Урок по православной культуре для 2 класса по теме «Родословие моей семьи»
Тема: Родословие моей семьи
Цель:
Образовательная: создать условия для ознакомления обучающихся с основными понятиями, связанными с семьей;
Деятельностные:
Познавательная: формировать умение самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации;
Регулятивная: формировать умение ориентироваться в учебнике, формулировать учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативная: формировать умение обмениваться мнениями, предлагать помощь и сотрудничество;
Личностная: формировать уважительное отношение к членам семьи и родственникам, гордость за свой род.
Тип: открытие новых знаний
Раздел: Пасха: цвета и звуки весны
Оборудование: карточки, учебник, рисунки, макеты, цветы ромашки, презентация
Ход урока
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
Организационный этап.
Из стихотворения догадайтесь, о чем именно пойдет речь на уроке?
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
Что получится? (Семья)
-Сегодня на уроке речь пойдет о семье. Как вы понимаете, что такое семья?
(Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
ПАПА МАМА
БРАТ СЕСТРА
БАБУШКА ДЕДУШКА
ДЯДЯ ТЕТЯ
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Любой процесс или явление мы начинаем изучать с вопроса, как этот процесс или явление появилось.
Как вы думаете, какие задачи мы должны будем решить на уроке? Какова наша первая задача?
Как рождается семья?
Когда говорят о человеке, то могут сказать о роде. А вы знаете, что такое род? (Род – это все наши предки, которые жили до нашего рождения). Следовательно, вторая задача будет:
Что такое род?
Коль это у нас урок православной культуры, наверное мы должны выяснить, как относится Православная Церковь к памяти предков, поэтому какой будет следующая задача:
Как относится Православная Церковь к памяти предков?
Как вы считаете, как можно эти задачи решить? (Учебник, Интернет, книги)
Настоящий член семьи всегда ценит свою родословную, поэтому мы более конкретно поговорим о родословии семьи.
Тема нашего урока? (Родословие моей семьи)
3) Актуализация знаний.
На доске слова: Семья, род, родословие, родители, прародители, предки.
- А какие из этих слов вы сможете объяснить?
- Один поэт сказал:
Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волненье и трепет.Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!
4) Усвоение новых знаний:
- Чтобы решить первую задачу, вы прочитаете по учебнику текст на стр. 88 самостоятельно и обсудите в парах.
Как рождается семья?
В Библии описано, как Бог установил порядок жизни человека. "И сотворил Бог человека по образу Своему: мужчину и женщину сотворил их: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею:"
Словом "семья" называют отца, мать и их детей. Это слово происходит от слова "семя". Мы - семя наших родителей. Бог установил, что отец является мужем, а мать - женой. Первыми мужчиной и женщиной были Адам и Ева. Бог так сотворил человека, чтобы у мужа и жены были дети и люди могли продолжать свой род.
(По С. Коротких)
- Оцените, работу в парах с помощью смайликов.
- Смотрим и обсуждаем:
- Что мы видим? Это примеры семей, в которых, наверно, люди любят друг друга, понимают и заботятся. Мама, папа. Дедушка и бабушка. И у них были мама и папа, дедушка и бабушка, и у тех тоже были родители. Если мы попробуем узнать всех наших давно живших бабушек и дедушек, то увидим, что это не просто.
- Кого мы знаем и можем назвать сами? (Ответы детей)
- А кто нам может помочь узнать и назвать наших еще ранее живших прабабушек и прапрабабушек и еще ранее живших?
- Можно и нужно спросить о них наших мам и пап об их мамах и папах и спросить своих бабушек и дедушек об их бабушках и дедушках. И можно нам нарисовать красивое ветвистое дерево, каждая веточка которого будет связана с другими веточками. Это будет дерево нашего рода. Так же будет выглядеть родословное дерево знаменитого человека.
Мы можем посмотреть родословное дерево Господа Иисуса Христа (илл. № 90). Иисус Христос почитал своих родителей и прародителей. Прародители. Это слово означает древнее, более старшее поколение, т. е. прародители это старшие (древние) родители. Адама часто называют праотцом, а Еву праматерью, а их вместе прародителями. Это не случайно, так как Адам и Ева были первыми родителями. Они дали начало всему человеческому роду.
Еще родителей и прародителей называют словом "предки". Это значит, что они предшествуют, идут перед нами, перед нашим рождением. Наших предков, взятых вместе с нами, можно назвать родом. Есть много похожих слов: народ, родня, Родина, родник, родственник. Каждый должен знать и помнить своих предков. Если мы забудем о них, мы можем вскоре забыть и о том, кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша Родина. О таких людях говорят, что это Иваны, не помнящие родства. Для того чтобы не забыть предков, составляли специальные записи. Они назывались родословными грамотами. Там записывались все имена предков.
- О понятиях рода, предков, прародителях и родословии вам расскажет Пяташов Валера, а вы потом прочитаете и оцените пересказ Валеры.
Род - это все наши предки, которые жили до нашего рождения. Их ещё называют прародители, то есть старшие (древние) родители. Нашими прародителями были Адам и Ева.
Память о наших предках связывает нас с историческим прошлым, напоминает нам, кому мы обязаны своим рождением. Сам Иисус Христос прекрасно помнил и почитал всех Своих предков, начиная с праведного Авраама. Если перечислить всех предков, получится родословие. Фамилия человека является названием его рода.
- Ваши родители, бабушки посещают церковь. А как вы думаете, для чего? Православная Церковь трепетно относится к памяти наших предков. В Православной Церкви установлены особые дни поминовения предков. Поминальная церковная служба называется панихидой.
Закрепление.
а) Отгадайте загадки (отвечайте хором):
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя старшая... (сестренка)
Мамы старшая сестра
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый... (дед)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» говорит мне... (дядя)
Физкультминутка:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Влево, вправо поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь тихонько сели.
б) Работа в парах: собрать пословицы из двух частей:
Мать хвалит дитя, а свинья поросёнка.
Какова мать, такова и дочь.
Гусю мил его гусёнок, а человеку мил его ребёнок.
в) Задание: выбрать те слова, которые относятся к семье. (На стульях слова: мама, папа, бабушка, тетя, диван, телефон, род, родители, прародители, предки, я, стол).
г) Первичное закрепление.
Творческая работа: изготовление родословного дерева семьи из цветной бумаги (мини-проект)
д) семья – это важная ячейка общества, поэтому с 2008 года 8 июля отмечается День любви, семьи и верности. Символом этого праздника является ромашка. На ромашке написать, как вас называют дома.
е) А сейчас я предлагаю вам узнать происхождение вашего имени. (работа по группам)
6) Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Как вы думаете, удалось ли классу решить задачи?
«Гора познания»
Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.
Гора познания
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выполнить задание 5 или нарисовать, как вы представляете хорошую, дружную семью.
Хочется закончить сегодняшний урок словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша СЕМЬЯ!
СЕМЬЯ
15