Урок по окружающему миру Как живут животные
Учитель: Межакова Н.П.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: Изучение нового
Технологическая карта
Тема Как живут животные?
Цели Образовательные:
Познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Способствовать воспитанию бережного отношения к животным.
Формировать УУД:
- Личностные:
осознавать необходимость бережного отношения к животным.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные:
знать, что животные – живые существа;
определять, чем питаются животные
знать, что животные растут, развиваются, приносят потомство;
знать, что животные питаются, передвигаются, строят жилища;
знать, что животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет;
узнавать зверей на рисунке по их частям;
определять постройки животных.
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
исследовать строение жилища животных;
проводить самопроверку и взаимную проверку;
устанавливать связь между животным и его образом жизни;
взаимодействовать в группе;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Основные понятия Животные, пища, воздух, вода, тепло, свет.
Ресурсы: - А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч
- А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1
- Электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс
- Презентация к уроку
- Конверты с заданием
Форма работы Фронтальная работа, групповая работа
Ход урока
Этапы урока Содержание урока. Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивация учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и умений.
3. Изучение нового
Физкультминутка
4. Закрепление нового
5. Рефлексия Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Как вы думаете, сегодня у нас урок повторения или новых знаний?
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Отгадайте загадку:
Дом открыт со всех сторон.
В доме тысячи колонн.
Под колоннами – ковры.
Над колоннами – шатры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах. (Лес)
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- Что есть в лесу и кто в нём обитает?
- Достаньте из конвертов картинки. Рассмотрите.
Лес без растений – не лес. Выходите те ребята, у которых в конвертах изображения растений. На какие группы можно разделить все растения? 1.1 (Деревья, кустарники, травы.)
- Чем отличаются деревья от других растений?2.5 Прикрепляйте деревья.
- Чем отличаются кустарники от других растений? 2.5Прикрепляйте кустарники.
- Чем отличаются травы от других растений? 2.5Прикрепляйте травы.
- Как вы думаете, растения – живые? 3.5,2.4
Докажите. (Вывешиваются карточки с признаками, что растения живые: дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают.)
- Чтобы все растения смогли жить, что им необходимо? 1.1
(Вывешиваются карточки со словами: вода, воздух, тепло, свет.)
а) - Кто ещё живёт в лесу? (Животные) 1.1
- У кого на картинках есть изображения животных, выходите к доске.
- Вспомните, с какими группами животных мы знакомы? 1.2, 2.2
(Звери, птицы, рыбы, насекомые.)
- Прикрепите сначала насекомых. Чем они отличаются от других животных? 1.2, 2.2 (Та же работа проводится с рыбами, птицами, зверями.)
- Вы знаете, что растения – живые. А животные?3.2 (Все животные дышат, растут, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.)
- Сегодня мы узнаем, что необходимо животным для жизни.
- Откройте учебник на стр. 72 и найдите задание 1
- Назовите всех животных на рисунке. Так как животные живая природа, им требуется еда. Определите, кто что ест. 1.1, 2.5
Вывод: все животные питаются.
- Так что же необходимо животным для жизни? 5.4 (Пища.)
(Появляется карточка с надписью – «пища».)
в) - Но для роста и жизни животных нужна не только пища. Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода.)5.4
(На доске появляется карточка с надписью – «вода».)
г) - Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.)5.4
- С помощью чего разные животные могут передвигаться? 5.4
- Посмотрите на задание 2 стр. 72. Прочитайте задание. – Соедините стрелками животное и его детёнышей. 1.1
- Какому животному принадлежит часть тела на первой картинке? (Хоровой ответ.) 2.5 - Как называется эта часть тела? Покажите, как животное пользуется крыльями. ( Такая же работа проводится с другими картинками.) 2.2
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири- тири, тень- тень, тень.
Вывод: все животные передвигаются, но по-разному летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.
д) Поиграем в игру, в ходе которой я узнаю, знаете ли вы, как называют детёнышей некоторых животных. Я назову взрослое животное, а вы – его детёныша.
(Слайды с изображениями взрослых животных и их детёнышей. Соедините линиями животное и его детёнышей.) 2.6
Волк – волчонок
Кабан – поросёнок
Медведь – медвежонок
Белка – бельчонок
Ёж – ежонок
Лось – лосёнок
е) - Где животные выводят своё потомство? (В жилищах.)1.2
- Почему не на открытом месте? ( Там тепло.)5.4
- Что же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) 1.1
(Вывешивается карточка с надписью – «тепло»)
- Найдите задание 3 на стр. 73. Прочитайте задание.
Работа со слайдом. - Соедините стрелками животное и его жилище. - Я буду читать вам загадки, а вы найдёте животное и соедините его с его жилищем. (После каждой загадки проверяется выполнение задания.) 1.1
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (Бобр)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса)
з) - Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.)1.1
- В чём же ещё нуждается каждое живое существо? ( Воздух, свет.) 1.2
- Почему вы так думаете? 3.5
(Вывешиваются карточки с надписями: «воздух», «свет».)
- Делаем вывод, как живут животные? 1.2 Чтение вывода на стр. 73.
Прочитайте ещё раз все условия жизни животных. Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним, и экзотическим, которые живут в других странах.
Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека.
Это забота человека о животных.
Как мы можем заботиться о животных? 5.1
Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения погибнут. А природе нужны все: и те, кто делает мёд, и те, кто делает яд.
Проводятся по вопросам на стр. 73.
Оцените, понравился ли вам урок.
Организует проговаривание правил поведения на уроке
Организует уточнение типа урока
( Показ 1–го слайда с изображением леса и с лесным шумом)
Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке
Читает текст
Организует закрепление изученного материала.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Проговаривают
правила поведения на уроке
Определяют тип урока
Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя
Группа учащихся работают с заданием из конвертов
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют упражнению
Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы
Оценивают свои действия на уроке. Заполняют «Лист самооценки»