Текст выступления на районной конференции по вопросам повышения интереса к чтению и литературе

Районная конференция
учителей русского языка и литературы
Бахчисарайского района
Республики Крым











Повышение интереса к литературе и чтению









Выступление
Варнавской Ольги Михайловны,
учителя русского языка и литературы
МКОУ,,Каштановская СОШ"





г.Бахчисарай
2016г.
Повышение интереса к литературе и чтению
Социологи свидетельствуют, что современная Россия переживает системный кризис чтения. По статистике, около 46% россиян не читают книг совсем. В основном к ним относятся представители молодого поколения. Проблема, волновавшая учителей- предметников много лет, вышла за рамки кабинетов русского языка и литературы и даже за порог школы. О ней услышали.
Отношение общества и особенно молодого поколения к литературе беспокоит Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который своим указом в целях привлечения внимания общества к литературе объявил 2015 год Годом литературы в России.
"Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ".
20 декабря 2016г. в Москве проходил форум "Возвращение русской классики", в ходе которого чиновники, ректоры, историки и учителя обсуждали, как заинтересовать современное поколение детей чтением. По мнению главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, интерес к чтению поможет вернуть введение итогового сочинения.
Также глава Минобрнауки РФ рассказала о том, что в этом году во вторых классах прошли проверочные работы по русскому языку, при этом 75 процентов детей не справились с заданием составить из набранных слов предложение.
"Это значит, что мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда и зубрежка", - подчеркнула министр.
По мнению Ольги Васильевой, потерян предметный подход. "Гнались за тьюторами, новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника. Есть претензии к учебникам.
По мнению ректора Московского государственного университета Виктора Антоновича Садовничего, стихи классиков наизусть надо учить уже в детском саду, а в школе обучать учеников осмысленному чтению. Кроме того, еще одна важная задача - синхронизация программ по гуманитарным дисциплинам.
"Школьники учат "Полтавскую битву", а по истории проходят ее через два года. Надо сделать так, чтобы эти программы совпадали", - считает ректор МГУ.
Проблема снижения интереса к литературе и чтению волнует учителей русского языка и литературы разных регионов Российской Федерации, не обошла она стороной и Республику Крым.
,,Зачем читать, зачем учить? А зачем мне это надо?"- такие и похожие на них вопросы могут быть заданы учителям. Интерес к учению угас, к счастью не у всех учеников.
Определяющим фактором в процессе овладения знаниями является интерес школьников к учению. Он является основным внутренним мотивом обучения.
Психологи указывают на три основных мотива.
Во-первых, интерес к предмету (процесс изучения доставляет мне удовольствие)– это увлечение -- высшая степень интереса. Во-вторых, сознательность (сознаю необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).  В-третьих, принуждение (занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).
Интерес к овладению знаниями у школьников формируется при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности.
Предлагаю рассмотреть три аспекта формирования интереса к русскому языку и литературе: урок, книгу и внеклассное занятие. 
Урок
Формирование интереса к предмету через урок. Как сделать уроки русского языка и литературы интересными? Как активизировать деятельность учеников?
Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе деятельного подхода в обучении, который является основой новых стандартов обучения. 
Основополагающий тезис в психологии обучения - «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».Такой подход к обучению предполагает:  - наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;  - выявление и освоение способа действия;  - формирование умения контролировать свои действия. 
Один из способов применения деятельностного подхода - проблемное обучение. Учитель создает на уроке ситуацию познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Проблемная ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес.  Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Учитель сам решает, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.  Например: В 5 классе при изучении темы ,,Особенности правописания приставок на –з//-с" предложить образовать слова с помощью приставок, понаблюдав за словами, сделать вывод о правилах правописания данных приставок. Проблемную ситуацию можно создать при изучении тем ,,Суффиксы –чик // -щик", ,,Род несклоняемых имен существительных", ,, Правописание гласных в суффиксах глагола"и других.

Использование ИКТ как способ развития интереса к предмету  Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи отмечают, что современные дети – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.
Поэтому необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений и т.д.  В распоряжении учителя много образовательных программ на CD с тестами, тренажерами, тренировочными упражнениями. Использование ИКТ с его возможностями (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету.
Самый трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические сказки, игры, иллюстративный материал, музыка, презентации, аудио- видеофайлы и т.д. благотворно влияют на отношение предмету. Например: презентация к уроку литературы 11 класс ,,Серебряный век русской поэзии", презентация к уроку русского языка в 8 классе ,,Описание памятника культуры. Храм Покрова на Нерли", прослушивание романсов на стихи Ф.ИТютчева, С.Есенина, рассматривание фотографий Храма Василия Блаженного в Москве и др. Имея минимальную оснащенность кабинета (из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, старенькие репродукции) довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся.

Книга печатная, электронная и аудиокнига

Дети XXI века - относятся к «поколению сети», живут в режиме «он-лайн»: обмениваются СМС на экране компьютера или мобильного телефона, интенсивно общаются со сверстниками в социальных сетях, а телевидение им заменяет YouTube. Темп их жизни диктует иные задачи. Физиологи утверждают, что отличия между взрослыми и детьми затрагивают даже физиологию, что развитие головного мозга детей и подростков сегодня отличается от развития мозга их родителей. Вывод: наши дети – это не мы с вами. Вот почему у подростков «поколения сети» не вызывает интерес школьная классика. Наши дети не будут проявлять того интереса к книге, который был у нас.
Всё меняется, и отношение к книгам тоже. Читать книги в наше время любит не каждый человек. Очень просто книгу заменить телевизором или компьютерной игрой. Есть люди, которым не заменить книгу ничем другим. Они любят садиться поудобнее в кресло и ощущать шелест и запах бумажных страниц.
Другие, наоборот, обожают слушать аудиокниги, записанные разными актёрами и профессиональными дикторами, где есть разная подача звуков и акценты. Аудиокниги прочно заняли место в нашей жизни. Люди много времени проводят за компьютером и на печатные книги времени нет. А аудиокнигу можно слушать везде: во время поездки, прогулки и просто в дороге. Многим людям воспринимать книги на слух легче и проще, чем в печатном виде. Все мы разные, такова наша природа, и в этом наша прелесть.
Можно читать обычную печатную книгу или её электронную версию на планшете, можно слушать аудиокниги. Выбирать вам, но главное – это не забывать совершенствоваться и каждый день стараться стать лучше и умнее, чем были вчера.
И все же учителя литературы должны делать все возможное, чтобы интерес к книге не угас совсем. 
Пути решения проблемы 1. Чтение, как в детстве. В 5-7 классах, где изучаются небольшие по объему произведения,- прочитать им это произведение (важный эпизод) на уроке или дать прослушать исполнение мастеров художественного слова. Это вызывает интерес не только к произведению, но и позволяет сделать восприятие произведения более прочувствованным и осмысленным.  2. Один из приемов заключается в следующем: если книгу непременно должны прочитать все, значит, необходимо найти и «общую» для всех страницу. (Совет Кривцовой Г.И. после посещения урока литературы по теме: ,,М.Ю.Лермонтов. Роман ,,Герой нашего времени". Она предложила в старых учебниках, используемых в качестве хрестоматии, выделять маркером часть текста, важную для понимания идеи произведения или характера героя. ,,Читающие дети прочтут весь текст, а остальные – хотя бы главное не упустят".
Страница, как ни парадоксально, здесь важнее книги, ибо с помощью ассоциативных связей ведёт к другой странице, к следующей и дальше к другой главе, и так по всей книге. Через отдельную страницу ученик должен «пробовать» книгу, чтобы решить: нужна она ему или нет? И это должна быть занимательная, интригующая страница.

3. Чижова Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы из Твери, делясь своим опытом на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], предлагает начинать разговор о произведении так, чтобы избежать сухих фактов и вызвать интерес к произведению. Например, изучение рассказа «Судьба человека» М.А.Шолохова начать с четверостишия М.Исаковского:  Враги сожгли родную хату,  Сгубили всю мою семью.  Куда теперь идти солдату?  Кому нести печаль свою?  Очень похожую на описанную в стихотворении семейную трагедию услышал М.А.Шолохов в первые послевоенные годы около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел у плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком и, приняв его по измазанной мазутом одежде за «своего брата шофера», рассказал ему о своей судьбе. Рассказ, как и судьба, этого человека взволновала писателя. Тогда же он задумал, написать рассказ, но обратился к сюжету через 10 лет (1956) и за неделю написал рассказ «Судьба человека». Что рассказал Шолохову случайный прохожий? Почему судьба этого человека так потрясла писателя? На все эти вопросы мы ответим, прочитав рассказ. 4. Пересказ интересного эпизода из произведения, которое предстоит изучить, заинтриговать ребят, оставив финал открытым.
5. Сотрудничество со школьной библиотекой, целью которого является также формирование интереса к книге. Приглашение библиотекаря на урок литературы или на классный час «Встреча с книгой». Цель: знакомство с новинками книг, поступивших в библиотек, которые были бы интересны ребятам.  6. Оформление в кабинете выставки к юбилеям писателей и поэтов.  Цель: расширение кругозора, знакомство с интересными фактами из жизни и творчества писателя или поэта, привитие интереса к книге.

Формирование интереса к предмету через внеклассное мероприятие

Важным моментом в формировании интереса к предмету является внеурочная работа по предмету. Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации.

Авторы пособия, «Методика преподавания литературы» 1985г. (Брандесов В. Ф., Зверс Т. В., Кудряшев Н. И., Маранцман В. Г и др.) при систематизации форм внеклассной деятельности используют понятие периодичности. Среди многообразия форм внеклассной деятельности они выделяют две основные группы: формы периодические (литературные праздники) и постоянные (литературные объединения). Особое место занимает краеведение.
Вечера, встречи, смотры, конкурсы, олимпиады, концерты, карнавалы все это праздники, всем им должна быть свойственна атмосфера душевного подъема и радости.
В городах и областях традиционно проводятся местные литературные олимпиады чаще всего в форме конкурса сочинений, но бывают и конкурсы по выразительному чтению, инсценированию, иллюстрированию литературных произведений, конкурсы стихов, песен, рассказов, сказок, созданных школьниками.
Иногда класс, творческий коллектив школьный клуб, театр, кружок, литературное объединение тоже устанавливают свою традицию: отмечают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] любимых писателей, писателей-земляков, даты создания великих книг и т. д. Наиболее распространенные объединения кружок и клуб

Выступая на VIII международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016г.) с докладом ,,Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий", Княжева Вера Витальевна, преподаватель Тобольского многопрофильного техникума, перечислила следующие формы внеклассных мероприятий: диспут, лекторий, интеллектуальная игра, концерт, ролевая игра, выставка, деловая игра, экскурсия, спектакль, олимпиада, эстафета, конференция, поход, дискуссия, клуб веселых и находчивых, тренинг, викторина, сказка, бенефис, «круглый стол», гостиная, телеконференция, салон, путешествие, телепередача, брейн-ринг, конкурс, интерактивная игра, реклама, судебный процесс, беседа, дебаты, встреча, фантазия, семинар-практикум, мастер-класс, проект, акция.  
В моей педагогической деятельности внеклассная работа делится на три вида: участие в районной конференции по творчеству А.С.Пушкина, школьные мероприятия (праздники) (тематический вечер–1 раз в год, тематические конкурсы чтецов–1 раз в год, предметные недели (русского языка и литературы) – 1раз в два года и экскурсии (очные и заочные). 
В районной конференции по творчеству А.С.Пушкина участвовала в 2012 году ,,Памятники А.С.Пушкину в Крыму", в 2014 году - ,, Четыре сезона в романе А.С.Пушкина ,,Евгений Онегин" и в 2016 - Лицейские друзья А.С.Пушкина: И.И.Пущин и А.А.Дельвиг" Внеклассные мероприятия по предмету: ,, Дорогами А.С.Пушкина" (Детство поэта – 6 класс, Южная ссылка– 9 класс, Поэты о Пушкине – 11 класс); ,,Сказки А.С.Пушкина" (5-7 классы); День памяти А.С.Пушкина ,,Пушкинские строки о любви" (9-11 классы).
В канун празднования 70-летия освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков мною был подготовлен литературно-музыкальный журнал ,,Крым. Война. Литература".
В 2013 году проводила урок-экскурсию ,,Чеховская Ялта" (Выбор Ялты для жительства, Белая дача, санаторий, гимназия, театр, памятники Чехову и героям его произведений)
В 2014 году организовала вместе с учителем географии экскурсионную поездку в Ялту (Ливадийский дворец и памятники писателям в Ялте: А.С.Пушкину, Ю.Семёнову, М.Горькому, А.П.Чехову и его героям). Планируя маршрут и места посещения, я стараюсь, чтобы они были связаны с литературой. В год юбилея А.П.Чехова провела урок-экскурсию ,,А.П.Чехов в Крыму"
Я, как и мои коллеги, стараюсь пробудить интерес детей к творческому чтению, к книге, к русскому языку и литературе. Познакомиться с моими методическими разработками можно на сайтах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Буду рада, если мои разработки принесут Вам пользу.