Интегрированный урок в 7 классе Правописание частиц на примере сказок А.С. Пушкина
Интегрированный урок в 7 классе
Тема урока: «Правописание частиц» (на примере сказок А.С.Пушкина)
Тип урока: повторение-обобщение.
Учитель: Сусекина М.А.
Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц».
Задачи урока:
образовательные:
а) формирование языковой (лингвистической) компетенции:
- умение обучающихся различать значения частиц;
- умение обучающихся обосновывать свой выбор при решении орфографических задач.
б) формирование коммуникативной компетенции: аргументированные высказывания о выборе правильного решения задачи (орфограммы);
развивающие:
- развитие логического мышления (формирование умения, работать по созданному алгоритму);
- формирование коммуникативных навыков (устные высказывания с обобщением);
- развитие навыков работы в группах.
воспитательные:
- воспитание у обучающихся активной читательской позиции, интереса к изучению классической литературы, языка, творчества и мировоззрения великого русского поэта, писателя…
Урок построен на материале сказок А.С. Пушкина.
Ход урока:
l. Озганизационный момент.
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.
Б. Житков
- Когда от учения «радостно» и «победно»?
- Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость. Пусть помощниками вам сегодня будут внимание, находчивость, смекалка.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас очень необычный урок. Нас ждет увлекательнейшее путешествие в мир сказки. Мы повторим правописание частиц, их стилистические особенности, и помогут нам в этом сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.
- Давайте вспомним, кто такой А.С. Пушкин?
Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
- Кто привил ему любовь к родному языку?
Любовь к родному языку А.С.Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.
- Что вы знаете об учебе Пушкина в Царскосельском лицее?
В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.
- Назовите лучших друзей Пушкина с лицея.
Лучшими друзьями Пушкина с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.
А.Пушкин писал:
Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Всё те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.
1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину “Пушкин на лицейском акте”, именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин.
- Записываем в тетрадях число. Классная работа. Пропускаем одну строчку.
- Читаем строчки из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября”. Найдите в них частицы. Запишите их.
(Проверка: бы (б), ни, всё, же)
- Сегодня на уроке, как вы уже догадались, мы продолжим работу с частицами: повторим правописание частиц.
Записываем тему урока: Правописание частиц.
IIl. Фронтальный опрос:
- Что же такое частица?
( Частица – это служебная часть речи, которая служит или для образования наклонений глагола или сравнительных степеней прилагательного и наречия; вносит различные оттенки в предложение).
- Сколько вы насчитали разрядов?
( Формообразующие, отрицательные и модальные).
- А чем частица отличается от предлога и союза?
( Частица не связывает слова в предложении).
- Что общего у частиц с другими служебными частями речи?
( Частица не изменяется и не является членом предложения).
- Итак, вы немного вспомнили об А.С. Пушкине и о частицах. А сейчас мы отправляемся в мир сказок великого поэта!
IV. Синтаксическая разминка.
- С.Я. Маршак писал о сказках А.С.Пушкина так: “Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово...”.
Задание: произведите полный синтаксический разбор предложения.
( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; обособленным определением, выраженным причастным оборотом; однородными определениями).V. Актуализация опорных знаний. Работа в группах.
- Что за прелесть эти сказки!.., - писал А.С.Пушкин.
- Какое это предложение по интонации? (Восклицательное).
- Назовите слова, которые усиливают восклицание. (Что за).
- Как вы думаете, какая это часть речи, служебная или самостоятельная?
(Служебная).
- Почему?
(К ней нельзя задать вопрос, её можно убрать, не имеет лексического значения).
- Правильно!
- Ребята, какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”)
- Сейчас вам предстоит поработать в группах. Для этого распределите роли.
- Перед вами сборники сказок поэта (или распечатанные отрывки из сказок на партах).
- Определите, из каких сказок А. С. Пушкина отрывки, найдите частицы, определите их разряд, объясните правописание частиц.
- Познакомьтесь с высказываниями о Пушкине. Определите, как пишутся частицы, объясните, почему. У вас ровно 7 минут.
- Время истекло. Кто желает отвечать первым?(Заслушиваются ответы групп, обсуждаются, дополняются).
- Составьте предложения по картинкам к сказкам, употребляя частицы, которые не встретились вам в сказках.
Vl. Итог урока.
- Как пишутся частицы?
- Какие частицы пишутся через дефис?
- Каждая сказка несет свой урок. В чем же уроки сказок А.С.Пушкина?
Во всех его чудесных сказках Добро всегда побеждает Зло, какими бы мощными не были темные силы. И победить героям опять же помогают любовь, доброта, сострадание, вера, гармония с окружающим миром.
- Актуальны ли произведения Пушкина сегодня?
Всем известно, что А.С. Пушкин является гением не только русской, но и всей мировой литературы. Его произведения высокохудожественны, глубоки, тонки, они помогают замечать красоту внутри и вокруг себя, помогают быть лучше, чище, светлее. Именно поэтому, мне кажется, творчество Пушкина будет современным и актуальным во всем времена. Художник затрагивает вопросы волнующие всех и всегда. Он помогает найти ответы на них, а значит, делает людей более счастливыми. На мой взгляд, Пушкин – актуальнейший поэт нашего времени.
Vll. Выставление отметок.
- Перед вами оценочный лист, вспомните все, что делали на уроке и заполните его.
Оценочный лист
Сегодня на уроке:
Что нового Я узнал Чему Я научился Где мне пригодятся полученные знания
За работу на уроке я ставлю себе отметку……, потому что ……………… ……………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………….
Vlll. Домашнее задание.
- Подготовьте карточку для соседа по правописанию частиц по сказкам А.С. Пушкина.
Xl. Рефлексия.
- Спасибо за урок.