Технологическая карта мероприятия «Тайны Уральских гор»

Технологическая карта мероприятия «Тайны Уральских гор»
Направление фестиваля: Познавательно-исследовательская деятельность
Название мероприятия: Тайны Уральских гор.
Дата проведения: 11 ноября 2016 г.
Форма проведения мероприятия: квест (игра, требующая от игроков решения умственных задач для продвижения по сюжету).
Возраст участников: старшая группа (5-6 лет).
Количество участников: 14 человек
Продолжительность мероприятия: 25 минут
Цель: развитие у детей на основе краеведческого содержания способностей к поисково – исследовательской деятельности.
Задачи
Задачи индивидуальной работы с детьми

Образовательные:
Развивать у детей представления о родном крае.
Расширить знания о разнообразии уральских камней.
Стимулировать у детей проявления познавательно – исследовательской и творческой инициативы через освоение краеведческого содержания.
Воспитательные:
Формировать у детей бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру живой и неживой природы.
Развивать у детей умение конструктивно сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его природе.
Развивающие:
Развивать интерес к родному краю, познавательную активность и интеллектуальные способности дошкольников.
Развивать логическое мышление, речь – рассуждение.
Сочетать показ взрослого с активными действиями ребенка по обследованию различных предметов (ощупывание, восприятие на вкус, запах).
Учить детей сопоставлять факты, рассуждать и делать выводы.
Использовать опыт практической деятельности, освоенный игровой опыт.

Используемые технологии: исследовательская деятельность детей
Применяемые методы, приемы: наглядные, словесные, практические
Оборудование и материалы:
Письмо, карта, лента для игры, иллюстрации овощей и фруктов, деревьев, шишки хвойных деревьев, пакетики с семенами, коллекция минералов, таз с водой.
Литературные источники:
Чудесный пояс: башкирское предание // Мастера изумрудного края: уральские сказы и легенды / сост. И. А. Кириллова; ред. И. Устьянцева; авт. послесл. М. Золотов. Челябинск: Аркаим, 2010. С. 1
Русская народная игра Заря-Заряница [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этапы реализации мероприятия
Этапы деятельности и их продолжительность
Содержание деятельности
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Планируемый результат

Психологический настрой
1 минута
Приветствие, установление контакта с детским коллективом.
- Здравствуйте, дети. Сегодня у себя на столе я увидела конверт. Как вы думаете, что в нем? Внутри лежит письмо, карта и голубая лента. Предлагаю прочитать письмо и узнать для чего нужны карта и лента.
Создает атмосферу психологической безопасности. Поддерживает эмпатическое принятие. Эмоционально поддерживает ребенка.
Приветствуют. Участвуют в групповых действиях
Психологический настрой детей

Вводно-организационный
2 минуты
Чтение текста письма: Давным-давно налетел на Урал могучий Дракон. Все на своем пути он сжигал, вырывал с корнями деревья, разрушал и крошил камни. Ничто и никто не мог спастись от него. Но встал на его пути храбрый воин по имени Нургуш и позвал на помощь войско со всей округи. 
Встали богатыри на защиту своей земли. Долго шла битва, одолели богатыри злого врага. Но умирающий Дракон успел превратить великих воинов в камень и выросли скалы и горы. На теле гор остались раны, нанесенные Драконом. Но заживают раны, покрываются зеленой травой, кустами и деревьями. Синеет Урал своими вершинами и защищает землю от злых ветров. А скалы-батыры стоят на страже, дали приют всем – кто приходит с добром! 
Вовлекает детей в восприятие и осмысление новой информации. Вводит элемент новизны.
Занимают свои места по кругу на ковре. Слушают. Воспринимают информацию.
Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный
1 минута
Пояснение по карте: «Что это такое? Что здесь изображено?», «Да, перед нами карта. Это наш Уральский край и его самые красивые места. Но не хватает частей на карте. Зато есть подсказки как их найти. Наверное, и про ленту мы тоже узнаем в нашем путешествии.
Эмоционально вовлекает детей в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирует процесс мышления
Выражают собственные мысли, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы педагога.
Внутренняя мотивация на деятельность

Динамическая пауза
2 минуты
Давайте отправимся в путешествие. Сейчас каждый из вас превратится в путешественника. Что нам нужно взять в дорогу?
Встали паровозиком друг за другом и выполняем движения в соответствии с текстом:
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые ребята, хорошие друзья.
Поехали направо, теперь опять вперед. Поехали налево, теперь опять вперед.
Направо и налево, вперед, вперед, вперед. Мы едем, едем, едем, нас карта вдаль зовет!
Ставит цель перед детьми. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. Развивает умение действовать по правилу
Активно играют, включаются в совместную двигательную деятельность, развивают умение взаимодействия с другими детьми.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта, активного взаимодействия со сверстниками.

Актуализация
1 минута
Давайте посмотрим на нашу карту. Первый пустой квадрат находится на зеленом поле. Что бывает зеленого цвета? Какое время года похоже на зеленый цвет? Конечно это лето. Время, когда кругом много зелени, травы и цветов. А знаете, что есть растение, которое в любое время года стоит зеленое?
Задает вопросы, поощряет детей к высказываниям, активизирует стремление детей к познанию
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, обосновывая его, рассуждают
Воспроизведение информации, необходимой для успешного освоения нового образовательного содержания

ў°Восприятие и расширение имеющихся у детей представлений
2 минуты
А про какое растение есть загадка: «Зимой и летом одним цветом?» Конечно это колючая красавица елка. А какие еще деревья наших лесов с колючими листьями – хвоинками вы знаете. (Сосна, пихта, кедр.) И на всех этих деревьях к осени появляются шишки с семенами. Давайте посмотрим на шишки. Какие они? разные или одинаковые?
Мы изучили шишки и выяснили какая из них выросла на елке.
За это получаем фрагмент карты и отправляемся дальше в путь.
Вовлекает в совместную деятельность, инициирует общее обсуждение, стимулирует детей к самостоятельному обследованию предметов
Работают вместе. Рассказывают.
Осваивают последовательность исследовательских действий
Осознанное овладение навыками познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать. Любознательность и активность.


Актуализация
1 минута
Второй пустой квадрат находится на желтом поле. Теперь нам нужно подобрать пары: картинка растения, которое растет на Урале, и его семена.
Предлагает рассмотреть пакеты с семенами и картинки. Задает вопросы, поощряет детей к рассуждению, сопоставлению и сравнению.
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, обосновывая его
Воспроизведение информации, необходимой для успешного освоения нового

Восприятие и расширение имеющихся представлений
2 минуты
Давайте рассмотрим картинки и разделим их на несколько групп: овощи, фрукты, ягоды. Что растет на земле? Что готовят из овощей? Фрукты и ягоды какого вкуса бывают? Рассмотрим семена. Какие вам знакомы?
Отгадываем.
За это получаем фрагмент карты и дальше отправляемся в путь.
Вовлекает в совместную деятельность, инициирует общее обсуждение, стимулирует мыслительную активность
Работают вместе. Рассказывают, обобщают, делают выводы.

Способность доказывать свое суждение, самостоятельно действовать, активность в познании.


Подвижная игра
3 минуты
Третий пустой квадрат находится на синем поле. На картах синим цветом отмечают реки, озера, моря, океаны. Вот на что похожа голубая лента: на протекающую среди гор реку. Я Вам предлагаю сыграть в старинную игру «Заря-заряница». Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
 Заря – заряница,
 Красная девица,
 По полю ходила,
 Ключи обронила,
 Ключи золотые,
 Ленты голубые,
 Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Рассказывает правила игры, показывает, как играть. Наблюдает за детьми во время игры. Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. Развивает внимательность.
Активно играют, проявляют физическую активность
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта.

Исследовательская деятельность
8 минут
Давайте снова обратимся к карте. Какого цвета последний пустой квадрат. Как Вы думаете, что он может означать на нашей карте? Последний пустой квадрат находится на коричневом поле. Коричнево-черный это цвет почвы под ногами или земли. А мы знаем, что под землей люди находят Что? Клады, сокровища. Отгадайте загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Отгадали? Камень.
А какие свойства камней вы знаете и сможете ли определить где какой камень?
ОПЫТ №1. Цвет.
Рассмотрите коллекцию камней. Какого они цвета? Камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.
Потрогайте камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые?  Что интересного вы увидели? На камнях имеется разный рисунок: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? Давайте проверим - опустим камень в стакан с водой. Камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким.  Молодцы, вы очень внимательные дети.
Задает вопросы, поощряет детей к высказываниям, рассуждениям. Активизирует совместное обсуждение полученных в ходе проведения опыта результатов. Стимулирует логические рассуждения.
Участвуют в диалоге, высказывают свои суждения, обосновывают, делают выводы. Участвуют в опытах, находят решения.
Овладение практическими знаниями и умениями исследовательской деятельности при проведении опытов. Овладение умением работать по инструкции.

Рефлексия
2 минуты
Вот получили мы все фрагменты карты. Подошло к концу наше путешествие. Что мы узнали? Какие тайны открыли нам Уральские горы? О чем нам рассказала карта? Зачем в конверте была голубая лента?
Посмотрите, что на самом деле главная тайна Урала? Это люди труда. Тот, кто добывает руду и управляет подъемным краном, строит красивые здания и дает тепло и свет в наши дома, создает новые умные машины для работы на полях и в шахтах. Сегодня мы послушали башкирскую легенду, поиграли в русскую народную игру. Люди разных национальностей живут на Урале в дружбе и любви, создают богатства, поют песни и танцуют. И мы с Вами сегодня узнали много интересного и конечно будем расти, набираться сил и хорошо учиться, чтобы наш Уральский край был красивым, могучим и добрым домом для людей труда.
Инициирует общее обсуждение. Проявляет уважение к детским высказываниям.
Слушают, отвечают на вопросы. Обобщают, делятся впечатлениями.
Осознание себя как участника познавательного и творческого процесса.



15