«Использование приема арта (рисунка) как средства развития учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в 5 х классах»


«Использование приема арта (рисунка) как средства развития учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках истории в 5 х классах»
Резникова Светлана Эдуардовна,
преподаватель истории ГБПО У Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина

Тольятти, 2015
Несмотря на то, что основным источником исторических знаний для учащихся является живое слово учителя и письменные источники, важными формами овладения программным материалом остаются наглядные материалы . Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.
Классическим аргументом за наглядное обучение является указание на то, что это естественный способ обучения, т.е. такой, который отвечает основным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Согласно психологическим исследованиям, именно в этом возрасте информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.
Наглядным мы называем такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Применяя наглядность, мы вносим в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания.
Роль наглядности на уроках истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и задачей создания конкретных представлений, но и охватывает и сферу мышления. Ее использование служит обобщению исторических явлений, подводит к пониманию истории.
Сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой - такова одна из задач наглядного обучения. Разрешить ее можно только широким применением рисунка в процессе обучения. Рисунок помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительные образы прошлого. Как бы ни ярки были слова учителя, отрывок из документа или художественное описание исторического факта, все же этого недостаточно для образования представлений о жизни людей прошлых времен.
Для обеспечения наглядности обучения используются различные виды наглядных пособий или средства наглядности.
К методическим приемам наглядного обучения относятся: предметный, изобразительный, условная наглядность.
Применяя наглядность в школьном преподавании истории, мы (?)выбрали метод изобразительной наглядности или рисунка, как инструмента по улучшению преподавания предмета, именно поэтому прием использования изобразительной наглядности будет охарактеризован в данной работе.
Метод работы с рисунком определяется в основном и прежде всего его содержанием. Так, например, используя рисунок, при пересказе учащийся имеет возможность:
во-первых - отразить историческое явление;
во-вторых - проанализировать реальное историческое содержание рисунка;
в третьих - заостриться на конкретных исторических фактах, особенностях культуры, быта изучаемого периода, или сообщить дополнительную информацию по теме.
Несомненно, рисунки должны соответствовать учебной программе и возрасту. Данный прием, не представляет особого интереса для учащихся старших классов. Он целесообразен в большей степени для учащихся 5 классов, так как дополняет и конкретизирует текст учебника, восполняет материал, отсутствующий, в тексте, помогает разгрузить объёмные темы учебника, а так же служит опорой при проведении беседы, опроса или организации диспута в классе.
Объектом исследования является образовательный процесс в 5 х классах на уроках истории.
Предметом – применение рисунка как наглядного метода обучения в историческом образовании.
Цель: Проследить способы применения наглядного метода-рисунка в обучении истории, улучшить процесс восприятия материала, с учетом объемности и возрастных особенностей обучающихся
Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по использованию наглядного метода обучения.
Рассмотреть современные подходы к организации наглядного метода обучения.
Познакомиться с различными классификациями и видами наглядного метода обучения истории.
Разработать урок истории с применением наглядных средств обучения.
Обоснованием выбранной темы служат следующие факторы:
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей так как одних знаний, умений, навыков недостаточно, необходимо осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Урок должен формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования. Цель компетентностей - помочь ребёнку адаптироваться в постоянно изменяющееся среде, и он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и истории, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащегося формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Предпосылками для применения данного метода стали:
1. впервые изучаемый предмет
2.сложный, объемный предмет
3.особенности возраста обучаемых
4. наглядность рисунка
Наиболее объемные темы :
Первобытное общество
Древний Египет
Древняя Греция
Боги Олимпа
Олимпийские игры
Темы для применения рисунка:
Первобытное общество
Древний Египет
Древняя Греция
Боги Олимпа
Олимпийские игры
Особенности возраста:
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию обучения
Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность. Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к ученикам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успешность может снижаться в этот момент необходимо предоставить ребенку самостоятельность в учебной работе и организовать учебный процесс таким образом чтобы он развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка. сдвиги в мышлении, так как ребенка в этом возрасте уже не удовлетворяет внешнее восприятие предметов, им нужно понять суть, причинно-следственные связи. Несомненно в этот период важно стимулировать познавательные потребности, формировать желание узнавать новое и применение арта – рисунка будет способствовать этому в должной мере
Особенности арта (рисунка) в наглядности:
В обучении истории рисунок помогает создать у учащихся точные и конкретных представлений о прошлом, которые возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (рисунка) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом
Рисунок как средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Например
рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности. Изображая историческое событие ребенок
Контрольно-оценочный блок
Комплексного типа-
Вывод (заключение)
Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, "стандартного" урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет ученикам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.
Необходимость применения рисунка в качестве наглядности на уроках истории, обоснована нами как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке истории, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения истории.
Изменения в образовательном процессе
Использование рисунка на уроке позволило:
1.активизировать познавательную деятельность учащихся;2.обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);3.повысить объем выполняемой работы на уроке;4.усовершенствовать контроль знаний;5.сформировать навыки исследовательской деятельности;6.использовать научить различные справочные системы, электронные библиотеки7.диагностировать качество усвоения материала после изучения темы;8.при работе с отстающими учениками, повысить интерес к процессу обучения и перевести в режим самообучения;