Конспект урока русскогоязыка в 6 классе по теме Разрязы количественных числительных


Разряды количественных числительных
Цели:
1)познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов количественных числительных;
2)формировать умение различать количественные числительные разных типов; развивать навыки правописания числительных
3)воспитывать интерес к русскому языку
Ход
1.Оргмомент
2.Мотивационный этап
С-1
- Ребята, перед вами словосочетания. Прочитайте их.
-К какой части речи относятся выделенные слова?
-К какой группе относятся данные числительные?
-Что обозначают числительные шестьсот, пять вторых?
-Можно ли разделить числительные на разряды в зависимости от значения?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
С-2
-Что вы должны вспомнить, чтобы успешно усвоить тему урока?
Монологический ответ
-Подготовьте монологический ответ у доски по теме «Имя числительное»
Синтаксический анализ предложения
К трем часам выглянуло солнце и преобразило все вокруг.
Работа с классом
С-3
А мы вспомним правописание числительных. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы
Шест…сот камен…щиков, нян…читься с четыр…мя дет…ми, восем…сот мен…ше мил…иона, прос…ба сем…надцати болел…щиков, пять сед…мых метра, сем…десят пр…град, двое оч…ков
Проверка. Прочитайте словосочетания. Объясняя пропущенные орфограммы
Монологический ответ у доски и рецензия
Послушаем объяснение синтаксического разбора предложений
-Все, что вы повторили вам пригодиться при работе над темой урока «Разряды количественных числительных»
-Определите для себя цель учебной деятельности
3.Операционально-познавательный этап
Новый материал
С-4
-Я предлагаю вам материал для наблюдений. Возьмите рабочие листы.
-В процессе наблюдения вы должны будете выяснить, на какие разряды делятся количественные числительные
-Прочитайте слова 1столбика
-Что обозначают эти числительные? Запишите
-Как называются такие числительные? Запишите
-Прочитайте слова 2 столбика
-Что обозначают эти числительные? Запишите
-Как называются такие числительные? Запишите
-Прочитайте слова 3 столбика
-Что обозначают эти числительные? Запишите
-Как называются такие числительные? Запишите
-Какие разряды количественных числительных мы выделили?
-Откройте учебник на стр149, прочитайте правило вслух и скажите, правильно ли мы сделали вывод
-Составьте вопросы по теме урока и задайте их классу
- Определите разряды количественных числительных в словосочетаниях, записанных ранее
Закрепление
Комментированное письмо у доски
Применяя теоретические знания, выполните следующее задание
Запишите предложение, указав разряд количественных числительных
1.Гаврик вытащил из-за пазухи четыре хорошо знакомых мешочка.
2.Одна десятая секунда отделяла спортсмена от победы.
3.По обеим сторонам дороги росли белоствольные березы.
Работа с текстом
С-5
-Прочитйте текст
-Определите тему текста. Озаглавьте его
-Определите тип речи
-Объясните устно правописание слов с пропущенными орфограммами
-Поработайте по вариантам, выпишите: 1в. – целые числительные
2в. – дробные числительные
3в. – собирательные числительные
В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восем…надцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Остальные две трети ребят были любителями. Из десяти этапов соревнований юн…ые спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро – поощрительные призы.
Словарная работа
С-6
В параграфе есть слова, написание которых надо запомнить.
-Дайте лексическое значение данных слов
Километр –мера длины, равная 1000метров
Бассейн –1. Искусственный водоем.
2. Совокупность притоков данной реки, озера
3.Область залегания горных пород
-Составьте со словами словосочетания, используя количественные числительные
(некоторые записываются)
Творческое задание
С-7
Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. После уроков я и (собирательное) моих друзей играем на спортивной площадке
4.Рефлексивно- оценочный этап
Тест
Предлагаю вам небольшой тест, который поможет проверить как вы усвоили материал урока
Оценка деятельности на уроке
С-8
-Чтобы проанализировать свою деятельность на уроке, продолжите предложение
Сегодня на уроке я узнал, что…
Я понял, что…
Мне было интересно…
Домашнее задание
С-9
Подготовьте монологический ответ стр. 149
Выполните упр. 356 или упр.357
Рабочий лист
Разряды количественных числительных
примеры значение разряд
восемнадцать
сорок семь
пятьдесят две десятых
одна четвертая
три девятых оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро. семеро
________________________________________________________________
Рабочий лист
Разряды количественных числительных
примеры значение разряд
восемнадцать
сорок семь
пятьдесят две десятых
одна четвертая
три девятых оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро. семеро
Ф.И._______________________________________
Тест №1
1. Найдите правильное определение количественного числительного.
А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.
В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?
2. Закончите определение.
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…
3.Укажи строчку с целыми числительными
А) шестеро, одна седьмая, три
Б)триста, сто сорок семь, десять
В)двое, трое, четверо
4. Укажи собирательное числительное
А)трое
Б)три восьмых
В)тридцать
5.Найдите ошибку в характеристике числительного
А) шестьдесят восемь сотых –количественное, дробное, составное
Б)восемьдесят - количественное, дробное, составное
В)шестеро – количественное, собирательное, простое
6.Вкаком слове на месте пропуса не пишется мягкий знак?
А) восем..надцатьюБ) сем..десятВ)пят…сот
7. Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в составе которых встречаются количественные числительные, и определите их разряд.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И._______________________________________
Тест №2
1. Найдите правильное определение количественного числительного.
А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.
В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?
2. Закончите определение.
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…
3.Укажи строчку с собирательными числительными
А) шестеро, одна седьмая, три
Б)триста, сто сорок семь, десять
В)двое, трое, четверо
4. Укажи дробное числительное
А)трое
Б)три восьмых
В)тридцать
5.Найдите ошибку в характеристике числительного
А)пятьсот шестьдесят восемь –количественное, целое, составное
Б)восемьдесят сотых - количественное, дробное, составное
В)шестеро – количественное, целое, простое
6.Вкаком слове на месте пропуса пишется мягкий знак?
А) восем..надцатьюБ) сем..десятВ)пят…сот
7.Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в составе которых встречаются количественные числительные, и определите их разряд.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоанализ
Урок «Разряды количественных числительных» проведен в 6в классе, в котором обучается 20 учеников. На «5» успевают 2 человека, на «4» успевают 9человек, 9 имеют низкий уровень обучаемости и требуют постоянного внимания со стороны учителя.
Это урок объяснения нового материала. Отсюда вытекают следующие цели урока:
1. Обучающие:
-помочь учащимся повторить и систематизировать материал, необходимый для изучения этой темы ;
-познакомить учащихся с разрядами количественных числительных
2.Развивающие:
-формировать умение различать количественные числительные разных типов, развивать навыки правописания числительных;
-развивать умение работать в парах, индивидуально, самостоятельно;
-способствовать развитию рефлексивно-оценочных навыков.
3.Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучению русского языка.
Для реализации поставленных целей в ходе проведения урока использован необходимый иллюстративно-дидактический материал, рабочие листы, тесты и учебник.
Цели урока определили тип урока - комбинированный- и его структуру.
1.Мотивационный этап.
Цели урока звучали лаконично и четко, чтобы дети могли их понять. Цели, поставленные перед классом, были реальны, их достижение возможно каждым учеником класса. Учащиеся были введены в учебную деятельность учителем. Начало урока позволило создать психологически комфортную обстановку на уроке.
2. Операционально-познавательный этап.
Данный этап включал ряд заданий, направленных на развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи. При объяснении нового материала использовались рабочие листы и компьютерная программа. Исследуя языковой материал дети сами сделали вывод о разрядах количественных числительных
Для закрепления изученного материала выполняли задания, которые способствовали формированию умения различать количественные числительные разных типов, способствовали развитию орфографической зоркости.
Формы работы на уроке были разнообразны: это общеклассное взаимодействие, работа с учебником, выборочная работа, творческое задание, самостоятельная работа с тестами.
На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Каждый ученик работал на доступном, но достаточно ощутимом для себя уровне.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Работа с тестами способствовала развитию рефлексивно-оценочных навыков.
В ходе проведения урока использовался как программный, так и дополнительный материал.
С целью создания заинтересованного отношения урок подразумевал демократические отношения «учитель – ученик».
Познавательная активность и самостоятельность детей на уроке были на высоком уровне.
На уроке использовался частично-поисковый метод.
Урок проведен с учетом принципов научности, системности, наглядности, доступности.