Сценарий классного часа на тему Все мы родом из детства
Методическая разработка
классного часа
на тему: «Все мы родом из детства»
Разработала
мастер п/о/ преподаватель
Э.Г.Зайкина
с. Толбазы, 2015 г.
Сценарий классного часа
на тему: «Все мы родом из детства»
Ведущий 1. мастер п/о Э.Г.ЗайкинаВедущий 2. учащаяся гр. № 2 Тимербулатова ЛяйсанПриглашенный: психолог Сайфуллина Г.М.
Цель - укрепление семейных ценностей, забота о детях.
Задачи:
- образовательная: анализировать полученную информацию, выявлять приоритетные ценности жизни;
- развивающая: развить творческую активность учащихся, любознательность, мышление;
- воспитательная: воспитывать ответственное отношение к материнству, выработать умения мыслить и высказывать свое мнение, инициативность, выработать музыкальную и литературную культуру.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация;
Ход мероприятия:
Исполняется песня Андреевой Светланой «Куда уходит детство».
Ведущий 1: Здравствуйте милые девушки, гости, будущие мамы, а так же уже состоявшиеся мамы!
Сегодня мы проведем классный час по теме: «Все мы родом из детства!», посвященное году «Благополучного детства и укрепления семейных ценностей». Мы поговорим о своем детстве, о ярких воспоминаниях из детства, а также мне б хотелось обратить ваше внимание на то, как воспитать своих детей успешными!
Запускается презентация «Все мы родом из детства», в котором слайды детских фотографий известных людей, наших сотрудников, а также детские фотографии наших учащихся.
Девушки (Иванова Ю., Галеева А., Тимербулатова Л.) читают стих «Все мы родом из детства»
Все мы родом из детства (авт. Г.Д.Головина)
Тимербулатова Л. Все мы родом из детства
Из фантазий и грёз,
Там, где девочка Герда
И горшок белых роз.
Там, где маленький мальчик,
Принц из звёздной страны,
Там, где добрый волшебник
Из седой старины.
Там, где Деды Морозы,
Новогодняя ель,
Там, где радость и слёзы,
Птичек звонкая трель.
Иванова Юлия: Все мы родом из сказки,
Где горят огоньки,
Под рождественской ёлкой
Снег и снеговики.
Где широкое поле,
Где Преголя – река,
Где бездонное небо
И плывут облака.
Где индюшки и куры,
Стадо бурых коров,
Где колодец с ведёрком
И вязаночка дров.
Галеева Алина: Разве можно забыть мне:
Шли на речку гурьбой,
Как играли, дразнились
И вели шумный бой.
Как же можно не помнить
Давних лет вечера,
Запах липы и мяты
Будто было вчера.
Разве можно утратить
Память тех детских лет.
По весенней распутице
Детский, маленький след.
Ведущий 2: ДЕТСТВО! А Вы помните свое детство? (предлагается учащимся вспомнить и рассказать самые яркие воспоминания своего детства).
Ведущий 1: Теперь я вам предлагаю заслушать воспоминания из детства известных людей.
Приводятся воспоминания из детства известных людей.
Ведущий 2: Дима Билан
/певец/
Детство у меня было бурное. Я интересовался буквально всем происходящим вокруг, за что и получил во дворе кличку Шерлок Холмс. В школе я учился хорошо, учителя любили меня за самостоятельность. К тому же я всегда был готов что-нибудь спеть или станцевать. Все началось с того, что однажды в школьной столовой я ни с того ни с сего пропел «Прекрасное далеко». Зачем – никто не понял, но всем понравилось. А дальше были конкурсы, фестивали… и «Евровидение».
Ведущий 1: Евгений Плющенко /фигурист, олимпийский чемпион/
Впервые во Дворец спорта меня привела мама. Я стоял возле бортика и во все глаза смотрел, как катаются дети. «Хочу стать хоккеистом!» – заявил я маме. В четыре года я был убежден, что на коньках катаются лишь хоккеисты. Тренер посмотрела на меня: «Вот эту девочку я возьму». – «Какая я вам девочка! – возмутился я. – Я мальчик!» – «Тогда тем более берем! Коньки есть? Приходите в понедельник».
Ведущий 2: Ляйсан Утяшева /гимнастка и телеведущая/
В детстве я была очень ревнивая. Я росла вместе с моим двоюродным братом, который был младше меня на два года. Мне очень не нравилось, что все взрослые уделяют внимание именно ему, совсем забывая обо мне. Когда мы ложились спать, я брала ножницы, подходила к нему и обрезала ему ресницы, потому что считала, что у мальчиков они не должны быть такими длинными и пушистыми. Однажды зашла мама и застала меня за этим занятием. «Ляйсан, зачем ты это делаешь?» – спросила мама. «Мама, если ты родишь мне еще одного ребенка, я никогда тебе этого не прощу».
А еще я никогда не понимала, зачем нужно стоять в углу. Если я проказничала, мама отправляла меня «в угол». Я стояла у стены минут пять и возвращалась как ни в чем не бывало: «А что у нас на ужин?» – «Ляйсан, ты наказана! Я же велела тебе стоять в углу!» – «А я уже постояла», – отвечала я. «Ты мало стояла», – говорила мама. И на это я произносила свою коронную фразу: «Не вижу смысла».
Ведущий 1: А знаете ли вы зачем родителям нужны дети? Зачем матери (современной женщине) нужен ребенок? Зачем отцу ребенок?
(диалог).
Что движет женщиной и мужчиной, которые хотят ребенка? Мотивов может быть много, разнообразных и порой неосознаваемых. И эти мотивы, хотите вы того или нет, будут во многом определять ваше поведение, ваши оценки и ваши ожидания от ребенка.
ЗАЧЕМ МАТЕРИ РЕБЕНОК?
Для чего женщины рожают детей? Некоторые считают, что это предопределено природой, что существует «инстинкт материнства». Другие рассматривают рождение ребенка как высшее, духовное предназначение женщины, ее долг, осознание которого обязательно и само по себе является причиной стремления женщины рожать.
Еще относительно недавно для женщины не было альтернативы: замужество считалось «нормой» жизни, к которой все должны стремиться (и действительно стремились). А жизнь в браке автоматически предполагала рождение детей. «Старых дев» жалели, незамужних с детьми, осуждали. Бездетная же семья - это семья бесплодная, обязательно несчастная, сама переживающая свою бездетность как беду или наказание за грехи.
Сейчас ситуация резко изменилась. Во-первых, рождение ребенка вне брака не только не осуждается, но иногда даже становится осознанной целью. Во-вторых, появились семьи, сознательно отказывающиеся от рождения детей. Заметим, что бесплодные семьи по-прежнему считаются и сами себя считают обделенными и несчастными, и в данном случае имеются в виду только те, кто рожать может, но не хочет. Следовательно, ребенок уже не обязательное «сопровождение» брака, и тем более не всегда его цель.
- А как к этому относитесь вы? Как относитесь к незамужним женщинам с детьми?
Так зачем же нужен ребенок современной женщине? Рассмотрим с психологической точки зрения.
Исследования показывают, что здесь встречаются разные мотивы.
Основные из них следующие: -достичь желаемого социального и возрастного статуса (я- взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определенное положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
-удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь в жизни определенные вещи, без этого его жизнь не полная, не такая, как у других и т.п.);
-стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать - рожать детей, моих внуков, правнуков и т.п.);
-реализация своих возможностей (воспитать ребенка, передать ему свои знания, жизненный опыт, научить, и т.п.);
-компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
-решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна рожать и быть матерью, спастись от одиночества, обрести помощника в старости, поправить здоровье и т.п.);
-любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности, осознание того, что ребенок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.).
Конечно, в реальности присутствует большинство из этих мотивов, но каждый раз в разной пропорции и в разной иерархии. Кроме того, во время беременности и после рождения ребенка, а часто и в процессе его взросления, соотношение этих мотивов меняется, появляются новые, а некоторые могут исчезать (причем про них уже и не вспоминают). Все эти обстоятельства в наше время очень динамичны, они постоянно изменяются и создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия формирования мотивации рождения ребенка для каждой женщины.
- А как вы думаете зачем отцу ребенок?
ЗАЧЕМ ОТЦУ РЕБЕНОК?
Исследования показывают, что для отца ребенок, в первую очередь, «продолжатель» себя, его «Второе Я», причем это «Я» - желаемое («Я» такой, каким бы хотел быть в своих глазах и глазах других). Примешиваются и мотивы компенсации (того, чего мне не хватило в детстве), и реализация себя, как отца, защитника, воспитателя. Немаловажными являются мотив продолжение рода и потребность передать ребенку то, что знаю и умею. По крайней мере до рождения ребенка отцы менее склонны видеть в нем нечто самостоятельное, уникальное и стремиться именно это в ребенке поддерживать. В результате отцы более требовательны, выше и жестче «держат планку достижений». Эта их позиция, если она сочетается с уважением к поддерживающей индивидуальность ребенка позиции матери, оказывается весьма полезной. Такое отношение отца более интенсивно выражено к сыну, к дочке обычно относятся мягче, хотя основные тенденции сохраняются. После рождения ребенка отцы могут также вносить коррективы в свои установки, начинают усматривать в нем индивидуальные особенности и принимать ребенка не только как свое продолжение, но и как самостоятельную личность. Опять же, в отношении девочек это у них лучше получается.
Еще один вопрос, который очень важно понять – это то, какую роль родители, мама и папа, играют в жизни самого ребенка.
Психолог: Сайфуллина Гульнара Маратовна
ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ МАТЬ?
Этот вопрос, наверное, самый важный, но именно его реже всего задают себе родители.
- А как вы думаете?
На ранних стадиях развития (до рождения и в первые месяцы и даже годы после рождения) мать для ребенка - его мир, его Вселенная. Из этого «материала» ребенок строит самого себя и весь остальной мир (который «не-Я»). В психологии это называют «Рабочая модель «Я-Мир»». Именно рабочая. Мать - не просто источник удовлетворения потребностей ребенка, она именно средство и способ построения себя и представлений о мире. О том, каким этот мир является для меня, как он ко мне относится, что от него ждать. И эти функции матери в освоении ребенком мира все время изменяются, причем в сторону усложнения. Сначала ребенок полностью «сливается» с матерью, как бы используя ее для понимания себя, своих состояний, их оценки (что такое хорошо, и что такое плохо?). Этот процесс начинается еще в утробе матери, а закачивается только через несколько месяцев после рождения, но в некоторых отношения (например, освоении того, как относится к успеху и неудаче, в усвоении половой роли и т.п.) частично продолжается до конца детства и даже юности. Затем ребенок начинает «отделяться», и это тоже процесс постепенный и весьма сложный, а главное, «парциальный». Ребенок строит свою целостность как бы по частям, окончательно «собирая» себя только к юности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит до трех лет, но начинается уже в конце первого полугодия жизни. Именно в этом возрасте (до трех лет) основной фигурой, в которой воплощается Мир, и является мать. Позже ей «помогают» и другие. Однако, для того, чтобы отделиться (стать самостоятельной, целостной личностью), надо сначала создать то, от чего отделяться (целостность, единство себя и матери). Если процесс «объединения» не удался, то эта задача будет стоять перед человеком всю жизнь, тормозя процесс отделения (то есть достижения личностной зрелости). Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном.
ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ОТЕЦ?
- Как вы думаете, зачем ребенку отец?
В нашей культуре семья состоит из отца, матери и их детей, и роли обоих родителей в воспитании детей не одинаковы. Как и мать, отец нужен ребенку всегда, и в каждом возрасте «по-разному». Конечно, отца в любой его роли по отношению к ребенку заменить легче, чем мать, здесь шире возможность частично или полностью выполнить эту роль другим мужчинам в семье и вне семьи. Однако, сейчас мы говорим об отце «в общем». На первых этапах развития ребенка отец может брать на себя часть материнских функций, выполняя их, конечно, по-своему. Его собственная, отличная от матери, роль состоит в защите и охране единства матери с ребенком, обеспечения им уверенности, спокойствия, поддержки, психологического комфорта. Он как бы создает тыл, на фоне которого ребенок ощущает мир прочным и доброжелательным, а себя в нем спокойным и уверенным.
Несколько позднее отец становится эталоном социальных норм и правил, в нем воплощены функции «требователя», «оценщика», он поддерживает ребенка в стремлении этим правилам следовать. Не менее важна становится его роль защитника, причем в основном от внешних по отношению к семье влияний. Одновременно отец выполняет еще одну важнейшую функцию. Он способствует личностному становлению ребенка, его отделению от матери, извне их первоначальной общности признавая самостоятельность как матери, так и ребенка. Он становится «третьей силой», помогающей ребенку выстроить новый, раздельный с матерью, мир.
Для девочки отец - это тот, кто сначала ее любит, но по-другому, чем мать, а затем любит ее, «как маму». Ей важно, что бы отец видел и ценил в ней те же качества, которые, как она сама видит, он ценит в маме (женственность, кокетство, мягкость, и, конечно, материнство - способность рожать и воспитывать детей). В дошкольном возрасте девочка может ревновать отца к матери. Позднее она «примеряет» его образ на своих друзей и потенциальных партнеров. Разумеется, отец всегда остается для нее защитником и ценителем ее развивающейся женственности.
Таким образом, функции отца и матери для ребенка сначала почти одинаковые, затем начинают различаться, и чем дальше, тем больше. Однако, оба родителя нужны в любом возрасте. В семьях со взрослыми одного пола (это обычно женские семьи - мама, бабушка, сестры, тетки) родитель (чаще всего - мама) стараются выполнить обе роли, что невозможно. В том-то и суть, что ребенок может разобраться в мире и его «составляющих» только тогда, когда у каждого четко определены его роль, статус, особенности. В противном случае получается, что у ребенка нет ни полноценной матери, ни полноценного отца, а нечто среднее, чего в жизни на самом деле не бывает. Ясно одно. Ребенку родители абсолютно необходимы.
Любили тебя без особых причин (авт. В.Берестов)
Балунова Юлия: Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Ведущий 2: Среди вас есть мамочки, у которых есть дети. А знаете ли вы как воспитать ребенка успешным? Я приведу советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.
1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.
2. Учите оптимизму.
«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».
Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты.
3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.
Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.
4. Развивайте красноречие ребенка.
80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения. Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.
5. Учите ребенка иметь собственное мнение.
Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями.
Ведущий 1:
6. Приучайте к самостоятельности.
Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.
7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.
"Успешный человек – всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)
Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.
8. Учите ценить время.
Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время жизни. Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.
9. Приучайте ребенка к ответственности.
Успешные люди осознают, что только они несут ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит. Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере - всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.
10. Учите ставить цель и достигать её.
Необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.
Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил.
Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!
Ведущий 1. А знаете ли вы, что сколько бы вам не было лет, хочется ощущать себя ребенком. И пока живы наши родители, бабушки, дедушки в нашем сердце живет детство! Берегите своих родителей бабушек и дедушек, не скупитесь на слова любви. Мы с вами тоже будущие мамы, бабушки….
Грубина Мария читает стих «Когда я стану бабушкой».
Ведущий 1. Все мы родом из детства… А ведь казалось в детстве и снег белее и конфеты слаще, и Новый год интереснее … Правда? А ведь просто мы перестали радоваться обыденному: смотреть на звезды, смотреть, как падает листва или снег хлопьями и радоваться этому, лепить снеговиков и верить в чудо.
В детство можно попасть лишь в своих воспоминаниях и снах. А чтоб вспомнить свое детство нужно совсем немногое – это открыть семейный альбом.
Просмотр слайдов с детскими фотографиями учащихся.
Ведущий 2. Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Звучит песня «Детство, детство ты куда бежишь». (исп. Ю.Шатунов)
Ведущий 1: Детство - это время, когда сбываются мечты, когда тебя любят и рядом находятся самые дорогие тебе люди. Детство - это самая счастливая пора в жизни каждого человека. Это что-то такое удивительное, радостное, потрясающее...
Взрослея, не переставайте радоваться яркому солнцу и каплям дождя, цветению цветов, конечно же, улыбке мамы и папы, и жизнь ваша останется такой же яркой, как и в детстве…
Мне б хотелось пожелать вам, чтоб этот год, проведенный в лицее, был в вашей жизни так же ярким событием…
Спасибо всем за участие.
Приложение 1
Выборочные фотографии из презентации «Все мы родом из детства»
Приложение 2
Выступление психолога Сайфуллиной Г.М.
Учащиеся рассказывают яркие воспоминания из детства
Используемые источники:
Глaвы из книги Г.Г.Филиппoвa, Е.Ю.Пeчникoвa, Е.И.Зaхapoвa «Бepeмeннocть. Кoнcyльтaции aкyшepa-гинeкoлoгa и пcихoлoгa» http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=527Цитаты известных людей: Л.Утяшевой, Д.Билана, Е.ПлющенкоСтих Г.Д.Головиной «Все мы родом из детства»