Конспект урока по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС по теме: Весна: природа пробуждается
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 49 г. Владивостока»
Открытый урок окружающего мира в 1 классе. «Школа 2100» ФГОС
Тема: «Весна: пробуждение
природы»
Подготовила: учитель начальных классов
Филина В И
Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе.
Тема: Весна: пробуждение природы.
Цель: Дать представления о признаках весны Учить различать изменения в природе Формировать навыки и умения правильно определять признаки и характерные черты весны .Формировать навыки художественно-эстетического вкуса. Формировать навыки бережного отношения к природе.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: компьютер, плакаты «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», листы с пословицами, карточки для самостоятельной работы.
1. Орг. момент. - Ребята, а какой у нас сейчас урок? А что значит окружающий мир?
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд4
Слайд 5
Слайд 6Зачитать из приложения
Физминутка-Досказав словечко в стихотворении Е Боротынского, вы узнаете тему нашего урока.
Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев река несет на торжествуюшем хребте
Поднятый ею лед!
Под солнце самое взвился и в ярой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн…../ВЕСНЕ/
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/
- Правильно. Как вы думаете, какова будет тема урока?/предположения детей/
- Тема нашего урока: «Весна: пробуждение природы»
- Скажите, какое сейчас время года?/ЗИМА /
- А какое время года СЛЕДЕТ ЗА ЗИМОЙ? /ВЕСНА /
- Назовите признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./
- А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./
- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.
- О каком месяце идет речь в четверостишье?
Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель / март/
- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
Слушаем четверостишье
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом./ Апрель/
- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
Прослушайте последнее четверостишье.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит. /май/
- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
- Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.
-А можно ли весну назвать царством? А по каким признакам?
- А сейчас я предлагаю вам послушать, как весну представляет известный поэт Спиридон Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство». /слушайте внимательно, а потом я вам задам вопросы/.
- Ребята, назовите признаки, которыми охарактеризовал весну Спиридон Дрожжин? /звенит ручей, шумит река, с криком возвращается стая журавлей, смолою пахнет от лесов, краснеют почки лепестков, миллионами цветов покрылся луг/.
- А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно?
- Давайте, пойдем погуляем на луг. /Проводится физминутка/
1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас!
Слайд 7
Слайд 9
Слайд 10 - Мы с вами говорили о весенних признаках.
- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.
1. «Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце жёлтыми кругами
В лесу деревья обвело».
/Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/
2. «А рядом у проталинки в траве, между корней
Бежит, струится маленький, серебряный ручей»
- Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега./появились проталины, ручьи/
3. «Ручьи, журча, и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/
4. «А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей.
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей». /начался ледоход на реке/
- Правильно ли поступает девочка, встав на лед?
-Какие правила безопасного поведения в период ледохода вы знаете?
На доске листки с приметами
Уч. 38 Слайд 11
Слайд 12
Страница учебника 40 Слайд 13
Плакат на доске
«Перелетные птицы»
«Зимующие птицы»
Плакатики на доске
Слайд 14
Слайд 15
Слайд16,17
Физразминка Слайд 18
Мы с вами выяснили признаки весны. А народ, наблюдая за природой составил народные приметы вот некоторые из них
«Длинные сосульки- к длинной весне»
«Апрель с водой - май с травой»
«Май холодный – год хлебородный»
- А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова на стр. 38.учебника.
- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?
- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/
Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Картина так и называется «Грачи прилетели».
- А сейчас откройте с. 40, рассмотрите птиц и их гнёзда.
- Какие птицы зимуют вместе с нами. Как их назвать одним словом? /Зимующие/
-А какие прилетают весной?
-Как одним словом можно их назвать?/Перелётные/
Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка/.
-Обратимся к народным приметам,касающихся птиц
«Грач на горе – весна на дворе»
«Увидел скворца – знай: весна у крыльца»
-Обратимся к рисунку в учебнике.
- Какие гнёзда построили сами птицы? А каким помогли люди ?
- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.
- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/
- В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.
- В природе есть растения, численность которых быстро сокращается. Такие растения взяты людьми под охрану.
-Как вы думаете, почему это происходит?
- В Приморском крае редкими растениями являются: женьшень, крокусы, белый лотос и другие.
- Что можете сделать вы для сохранения исчезающих растений?
- Весна влияет на жизнь растений. Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как?
/ весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/
- Весной охота на зверей строго запрещена. Почему?
- Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек весной?
/они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/.
- А сейчас мы поддержим бабочек физкультминуткой.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела, полетела…
- А как с приходом весны меняется жизнь людей?
- Какие работы ведут весной люди на полях, в садах и огородах?
- Как вы помогаете старшим весной в саду, огороде?
5. Самостоятельная работа
Слайд 19 - У вас на столе лежат карточки.
- Вам надо подчеркнуть правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»
Стало холоднее Стало теплее
Снег тает Земля покрыта снегом
Река замерзает Лёд на реке сходит
Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга
6. Самопроверка
Слайд 20 Стало теплее, Снег тает, лёд на реке сходит, птицы улетают с юга.
7. Итог урока Слайд 21
«Приход весны»
8. Домашнее задание -Кто назовет тему нашего урока?
- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./
- Какова главная причина весенних явлений? (потепление)
- Что нового узнали на уроке?
-Оцените свою работу. /У вас на столах лежат смайлики. Если вам понравилось работать на уроке - нарисуйте улыбку; если нет – грустинку/
-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.
Проектная домашняя работа
Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45
Пронаблюдайте за ходом работы, опишите ее устно поэтапно.