Урок русскогоязыка во 2 классе


ШКОЛА: №11
КЛАСС: 2 БУЧИТЕЛЬ: Бородина Н.В.
ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА УРОКА: Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета.
РАЗДЕЛ: Части речи.
ЦЕЛИ: 1 ) углубление представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
2 ) развивать умение распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов, осознанно употреблять их в речи и ставить к ним вопросы;
3 ) воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе показать богатство, красоту, образность, меткость русского языка.
ТИП УРОКА: Совершенствование знаний и умений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1 ) Словесные методы:
беседа;
рассказ
работа с учебником.
2 ) Наглядные методы:
наблюдения;
демонстрация наглядных пособий
3 ) Практические методы:
творческая работа учащихся;
письменные упражнения.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: с уроком музыки, окружающего мира, развитием речи, чтения.
ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ЗВЯЗЬ: с именем существительным, глаголом.
ОСНАЩЕНИЕ: рисунки птиц, животных, музыка Чайковского, индивидуальные карточки.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Здравствуйте, садитесь! Как обычно мы начинаем любой наш урок с минутки чтения. (чтение про себя, шёпотом, жужжащее)
-Как называется страна, в которой мы живём?
/Многонациональна Россия, на разных языках говорят народы, но русский язык знают и изучают все./
И я бы хотела начать сегодня урок словами великого русского писателя А.Н. Толстого:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
Сегодня мы не раз убедимся в этом, продолжая тему «Имя прилагательное».
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь.
-Записали число, классная работа.
(Классная работа.)
- Какие буквы пропущены. Выделите их и запомните.
- Прежде чем писать, как обычно дадим характеристику букве(эр)и звуку (р).
/ Буква (эр) обозначает звук (р) , согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым/
ПИСЬМО В ВОЗДУХЕ.
- Назовите слова которые начинаются с этой буквы и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? (родной, русский ,розовый…)
- Запишите строчку слов.
-Какой частью речи являются эти слова?
- (прилагательным)
ОЗВУЧИВАНИЕ ПРАВИЛА.
- (Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какие?, и обозначающие признак предмета, называются прилагательными)
НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКИЕ?
-Сегодня у нас в гостях Мудрая сова, она принесла вам привет от жителей леса, а ещё игры и задания.
■ Когда это бывает?
/Угадай по признакам времена года.
Назови имена прилагательные.
Поставь вопросы к ним./
Лес и поле в зелени, синяя река
Белые, пушистые в небе облака
(лето) -Река (какая?) синяя
-Облака (какие?) белые, пушистые
Лес и поле белые, белые луга
У осин заснеженных ветки, как рога.
(зима) -Лес и поле (какие?) белые
-Луга (какие?) белые
-У осин (каких?) заснеженных
Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды
(осень) -Рощи и сады (какие?) золотые, тихие
-Нивы (какие?) урожайные
-Плоды (какие?) спелые
Голубые, синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
(весна) -Небо и ручьи (какие?) голубые, синие
-В лужах (каких?) синих
-Какая часть речи нам помогла определить время года?
- (прилагательное)
ОЗВУЧИВАНИЕ ПРАВИЛА
- (Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какие?, и обозначающие признак предмета, называются прилагательными)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
-Какое время года сейчас?
- (Весна)
-Назовите пословицы о весне.
-(Апрель с водой, май с травой.. Красна зима пирогами, а весна цветами….) Запись пословицы
« Матушка – весна всем людям красна».
- Как понимаете? Что значит «красна»?
-(Красивая)
- Покажите безударные гласные в слове «весна», «красна».
/сигнальные карточки/
-Составь из слов пословицу:
кончает март начинает весну зиму
-(Март зиму кончает, весну начинает.)
Разбор по членам предложения.
ФИЗМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ «УЛЫБКА»
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» (задание совы)
-Эта птица прилетает к нам весной, у неё чёрная спинка, белая грудка, она быстрокрылая, гнёзда вьёт под крышей домов.
-/Ласточка/
-Эта птица живёт в лесу, она болтливая, приносит новости на хвосте.
-/Сорока/
-Эта птица важная, чёрная, с большим клювом.
-/Грач/
-Какие слова вам помогли определить птицу?
- (Прилагательные)
-Для чего служат имена прилагательные?
-( Они служат для точности описания)
ВЫВОД-
(Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какие?, и обозначающие признак предмета, называются прилагательными ,служат для точности описания)
« Опиши животного»
/работа в парах :один описывает- другой находит карточку с рисунком/
«Образуй прилагательные от существительного»
Лиса – лисья нора
Заяц – заячий след Белка – беличье дупло
Лось – лосиные рога
ПРОВЕРКА СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ
-Для чего служат имена прилагательные?
ВЫВОД:(Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какие?, и обозначающие признак предмета, называются прилагательными, ,служат для точности описания)
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА (проверка домашнего задания)
-Чтение четверостиший
-Письмо по памяти (Музыка Чайковского)
-Назовите прилагательные
СРАВНЕНИЕ ДВУХ ТЕКСТОВ
I вариант I вариант
Пришла весна. Пришла дружная весна.
Светит солнышко. Светит яркое тёплое солнышко.
Тает снег. Тает рыхлый снег.
Журчат ручейки. Журчат шумные ручейки.
-Чем отличаются тексты?
-(Второй текст красочнее)
-Какой понравился больше?
-(Второй)
-Какие слова помогли?
-(Прилагательные)
-Для чего служат имена прилагательные?
- (Для красочности описания, точности, образности)
ФИЗМИНУТКА
Вдруг в лесу раздался звук
Это дятел долбит сук
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
-А вот какую пользу он приносит, узнаем из упражнения 273.
Открываем книгу. Выписываем имена прилагательные.
ВЫВОД
-Что такое имя прилагательное и для чего оно служит?
-(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какие и обозначает признак предмета. Служит для точности описания, красочности речи, образности)ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ.
- И последнее задание Мудрой совы у вас на карточках.
Самостоятельная работа по карточкам (проверка выборочно)
-Составь рассказ по карточкам, используя опорные слова.
-Подбери подходящие имена прилагательные.
ИТОГ.
-Вы сегодня хорошо занимались и я думаю Мудрая сова довольна вами, ещё раз убедились в красоте и образности русского языка.
-Вернёмся к словам А.Н. Толстого: с помощью каких слов писатель передаёт красоту русского языка, назовите эти слова.
-Я хочу закончить урок словами: «Любить природу – значит любить Родину».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить рассказ-описание птицы.