Технологическая карта к уроку русскогоязыка по теме:Правописание суффиксов и приставок.


Тема: Правописание суффиксов и приставок
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания;
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2. Проверка домашнего задания.
Выявляет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала.
- Какое задание выполняли дома?
- Назовите слова с приставками.
- Что вы скажите о гласном звуке в приставке?
- Как пишутся приставки?
- Умение определять части слова, находить в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке. Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.
Упражнение 253. Списать пословицы, вставить подходящие по смыслу приставки.
-Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать.
- Он безударный.
-Всегда одинаково, независимо от произношения. Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии;
Познавательные:
- самостоятельное выделение нужных слов и формулирование правил
Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
3. Чистописание.
Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.
На доске запись:
ЛлЛлЛлал ел ол ил
-По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.
-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно». Регулятивные:
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма4. Актуализация знаний. Целеполагание.
Лексико-орфографическая работа
Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
На слайде слова:
Ёлочка, холод, ель, захолодало.
- Назовите орфограммы в данных словах.
- Найдите лишнее слово. Докажите свой ответ.
- По какому признаку слова можно разделить на две группы?
- Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.
- Какая часть слова участвовала в образовании слов?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи будем решать?
Тема: Правописание суффиксов и приставок.
Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,
записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.
Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;
Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;
5. Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок
а) Работа над предложением.
б) Работа по учебнику упр. 254
Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов.
- Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу:
Большой берёзе жарко летом.
(Слайд 1)
- Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания?
- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение.
-О каком празднике идет речь в этой песне?
Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.
- Прочитайте.
-В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.
- Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти.
Самопроверка по учебнику. (!, +, -)Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.
-Словарь антонимов
-Маленькой елочке холодно зимой.
Находят и отмечаютналичие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку. Регулятивные: освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации;развитие умения активно использовать памятки и словари,
Предметные: развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.6. Работа в группах. Игра «Разведчики»
Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ.
Детям раздаются карточки, на которых написано:
13379454965700097599549657000785495487045005283204965700023304548704500 ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д.
У капитанов карточки со схемами:
В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень», «Суффикс».
- Вспомним правила работы в группе:
Группой работайте,
Дружно, согласно,
Тогда все получится
Просто прекрасно.
Чтоб работу выполнять,
Нужно всем заданья дать.
Всю работу разделить,
Никого не позабыть.
Помогать друг другу нужно
И работать вместе дружно.
А когда закончим дело,
Поднимаем руки смело.
- Критерии оценивания работ:
1. Справились с работой.
2. Работа выполнена аккуратно.
3. Содержание соответствует заданию.
4. Выступали грамотно.
Подготавливает предметную среду для каждой группы. Выполняет роль консультанта - фасилитатора.
- Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.
Содержание групповой работы (см. Приложение)
Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.
Повторяют изученные правила работы в группе.
Знакомятся с критериями оценивания.
Работают по инструкционной карте.
Обсуждаюталгоритм действий для решения орфографических задач, используютего в практической деятельности
Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.
Работают с орфографическим словарём.
При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе. Личностные:
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Познавательные:
умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделениенужного, обобщения, классификации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;
формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7 Отчет групп.
Самооценка и оценка проделанной работе. Проводит беседуобучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник. Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
7 Контроль и оценка знаний.
Работа с интерактивной доской.
Организует КОД.
-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли ли мы её достичь?
Организует деятельность по проверке знаний с учетом индивидуальных особенностей детей с интерактивной доски.
- Выполните проверочную работу в тетрадях. Оцените свою работу.
Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.
Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.
Подводят итог
Учащиеся на интерактивную доску выводят правильные результаты. Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Коммуникативные:
- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).
Познавательные:
- самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;
Регулятивные:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
8 Домашнее задание по выбору.
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания
Выбрать одно из заданий:
упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы,
составить свой текст – описание;
упр. 178 в рабочей тетради
Записывают задание на дом, задают вопросы. Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
9 Рефлексия урока
Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на дерево!
- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте красный фрукт, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допускаете ошибки – желтый, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – зелёный.

Получают позитивный настрой от урока Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Личностные:
- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.