Конспект урока русскогоязыка в 7 классе по теме Не с деепричастиями
Раздельное написание не с деепричастиями
Цели: 1) углубить знания о правописании не с глаголом; научить учащихся определять условия слитного и раздельного написания не с деепричастиями, объяснять данную орфограмму.
2) формировать умение распознавать не частицу, не часть корня, не приставку; учить анализировать данное правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувствительное отношение к тексту.
3) воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
Учитель: Запишите число, классная работа, тему урока вы сформулируете сами.
Перед вами текст. Прочитайте его.
1.Зима. 2.По небу плывут т..желые тучи едва(не) цепляясь за верхушки деревьев.3.Крупные снежинки л…жатся на землю уст..лая ее пушистым к…вром! 4.Чистый, (не)тронутый снег скр..пит под ногами)5.Деревья укутавшись белым покрывалом стоят и (не)шелохнутся . 6.Хор..ша снежная зима!
2.Выявление места и причины затруднения
Учитель: Посмотрите внимательно на текст, встречаются ли вам незнакомые орфограммы?
Ответы: В этом тексте есть деепричастие с не, правописание которых мы еще не знаем.
Учитель: Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Сформулируйте ее.
Ответы:1) Правописание не с деепричастиями.
2) Не с деепричастиями
3Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.
Ответы: Познакомиться с правописанием не с деепричастиями.
Научиться писать не с деепричастиями
Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?
Ответы: Так как деепричастие – отглагольная форма, нужно повторить правописание Не с глаголами и повторить деепричастный оборот и знаки препинания при нем.
Индивидуальная работа у доски.
Учитель: А теперь 2 человека индивидуально поработают у доски. Один подготовит монологический ответ о правописании не с глаголами и сделает задание по карточке.
(Не) обращал внимания,(не)пошел в лес,(не)навидел врагов,(не)годовал о случившемся,(не) знал решения,(не) любил опаздывать.
Второй выполнит синтаксический разбор предложения у доски
(2человека работают по карточкам на местах)
Учитель: Пока они готовятся, мы поработаем с текстом
1) Прочитайте текст.
2) Определите тему.
3)Определите идею теста.
4) Определите стиль.
5)Определите тип текста
6) Какие, знакомые вам, художественные средства использует автор.
7) Спишите текст,1 вариант-1,2,3 предложения, 2вариант-4,5,6 предложения, вставьте орфограммы и знаки препинания, графически объяснив их. Незнакомую орфограмму оставьте в скобках.
Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверяем правильность выполнения задания.
Учитель: Давайте проверим правильность выполнения индивидуальных заданий у доски.
Монологический ответ у доски (все приводят примеры)
Рецензия
Послушаем объяснение синтаксического разбора.
Серебристые снежинки падая на землю долго плясали в лучах ночных фонарей.
4 Построение проекта выхода из затруднительной ситуации
Объяснение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам материал для наблюдения. Возьмите свои рабочие листы. Проанализировав примеры, выясните условия написания не с деепричастиями, сравнив их с глаголами
Примеры Условия выбора орфограммы
Примеры
1.Раздельное написание
1. НЕ знаю 1. Не зная
Не думаю Не думая
Не оглянулся Не оглянувшись
2.Слитное написание 2 Негодую 2 Негодуя
Ненавижу Ненавидя
Недоумеваю Недоумевая
-Прочитайте слова в первой колонке с левой стороны
-Какая это часть речи?
-Как пишется не с глаголом
-Прочитайте слова в первой колонке с правой стороны
-Какая это часть речи?
-Как пишется не с деепричастиями?
-Чем является не в этих словах?
-Выделите орфограмму пробел.
-Что мы запишем в среднюю колонку?
Ответ: Не с глаголом и деепричастием пишется раздельно.
-Прочитайте слова во второй колонке с левой стороны.
Словарная работа
Учитель: Хочу обратить ваше внимание на слова Негодуя и недоумевая
Объясните лексическое значение этих слов.
(ученик дает толкование из словаря)
Негодовать-возмущаться, испытывать недовольство.
Недоемевать- находиться в состоянии сомнения, невозможность понять что-либо или кого-либо
-Какая это часть речи?
-Прочитайте слова во второй колонке с правой стороны?
-Определите часть речи?
-Сравните эти примеры, какой вывод можно сделать?
Ответ: Если глаголы и деепричастия без не не употребляются они пишутся слитно
-Чем являются не в этих словах?
Учитель: Откройте учебник на странице 82-ой, прочитайте материал (правило) и скажите, правильно ли мы сделали вывод о написании не с деепричастиями.
(Читают вслух)
Учитель: Перескажите это правило друг другу.
Учитель: Чтобы лучше овладеть способом написания не с , давайте составим алгоритм рассуждения(выполнения действий)
1)Читаем слово.
2)Определяем часть речи.
3)Смотрим, употребляется без не
да нет
пишу раздельно пишу слитно
5 Реализация построенного проекта
Учитель: Изучив новый материал, узнав, как пишется не с деепричастиями, давайте вернемся к тексту и узнаем ,как пишется слово НЕ ЦЕПЛЯЯСЬ
Ответ:
6 Первичное закрепление во внешней речи
Задание 1.Учитель: Применяя теоретические знания, пользуясь рабочим листом, алгоритмом, выполните следующее задание.
На доске записать словосочетания, объяснить устно правописание не с деепричастиями.
НЕ чувствуя усталости, не удивляясь ничему, ненавидя ложь, не придумав ответ, негодуя на друзей, недосыпая ночей
Устно придумайте предложение с любым словосочетанием
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1 вариант- спишите 1,2 предложение,2 вариант-3,4 ,5- устно (проверяем устно)
-Выборочная работа.
-Слитно- -Раздельно
не)торопясь (не)доумевая
(не)годуя (не)говоря
(не)читая (не)смеясь
(не)навидя (не)досыпая
-Найдите ошибки.1вариант выбирает слова для первой колонки,2вариант- для второй колонки.
1в.-выберете слова, которые соответствуют 1 колонке, а 2в. слова,которые соответствуют 2 колонке.
Проверяем:
негодуя не читая
недоумевая не говоря
недосыпая не торопясь
ненавидя не смеясь
8 Включение нового в систему знаний и повторение
Учитель: А теперь поработаем самостоятельно.
- Вам нужно заменить выделенные слова деепричастием с не .
Ласточки без умолку щебетали.
Снег шел всю неделю беспрестанно.
Ребята работали в поле без устали.
Проверяем:
Ласточки, не умолкая, щебетали.
Снег шел всю неделю, не переставая.
Ребята работали в поле, не уставая.
9 Рефлексия деятельности
Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока. С результатами я познакомлю вас на следующем уроке.
Тест
Задание по вариантам
Учитель: Проанализируйте свою деятельность на уроке, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока. Скажите, какое задание было трудным, интересным?
Ответы:
Учитель: Запишите домашнее задание.
1.Подготовьте устный монологический ответ (страница 82)
2.Выполните письменно упражнение 171или173 .
Если вам на уроке все было ясно, понятно и интересно ,то уходя в коробку положите желтый смайлик, а если нет- синий.
ТЕСТ 1 вариант
Закончите предложение.
Если деепричастие без не употребляется, то оно пишется…
2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием
а) Не шелохнувшись; в) невидя.
б) недомогая; г)ненавидя
3)Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно
а) (не)любя, (не)навидя
б) (не)годуя, (не)домогая
в)(не)работая, (не)улыбаясь
4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно
а) (не)читая, (не)истовствуя
б)(не)прислушиваясь, (не)высматривая
г) (не)высидев, (не)воля
5) Придумай предложения со словами
Не зная,негоду
ТЕСТ 2 вариант
Закончите предложение.
Если деепричастие без не не употребляется, то оно пишется…
2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием
а) Не зная; в) недумая.
б) недомогая; г)негодуя
3)Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно
а) (не)выучив, (не)навидя
б) (не)доумевая, (не)домогая
в)(не)оглянувшись, (не)рисуя
4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно
а) (не)любя, (не)истовствуя
б)(не)обращая, (не)перебивая
г) (не)найдя, (не)воля
5) Придумайте предложения со словами
Не выучив, недоумевая
ТЕСТ 1 вариант
Закончите предложение.
Если деепричастие без не употребляется, то оно пишется…
2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием
а) Не шелохнувшись; в) невидя.
б) недомогая; г)ненавидя
3)Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно
а) (не)любя, (не)навидя
б) (не)годуя, (не)домогая
в)(не)работая, (не)улыбаясь
4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно
а) (не)читая, (не)истовствуя
б)(не)прислушиваясь, (не)высматривая
г) (не)высидев, (не)воля
5) Придумате предложения со словами
Не зная,негодуя
ТЕСТ 2 вариант
Закончите предложение.
Если деепричастие без не не употребляется, то оно пишется…
2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием
а) Не зная; в) недумая.
б) недомогая; г)негодуя
3)Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно
а) (не)выучив, (не)навидя
б) (не)доумевая, (не)домогая
в)(не)оглянувшись, (не)рисуя
4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно
а) (не)любя, (не)истовствуя
б)(не)обращая, (не)перебивая
г) (не)найдя, (не)воля
5) Придумате предложения со словами
Не выучив,недоумевая
ТЕСТ 2 вариант
Закончите предложение.
Если деепричастие без не не употребляется, то оно пишется…
2) Укажите неправильный вариант написания не с деепричастием
а) Не зная; в) недумая.
б) недомогая; г)негодуя
3)Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся слитно
а) (не)выучив, (не)навидя
б) (не)доумевая, (не)домогая
в)(не)оглянувшись, (не)рисуя
4) Укажите строку, в которой все деепричастия с не пишутся раздельно
а) (не)любя, (не)истовствуя
б)(не)обращая, (не)перебивая
г) (не)найдя, (не)воля
5) Придумате предложения со словами
Не выучив,недоумевая
1.Зима. 2.По небу плывут т..желые тучи едва(не) цепляясь за верхушки деревьев.3.Крупные снежинки л…жатся на землю уст..лая ее пушистым к…вром! 4.Чистый, (не)тронутый снег скр..пит под ногами)5.Деревья укутавшись белым покрывалом стоят и (не)шелохнутся . 6.Х..роша снежная зима!
(Не) обращал внимания,(не)пошел в лес,(не)навидел врагов,(не)годовал о случившемся,(не) знал решения,(не) любил опаздывать.
Примеры Условия выбора орфограммы
Примеры
1.Раздельное написание
1. НЕ знаю 1. Не зная
Не думаю Не думая
Не оглянулся Не оглянувшись
2.Слитное написание 2 Негодую 2 Негодуя
Ненавижу Ненавидя
Недоумеваю Недоумевая
НЕ чувствуя усталости, не удивляясь ничему, ненавидя ложь, не придумав ответ, негодуя на друзей, недосыпая ночей
-Слитно- -Раздельно
не)торопясь (не)доумевая
(не)годуя (не)говоря
(не)читая (не)смеясь
(не)навидя (не)досыпая
Ласточки без умолку щебетали.
Снег шел всю неделю беспрестанно.
Ребята работали в поле без устали.
Примеры Условия выбора орфограммы
Примеры
1.Раздельное написание
1. НЕ знаю 1. Не зная
Не думаю Не думая
Не оглянулся Не оглянувшись
2.Слитное написание 2 Негодую 2 Негодуя
Ненавижу Ненавидя
Недоумеваю Недоумевая
Вывод: Не с деепричастиями пишется ………………….. .
Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются, поэтому пишутся…………
Примеры Условия выбора орфограммы
Примеры
1.Раздельное написание
1. НЕ знаю 1. Не зная
Не думаю Не думая
Не оглянулся Не оглянувшись
2.Слитное написание 2 Негодую 2 Негодуя
Ненавижу Ненавидя
Недоумеваю Недоумевая
Вывод: Не с деепричастиями пишется ………………….. .
Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются, поэтому пишутся…………
Карточка
Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.
Белые лебеди изогнув свои шеи пр..слушиваются к л..сному эху.
Карточка
Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.
Белые лебеди изогнув свои шеи пр..слушиваются к л..сному эху.
Карточка
Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.
Белые лебеди изогнув свои шеи пр..слушиваются к л..сному эху.
Карточка
Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.
Белые лебеди изогнув свои шеи пр..слушиваются к л..сному эху.
Карточка
Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.
Серебристые снежинки падая на землю долго плясали в лучах ночных фонарей.
Карточка
Задание: Раскройте скобки, графически объясните вставленные орфограммы.
(Не) обращал внимания,(не)пошел в лес,(не)навидел врагов,(не)годовал о случившемся,(не) знал решения,(не) любил опаздывать.