Урок по математике на тему Действия с десятичными дробями (5 класс)
Урок математики в 5 классе.
Тема: «Действия с десятичными дробями»
Учитель математики высшей категории
МБОУСОШ №28 г. Пензы
Чепыжова Л. К.
Цели урока:
1. Образовательные:
закрепление знаний о правилах действий с десятичными дробями и применение их при решении примеров и задач;
показать прикладную и практическую направленность математики;
формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
2. Развивающие:
формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления, смекалки;
3. Воспитательные:
воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности (Цели: актуализировать требования у ученику с позиций учебной деятельности, создать условия для внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность)
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы повторим правила действий с десятичными дробями и увидим, где применяются знания математики. Этот урок я назвала «Один день из жизни пятиклассника». Мы с вами посетим большинство уроков и убедимся в том, что знания математики необходимы на каждом уроке.
Эпиграфом я взяла слова Крылова Алексея Николаевича (1863-1945).
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
Крылов А. Н. - выдающийся русский советский математик, кораблестроитель, заслуженный деятель науки и техники, академик, Герой Социалистического труда (слайд №1)
Вначале, гимнастика для ума - устный счет (цель: организовать повторение правил действий с десятичными дробями).
Отгадайте название домашнего животного (интерактивная презентация)
34 + __ =100 (66)
100 - __ = 72 (28)
__ + 6,8 =10 (3,2)
__ + 4,7 =11 (6,3)
1,7 + 2,6 =__ (4,3)
3,26 – 0,1 =__ (3,16) Сформулируйте правило вычитания и сложения дробей.
0,2 ∙ 0,3 = __ (0,06) Сформулируйте правило умножения дробей.
__ : 4 = 8,4 (2,1)
__ : 5 =1,5 (7,5)
Молодцы!
Этап закрепления материала. (Цели: организовать закрепление учениками знаний о правилах действий с десятичными дробями и применение их при решении примеров и задач; показ прикладной и практической направленности математикиИтак, урок литературы (слайд № 2)
Сейчас мы с вами изучаем десятичные дроби. А вот о том, как важна точность в расчетах с десятичными дробями, вы узнаете послушав стихотворение “Три десятых” В.П. Лившица (читают ученики):
Три десятых.
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя ЖигалинЖертва вечных придирок, - он снова провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
-Просто мне не везет. Просто я неудачник!-
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых,
Это сущий пустяк, и к нему безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых. И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете
Архитектор немного ошибся в расчете _
Чтоб случилось ты знаешь, ли Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека.
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи - не права ли, была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Учитель: И нам, ребята, нужно уметь правильно и быстро выполнять действия с десятичными дробями.
Следующий урок – урок русского языка (слайд № 3)
Ученики 5А класса писали домашнее сочинение « Зачем нужна математика». Вот несколько отрывков из этих работ (несколько учеников зачитывают свои сочинения).
Урок истории (слайды № 4-5)
В этом году отмечается 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Один из классных часов был посвящён блокаде Ленинграда.
Ленинград оказался полностью блокированным фашистами 8 сентября 1941года. 27 января 2015 года исполнился 71 год со дня прорыва блокады города-героя - Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев. Рабочие получали лишь по 14 кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по 18 кг =? г. Найдите величину нормы хлеба в граммах.
Урок биологии слайд № 6)
Для изготовления прямоугольного аквариума длиной 40 см, шириной 25 см и высотой 30 см использовали стекло. Найдите площадь поверхности стекла.
𝑆=2∙40∙30+2∙25∙30+40∙25=4900 (см2)
Урок физкультуры
Физкультминутка (слайд №7)
(Цель: Удержать умственную работоспособность детей на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых для учеников). Урок природоведения(слайд №8)
Наступила весна. Отопительного период заканчивается при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град.
Задача:
Найти среднесуточную температуру наружного воздуха. Можно ли заканчивать отопительный сезон?
(10+8+7,5+9+16+14,5+10+11) : 8=86 : 8 = 10,75 ( град.) - среднесуточная температура воздуха.
Ответ: отопительный сезон можно заканчивать.
Урок технологии
Задача №1 (слайд № 9)
Рассчитайте ширину фартука по формуле ТТ1 = Об : 2+ Пш, если известно, что ТТ1 - ширина фартука, Об (обхват бедер)= 75 см, Пш - прибавка по ширине равна 110 обхвата бедер.
75:2 = 37,5(см) – полуобхват бедер
75 : 10 ∙ 1 = 7,5(см) - прибавка по ширине
37,5 + 7,5 = 45(см) - ширина фартука
Ответ: 45 см.
Задача №2 (задача на смекалку) (слайд № 10)
Если яйцо нужно варить 7,5 минут, то сколько времени потребуется чтобы сварить 6 яиц?
Ответ: 7,5 минуты.
Урок физики (слайд №11)
У вас пока нет еще уроков физики, но и там десятичные дроби широко применяются.
Сообщения учеников:
Дробь 0,001 очень мала. Например, 0,001 с. Звук в воздухе за это время распространяется на 33 см, а пуля, которая летит со скоростью 700-800 м/с, пролетит 70 см. Земной шар перемещается на 30 м, даже комар успевает за это время взмахнуть вверх и вниз своими крылышками.(1-й ученик)
Дробь 1/1000000: Эта дробь ещё меньше. Но для современного физика 0,000001 с - это не маленький промежуток времени. Так световой луч 300 м «пробегает» со скоростью 300 000 км/с за 0,000001 с (2-й ученик)
Миллиметр – 0,001 м. Он примерно вдвое меньше толщины спички. Для измерения размеров бактерий и других мелких предметов миллиметр чересчуркрупен. Микрон – 0,000001 м или 0,001 мм. Микрон в 1000 раз меньше миллиметра. Так, красные кровяные тельца, которых в капле крови около десяти миллионов, имеют длину 7 микрон и толщину 2 микрона. Невооружённым глазом их не увидеть. Можно рассмотреть только под микроскопом(3-й ученик).
Домашнее задание (слайд № 12)
Составить и решить три задачи с практическим содержанием.
Итог урока. (Цель: организация рефлексии и самооценки учащихся собственной учебной деятельности).
Притча:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Оцените каждый свою работу за урок.
-Кто работал так, как первый человек, изобразите в конце классной работы «…».
-Кто работал добросовестно - «!?».
-Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний» - «!».
Желаю вам быть увлеченными математикой и стремится постичь все ее тайны и законы.
А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:
Дроби всякие нужны, дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
Спасибо за урок!