Пояснительная записка элективного курса Процентные расчеты на каждый день


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Михайловская основная общеобразовательная школа Утверждаю: Директор школы Лосева Л.Г. « » ________________ 20 г. Элективный курс ( пред метный) Учитель: Цыганкова Е.В. Должность: учитель математики д. Михайловское 2014 г. Пояснительная записка Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «проценты» на первом этапе осн овной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах. Об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьны х учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Од нако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует уч ащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно - научному и социально - экономическому профилю. Поз навательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а так же познавательной и социальной активности. Ц ели курса:  Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;  Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления , характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем. Задачи курса:  Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для при менения в практической деятельности;  Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;  Прививать учащимся основы экономической грамотности;  Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе з адач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны п о уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение часов, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Логические связи данного электива с остальными предметами очевидна. Практически любая область знаний использует проценты для статистических или математических расчетов. Основные формы организации занятий : рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсн ых и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Программа может быть эффективно использована в 8 - 9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познават ельных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, представляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для прове дения практических работ. Элективный курс рассчитан на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Сроки реализации 1 год. В результате изучения курса учащиеся должны:  Понимать содержательный смысл термина «проценты»как специального способа выражения доли величины;  Уме ть соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50% - ½ и т.д.)  Знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;  Производить прикидку и оценку результатов вычислений;  При вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы рационального счета. Учебно - тематический план № Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля Лекции практ ика семинар 1 Проценты. Основные задачи на проценты 4 1 2 1 2 Процентные вычисления в жизненных ситуациях 4 3 1 3 Задачи на сплавы, смеси, растворы 4 1 2 1 4 Решение задач по всему курсу 4 3 1