Конспект урока по окружающему миру на тему: природа гор
Дидактические обоснования:
«Окружающий мир 4 класс (часть 2) А. Н. Занков.
Тема: Особенности природы гор.
Тип урока: получение новых знаний.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.
Цель: Сформировать представление об особенностях природы гор.
Задачи:
1.Обучающая:
- расширить представление о разнообразии природы гор;
- показать необычность природы.
2.Развивающая:
- развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
- развивать практические умения:
- работать с картой.
- развивать память, речь, внимание, расширять кругозор.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Метапредметные УУД:
Личностные:
-Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные:
-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- Оценивать правильность выполнения своей работы и результаты
коллективной деятельности.
Познавательные:
-Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные:
-Адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате;
-Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Оборудование: презентация к уроку, видео, таблица Шульте
Ход урока
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Приветствуют учителя. Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.
Актуализация знаний.
Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для «открытия» нового знания. Прежде чем мы с вами перейдем к нашей сегодняшней теме урока, давайте вспомним, с какими природными зонами России, их животными и растениями, мы уже знакомы.
У вас на столах лежат карточки. На них есть таблица с названием зон и список растений и животных. Вам нужно в графе под каждой зоной написать цифры тех растений и животных, которые встречаются в этой зоне.
Микроитог (спрашиваю 6 учеников, какие цифры они написали)
Откройте рабочие тетради на печатной основе и выполните задание под номером 53. (взаимопроверка, 1 ученик читает то, что написал в рабочей тетради) Работа с карточками.
Работают в рабочих тетрадях на печатной основе. Регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе ИКТ.
Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Изучение нового материала.
а) работа с картой
Познакомить с особенностями природы гор. Итак, откройте учебники на стр. 16. Прочитайте название нашей темы.
Посмотрите на карту самых высоких гор мира.
Назовите материки, на которых они находятся.
Самая высокая гора называется Джомолунгма, её высота составляет 8848 метров. Читают название.
Смотрят на экран.
Северная Америка, Южная Америка, Евразия.
Смотрят на экран, слушают учителя.
Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности.
Познавательные: воспринимать и анализировать сообщения и их компоненты – тексты.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Физминутка Отдых после работы с карточками и рабочей тетрадью. Представим, что мы гора, потянулись высоко – высоко.
Видео. Встают, потягиваются.
Выполняют упражнения под видео. Регулятивные: контроль своих действий.
б) беседа о самых высоких точках России Познакомить с особенностями природы гор. А теперь посмотрим на карту России.
На ней темно – коричневым цветом выделены самые высокие горные местности нашей родины. Топ 7 самых высоких точек России открывает гора Казбек - на самом деле это потухший вулкан, с которым связано множество мифов и легенд о Прометее. По своей высоте, гора составляет 5 034 м, находится на территории Северной Осетии. Казбек занимает 7-е место.
В состав Главного хребта Кавказа входит гора Шхара, отличающаяся неописуемыми красотами. Она занимает 6-е место в рейтинге, так как ее высота 5 068 м, эта отметка является наиболее высокой в Грузинской республике. Шхара расположилась между Грузией и Кабардино-Балкарией, начертив таким образом границу.
Горе Джангитау по праву принадлежит 5-е место в рейтинге наиболее величественных вершин России, так как ее высота составляет 5 085 м. Она входит в состав огромного массива под названием Безенгийская стена, которая находится в Кабардино-Балкарии и простирается на 12 км.Следующая гора — Пик Пушкина, высота которой 5 100 м. Свое название она получила в 1938 году в честь 100-летия русского писателя А.С. Пушкина. Эта гора расположилась в центре Кавказа, а именно в Кабардино-Балкарской республике.
В Кабардино-Балкарской республике на территории города Безенги находится гора Коштантау, которая обладает самой живописной вершиной. Среди прочих горных возвышенностей она занимает 3-е место по высоте, которая составляет 5 152 м.
Вторая по высоте гора в России называется Дыхтау, и располагается она в Кабардино-Балкарии. Ее вершина достигает высоты 5 204 м, к тому же она обладает довольно крутыми склонами, поэтому мало кто отваживается взойти на нее.
Самой высокой горой в России является Эльбрус, высота которой составляет 5 642 м. Она находится на территории сразу 2-х республик — Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская. С горой Эльбрус связаны различные мифы и легенды. Например, считается, что на ее вершинах жили боги и великаны. Здесь можно увидеть руины, оставшиеся от крепостей, возле которых находится природный источник с минеральной водой, считается, что она обладает целебными свойствами.
Сравнительный анализ гор между собой. С горой Джомолунгма. Смотрят на экран. (или форзац учебника) Слушают учителя. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Личностные: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Гимнастика для глаз Подготовить зрительный аппарат к чтению. На доске представлена таблица Шульте. Выполняют упражнения для глаз под руководством учителя. в) работа с учебником
г) просмотр видеоролика Прочитайте текст учебника на стр. 16 – 17. После, мы побеседуем.
В горах природные зоны располагаются вертикально.
На стр. 16 представлены условные рисунки гор, посмотрите на них. Горы Кавказа включают в себя несколько природных зон – это и степи, и леса, и полупустынные пастбища в Предкавказье. Верхоянский хребет (на востоке) – царство многолетних мерзлых горных пород, зона холодной арктической пустыни.
Видео о жизни людей в горах, растениях, насекомых. Люди в горах занимаются овцеводством или чем-то, что связано с разведением животных, которые дают шерсть или молоко. А живут они в основном в таких постройках, которые вы видели на экране, они не очень любят цивилизацию! Хозяйственная деятельность в горах, как правило, затронула предгорья, долины рек и относительно пологие склоны.
В рабочей тетради выполните задание 52. (если останется время) Читают текст учебника.
Смотрят видео. Обсуждают увиденное.
Выполняют задание в тетради. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Познавательные: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Домашнее задание. Закрепление изученного материала на уроке дома. В рабочей тетради на печатной основе выполнить номера 51,55. Читать и пересказывать текст учебника на стр. 16 – 17. Записывают домашнее задание в дневник.
Коммуникативные: умение слушать друг друга.
Итог урока. Оценить результат деятельности. Что особенно было интересным?
Что нового узнали?
Чем запомнился урок?
Спасибо всем за урок и активную работу! До свидания! Ответы детей на вопросы учителя.
Прощаются с учителем. Коммуникативные: умение слушать друг друга.
Личностные: оценивают результаты деятельности.