
Осина - это дерево или кустарник? Почему?
5. Физкультминутка. Игра "Дерево - куст"
Цель: развитие внимания, памяти, общей моторики.
Дети, сейчас я буду называть деревья и кустарники. Если я назову кустарник, вы должны присесть, подняв руки вверх, а если назову дерево - вы должны встать на цыпочки с поднятыми руками.
6. Игра "Где что растет"
Цель: развитие мелкой моторики.
Дети, а сейчас давайте поможем Буратино выполнить домашнее задание, которое ему задали в школе. Слушайте внимательно. Гриб растет не под березой и не под сосной. Цветок растете не под елью и не под березой. Что где растет? Нарисуйте.
7. Игра "Обведи по точкам"
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, ориентировки на плоскости листа.
Дети, давайте сделаем Буратино подарок, нарисуем ему рисунок. Но пред этим давайте сделаем зарядку для пальчиков.
Вот деревья: (показывает ладони обеих рук с
разжатыми пальцами)
Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, (загибают пальцы на обеих руках)
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас. (хлопают в ладоши)
Что у вас получилось?
8. Рефлексия. Прощание
Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? Какой он к нам пришел? (грустный)
Почему? Чем мы помогли Буратино? (Мы помогли ему сегодня узнать, что такое дерево и что такое кустарник; чем они отличаются и чем они похожи; помогли сделать домашнее задание).
дети, Буратино говорит вам спасибо, за то, что вы помогли ему и говорит вам до свидания. Скажем ему "До свидания"
15