Урок музыки на тему Все мы родом из детства 4 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 54
г.о. Тольятти
Социальный проект
по Мировой художественной культуре
«Все мы родом из детства»
Выполнила ученица 11 А класса
Хайкина Евгения
Руководитель проекта учитель МХК
Мура С.Ю.
Тольятти, 2011
«Все мы родом из детства».
(Обряды и обычаи, связанные с периодом детства).
Содержание
Вступление
Образный язык колыбельных песен
Пестушки
Потешки
Вывод
Цели:
восстановить утраченный пласт национальной русской культуры ;
доказать необходимость восстановления культуры семьи и навыков родительского поведения;
укреплять посредством экскурсий в музее многовековые традиции народа.
Задачи:
представить традиции, обряды и обрядовую поэзию как непреходящую ценность, которая сохранилась до наших дней;
дополнить и обогатить современную культуру знаниями обычаев и обрядов прошлого;
возрождать духовно-нравственные традиции народа.
Практическая значимость.
Использование материалов для экскурсий в школьном музее «Возрождение».
Актуальность.
В современном обществе, когда разрушается преемственность поколений, очень важно сохранить традиционную семейную культуру, на что и направлена наша исследовательская работа. Собирая детский фольклор, мы решили создать экскурсию на его основе, рассчитанную на контингент учащихся 5-7 классов, а также их родителей.
Введение.
Жизнь человека и общества в целом всегда подчинялась тем же законам, которые управляли миром. Вечный круговорот жизненных форм, неизбежность смерти и рождения, разрушения и возрождения – эти идеи лежали в основе осмысления этапов человеческой жизни, смены поколений. В этой системе взглядов предки и потомки составляют некое единство, где дети рассматриваются как вернувшиеся на землю предки. Младшие поколения наследуют как телесные, так и духовные качества живых и давно умерших прямых родственников.
Дети – творенье Божье. В силу своей малости, неразумности они чисты, безгрешны, сохраняют небесные свойства души (ангельские души, ангелочки – часто говорили о детях), не обременены греховностью земного мира. В фольклоре всех народов есть сказки, предания, былички о мудрых детях, об их вещих способностях, ясновидении, умении отгадывать «философские» загадки.
Значительную роль в воспитании и формировании личности в прошлом играли малые жанры фольклора: колыбельные песни, сказки, загадки, потешки и др. В традиционной культуре материальное и духовное представляли собой неразрывное целое. Предметный мир ребенка был опоэтизирован, одухотворен, пропитан сакральным смыслом. Так, практические атрибуты детства (колыбель, стоюнок, игрушки) активно включаются в контекст мифопоэтических представлений. Формирование самосознания ребенка закреплялось и поддерживалось с помощью обрядов.
Образный язык колыбельных песен русского народа.
Язык есть самая живая, самая обильная
И прочная связь, соединяющая
Отжившие, живущие будущие
Поколения в одно великое,
Историческое, живое целое.
К. Д. Ушинский
Одной из проблем современного общества является не стабильность современной семьи: разводы родителей, утеря связей и взаимопонимание между поколениями, не выполнение родительского долга по воспитанию детей, аморальное поведение членов семьи и т.д. это связано с рядом причин (экономических, социальных) в том числе утраты национальных традиций которые формировали нравственность и опыт отношений между членами семьи, семейные ценности. Колыбельная песня – это психологическая связь между матерью и ребенком, которая в современном обществе утрачена, по причине отсутствия преемственности поколений.
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования.
Первые слова, с которыми сталкивался ребенок, приходя в этот мир, - это речь матери, ее ласковый говор, колыбельная. Колыбельная песня предназначалась не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, - она была исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка» - говорит К.Д. Ушинский. Именно с этой позиции мы и рассмотрим «поэзию пестования» или «материнскую поэзию». Колыбельные песни возникли, скорее всего, еще на заре человечества; своими корнями они уходят в глубокую древность. Свидетельством древнего происхождения колыбельных песен служит частое употребление в них антропоморфных (т.е. человекоподобных) мифологических образов – СНА, ДРЕМЫ, УГОМОНА, УПОКОЯ.
Уж ты глазоньки зажми,
Угомон тебя возьми.
Песнь матери встраивались в ритм звуков и движений: мирное покачивание люльки, монотонный звук, веретена, поскрипывание шеста. В народе сохранилось еще одно название материнской песни – «байка», происходящее от глагола «байкать» (баюкать, укачивать, усыплять). Ребенок в младенческом возрасте еще не мог понять содержания песни, ее смыслового значения, и тогда главным становился звуковой «образ» песни, который создавался мелодией звучания колыбельной. Круг опоэтизированных образов в песнях был достаточно узок и соответствовал объектам ближайшей среды – тому, что младенец мог видеть, слышать, осязать. Это были он сам, мать, отец, бабушка , дедушка, котик, гули, домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и т. Д. Через колыбельную матери ребенок знакомился с окружающим миром,
Колыбельные первых дней и месяцев жизни ребенка сплошь состоят из существительных и глаголов, т.к. в песнях использовалось лишь то, что ребенок может воспринять: предмет и действие.
Я качаю, зыбаю
Пошел отец за рыбою,
Мать пошла мешки таскать,
Баушка уху варить,
Баушка уху варить, а дедушка свиней манить.
Различного рода повторы словосочетаний, слогов, отдельных слов были рассчитаны на запоминание словесной информации.
В «байках» употреблялись уменьшительно – ласкательные суффиксы, с помощью которых выражалось субъективное отношение говорящего.
Употреблялись формы – не волк или волчище, - а волчок; не лес, - а лесок.
Баю – баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И утащит за бочок.
И утащит за бочок,
И потащит во лесок,
И потащит во лесок
За малиновый кусток
Кустик затрясется –
Ванюша засмеется.
Сюжет колыбельной пугает, а поэтическая форма смягчает испуг.
Колыбельные пелись не только в младенчестве. Но и для детей постарше. И тогда песни превращались в драматические действа, знакомившие в художественных образах с такими человеческими качествами, как трусость и храбрость.
Посредством таких колыбельных ребенка приобщали к художественному миру, к искусству слова.
Баю – баюшки – баю,
Слушай сказочку мою.
Как воздумал дубовик, да под дубом сидючи,
На все грибы глядючи,
Грибов приглашаючи,
Всех войной воевать
Отказалися опенки:
«У нас ноги очень тонки,
Неповинны мы тому,
Мы нейдем на войну».
Отказалися волнушки:
«Мы де старые старушки.
Неповинны мы тому,
Мы нейдем на войну»
И лишь смелые грузди
Всем ответити смогли:
«Мы ребята дружны,
Давайте в руки нам ружьи,
Мы повинны тому –
Мы пойдем на войну!»
Чем смешнее и нелепее был обрисованный мир, тем значительнее и ценнее в глазах ребенка был мир правильный. Учить от обратного – в этом эффект колыбельных песен. Таким образом, язык и образы колыбельных песен были универсальным средством для всестороннего развития.
Конечно, сегодня трудно себе представить, как пелись колыбельные песни в старину, в наши дни этот уникальный словесный жанр, как и многие «жемчужины» народного творчества, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль!
«Не от еды дитя растет, а от радости», - гласит народная пословица, и эту радость несло материнское слово, пропитанное поэзией любви и заботы, нашедшее свое отражение в колыбельной песне.
Светлячок
Спит мышонок, спит жучок,
Спят в кроватке дети,
Только крошка светлячок
Летней ночью светит.
Светлячок, скажи, зачем
В сумерках светиться?
Почему тебе совсем
В поздний час не спиться?
Отвечает светлячок:
«Огонек мой нежный
Светит будто маячок
В темноте кромешной
Чтобы в этот час ночной,
Кто с дороги сбился,
Поскорей пришел домой
И не заблудился».
Спит мышонок, спит жучок,
Спят в кроватях дети,
Только крошка светлячок
Летней ночью светит.
Баю-баюшки-баю Баю-баю-баю-бай
Во лазоревом краю Ты собаченька не лай,
Солнце село, скрылось прочь, Белолапа не скули,
День угас, настала ночь. Мою дочку не буди
Тишина в лесах, лугах, Она у нас маленька
Звезды ходят в небесах Чуть по выше валенка,
И дудит им во рожок В лапти обуется,
Ясный месяц пастушок. Как пузырь надуется.
Он дудит, дудит, играет
Сладко песню напева
Да не громкая она
Только звездам и слышна.
Колыбельная
Заснули игрушки-
Волчки и петрушки.
Давно на дворе уже ночь.
Сыночку Илюшке
На жаркой подушке
Не спится. Ну, как же помочь?
На полках спят книжки,
Под полом спят мышки.
И только часы на стене,
Уставшие к ночи,
О чем-то бормочут,
Наверное, ходят во сне.
Уткнувшись носами
В брюшко своей маме,
Котята на коврике спят.
Укрывшись хвостами,
С большими усами,
Мурлычут они и сопят.
В саду дремлет пони
В цветастой попоне.
Устал он, катая детей.
Спят взрослые кони,
Им снятся погони
Задорного ветра быстрей.
На дальней опушке,
В лесном сараюшке,
Как только стемнело вчера,
Уснули индюшки,
И толстые хрюшки
Похрапывают до утра.
Качаясь, спит чутко
На озере утка.
Камыш осторожный умолк.
Забывшись сном жутким,
С голодным желудком
В далеком бору дремлет волк.
В гнезде спит кукушка
Пока я на ушко
Нашептывал сыну, как мог,
Про спящих зверюшек,
Забылся Илюша,
Уснул наконец-то сынок.
Колыбельная тигрицы
Спи, тигренок, мой усатик,
Засыпай скорей.
Спит уже твой старший братик
В сумраке ветвей.
Спи, малыш, прижмись
К маминой щеке.
Далеко за камышами
Крокодил в реке.
Вырастай большого роста,
Толстолапый, длиннохвостый,
С крупной головой.
Полосатик мой,
Под банановой листвою
В травке мягко спать,
Буду я всю ночь с тобою,
Буду охранять.
Я не дам тебя в обиду
Ну-ка, муха, кыш!
Ты хотя и тигр с виду,
Все еще малыш.
Пестушки.
Всякая пестушка одновременно решала три задачи – развивала ребенка физически, учила его последовательно мыслить и дарила радостные эмоции.
По форме пестушки представляют короткий стихотворный напев, имеющий характерную «воркующую» мелодику.
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толсунюшки,
А в ручку фатюнюшка,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Четкая ритмика пестушки передавалась ребенку, создавая у него веселое настроение. Обучение ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
В народе сохранялась убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей. Так, родные по-своему «помогали» ребенку – брали нож и делали вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называлось «разрезать путы» и делалось для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить. Кроме того, ребенка ставили в пророщенный овес либо вели по полю, посыпая под ноги конопляное семя. Сила растений, верилось, должна была ускорить процесс обучения ходьбе. При этом обряде исполнялась пестушка:
Дыбок, дыбок!
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок.
Освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:
Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты
Потешки.
Потешки помогали малышу познавать окружающий мир.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнения потешки были направлены на создание яркого, положительно окрашенного эмоционального фона, необходимого для познания мира.
Ай тата, тата, тата,
Пожалуйте решета –
Мучки посеять, пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки
Испечем блинка –
Покормить сынка!
Хорошо известные сегодня потешки «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона» так же, как и предыдущая потешка предназначались для развития навыков движения. В игре ребенка закладывался первичный словарный и понятийный запас, память на фонетику, на точное восприятие и произнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка.
Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки – булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки – булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки – коринки.
Вывод:
Колыбельные песни, пестушки, потешки комплексно и разнонаправлено воздействовали на ребенка, формировали его восприятие, память, развивали речь, создавали предпосылки для познания мира;
Общение через детский фольклор развивало умственные, коммуникативные способности детей;
Обрядовая поэзия способствовала формированию этнического самосознания, системы традиционного воспитания.
Колыбельная песня формирует духовное единение матери и ребенка.
Библиография
Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. Москва. «Россия». 1998г.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1996г.
Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в.М. 1996г.
Максимов С.В. Русские: семейные и общественный быт. М., 1989г.
Информативные сказки.
Информативны сказки, знакомили ребенка с человеческими качествами и окружающим миром.
· Гуси вы, гуси, Как у нас козел
Красные лапки! Что за умный был:
Где вы бывали, Сам и по воду ходил,
Что вы видали? Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
· Мы видали волка:
Унес волк гусенка,
Да самого лучшего, Из-за лесу, из-за гор,
Да самого большого! Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
· Гуси вы, гуси, Жена на коровке,
Красные лапки! Дети на телятках,
Щипните вы волка - Внуки на козлятках.
Спасайте гусенка!
Свинка Ненила Лиса по лесу ходила,
Сыночка хвалила: Громким голосом вопила.
· То-то хорошенький, Лиса лычки драла,
То-то пригоженький: Лиса лапотки плела:
Ходит бочком, Мужу двое, себе трое
Ушки торчком, И детишкам по лаптишкам!
Хвостик крючком,
Нос пяточком!
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415