Пояснительная записка элективного курса Процентные расчеты на каждый день
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Михайловская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы Лосева Л.Г.
« » ________________ 20 г.
Элективный курс
( пред
метный)
Учитель:
Цыганкова Е.В.
Должность:
учитель математики
д. Михайловское
2014 г.
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением
темы «проценты» на первом этапе осн
овной школы, когда учащиеся в силу возрастных
особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах. Об их
роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к
этой теме не предусматривается. Во многих школьны
х учебниках можно встретить задачи
на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей
теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс
основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Од
нако практика показывает,
что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие
школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее
время
необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и
затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие
стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует
уч
ащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых
проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики задач технологии
производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно
-
научному и социально
-
экономическому профилю. Поз
навательный материал курса будет способствовать не
только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и
формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а
так же познавательной и социальной активности.
Ц
ели курса:
Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для
решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в
реальной жизни;
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств
мышления
, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для
жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения
практических проблем.
Задачи курса:
Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для
при
менения в практической деятельности;
Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
Прививать учащимся основы экономической грамотности;
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса,
решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы
«Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого
курса. Каждой группе з
адач предшествует небольшая историческая и теоретическая
справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно
такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной
жизни. Предлагаемые задачи различны п
о уровню сложности: от простых упражнений на
применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в
реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение часов,
включающее план занятий. Каждое занятие состоит
из двух частей: задачи, решаемые с
учителем, и задачи для самостоятельного решения.
Логические связи
данного электива с остальными предметами очевидна.
Практически любая область знаний использует проценты для статистических или
математических расчетов.
Основные формы организации занятий
: рассказ, беседа, семинар.
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные
задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется
от простых до конкурсн
ых и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь
математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в
повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по
данной теме. Все занятия направлены на
развитие интереса к предмету, на расширение
представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно использована в 8
-
9 классах с любой
степенью подготовленности, способствует развитию познават
ельных интересов,
экономической грамотности, мышления учащихся, представляет возможность
подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для
прове
дения практических работ.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Сроки реализации 1 год.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Понимать содержательный смысл термина «проценты»как специального способа
выражения доли величины;
Уме
ть соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых
специальных случаях: 50%
-
½ и т.д.)
Знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные
задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
Производить прикидку и
оценку результатов вычислений;
При вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор,
использовать приемы рационального счета.
Учебно
-
тематический план
№
Наименование тем курса
Всего
часов
В том числе
Форма
контроля
Лекции
практ
ика
семинар
1
Проценты. Основные задачи на
проценты
4
1
2
1
2
Процентные вычисления в
жизненных ситуациях
4
3
1
3
Задачи на сплавы, смеси,
растворы
4
1
2
1
4
Решение задач по всему курсу
4
3
1