Правовая игра Ваши права и обязанности(5-7 класс)
Правовая игра «Ваши права и обязанности»
Цель: способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.
Задачи: обобщить знания об основных правах детей; показать связь прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к своим правам и правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции; развивать коммуникативные компетенции.
На доске записано:
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
Конвенция «О правах ребёнка»(1989)
Дети - все человеческие существа до 18 лет (ст. 1)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
1. Вступительное слово учителя
В США, в городе Нью- Йорке на берегу реки Ист-Ревер, высится 39- этажное здание. В нём помещается штаб- квартира Организации Объединённых наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств - членов организации, сейчас их более180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20- е годы прошлого столетия. В 1959 году ООН приняла декларацию прав ребёнка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 социальных принципов, касающихся благополучия и защиты детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому достоинству ребёнка.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции. Декларация (высказывание)- это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т. е. подписали договор. 20 ноября 1989г. ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.
Какие же права есть у всех детей мира? (Зачитываются записи на доске) О правах и обязанностях детей мы сегодня и будем говорить.
2. Игра «Имена»
Но сначала поиграем в игру «Имена». Представители команд 5, 6, 7 классов называют свои имена и добавляют прилагательные на те же буквы, что и имена. Например, Анна аккуратная.
3. Беседа «Право на имя»
Учитель: Когда мы читали права, записанные на доске, среди них было право на имя при рождении.
А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени или фамилии?
Дети: Наши имена, фамилии и дата рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Учитель: А что ещё там записано?
Дети: Имена наших родителей.
Учитель: А ещё там записано, что вы являетесь гражданами своей страны. Это значит, что государство защищает наши права. А где записаны права? Кто их утверждает?
Дети: В конституции, законах, указах. Президент, депутаты.
4. «Вспомним сказки и права».
Учитель: Ребята, сейчас я зачитаю отрывки из сказок. А вы должны узнать сказку, её героев и определить их права.
(Зачитываются отрывки из сказок «Морозко» и «Снежная королева»)
- На какое право детей посягала старуха в сказке «Морозко»? (Злая старуха подвергала жизнь и здоровье девочки опасности)
- Какие права нарушила королева? (Запрещены похищение детей и торговля ими)
5. Ролевая игра «Юридическая консультация»
Учитель: Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация». Представьте, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Тем более, мы вспомнили сказки, в которых были нарушены права героев. Сейчас ваша задача усложнится, так как надо не только определить, какие права нарушены, но разъяснить герою его права и, давая консультации, ссылаться на конвенцию «О правах ребёнка». Начинать надо так: «Согласно конвенции «О правах ребёнка»…
Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в джунглях с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до 18- летнего возраста. Вам ещё нет 18 лет, значит, вы ребёнок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Учитель: Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребёнок, даже в чём- то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на уважение его достоинства.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Золушка. Мачеха не разрешает мне ехать на бал, да ещё дала мне столько работы, что я и за три дня не управлюсь. Имеет ли она право заставлять меня постоянно работать, кричать на меня и никуда не отпускать?
Примерные ответы детей:
-Согласно Конвенции «О правах ре6ёнка» каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг и на человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок может выполнять только посильную работу и не должен подвергаться жестокому и грубому обращению ни в семье, ни за её пределами.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Примерные ответы детей:
- Не все знают права детей.
- Не считают детей полноценными людьми.
- Не уважают детей, считают их глупыми.
6.Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Учитель: У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю посмотреть несколько сценок и дать оценку поведения героев. (Показывают сценки и разбирают ситуации участники команд 5, 6, 7 классов поочерёдно)
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Учитель: Пожалуйста, помогите разобраться, кто здесь не прав.
Дети: Сын нарушает права соседей в тишине. Он не уважает права других людей.
Ситуация 2.
Учитель: Катя, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Катя: Вы не имеете прав заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми.
Учитель: Объясните, пожалуйста, Кате, в чём она не права.
Дети: Кроме прав, у Кати ещё есть обязанности дежурного (как и у всех в классе). Кроме того, есть ещё обязанность уважать права детей на чистоту в классе.
Ситуация 3.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что! Я имею право на свободное перемещение.
Учитель: Правильно ли рассуждает Петров?
Дети: Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Учитель: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети: Конвенцию «О правах ребёнка»
Учитель: А чего они не знают?
Дети: Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Учитель: Ребята, хотелось бы вам напомнить слова судьи из одной притчи: «Свобода вашего кулака заканчивается там, где начинается нос вашего соседа ».
7. Вывод.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права и их надо уважать.
8. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вам понравилось выступать в роли юристов? Как Вы считаете, полезно ли детям знать свои права?