Урок математики 3 класс КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 9 Конкретный смысл умножения и деления(учебник, с. 17–18; рабочая тетрадь, с. 8)
Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений понимать конкретный смысл умножения, заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, сравнивать произведение двух чисел с суммой нескольких одинаковых слагаемых; создать условия для обучения составлению задачи по краткой записи (рисунку)
Тип урока Закрепление знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать математическую терминологию при чтении и записи математических выражений, различать суммы с одинаковыми и разными слагаемыми, объяснять, что означает каждое число в записи двух чисел со знаком умножения, составлять задачи по кратким записям.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://детинн.рф/zanimatelnye-zadachi-s-otvetami
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины Умножение, произведение
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час! Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, линейки) Фронтальная, индивидуальная К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами.
Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания. Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях. Показывают выполненную домашнюю работу. Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, классификацию, сери-ацию, извлечение необходимой информа- Устные ответы,наблюдения учителя, вы-
2. Целеполагание. – Откройте учебник на с. 17–18, определите тему и цель урока. Формулируют тему, цель урока. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
3. Устный счет. Игра «Расшифруй слово».
– Решите примеры, запишите их ответы в порядке убывания и расшифруйте слово. (На доске запись примеров.)
П 20 + 70 А 36 + 40
Н 60 – 40 И 57 – 7
В 50 + 4 Ь 97 – 70
Л 49 – 4
Р 32 + 46
О 69 – 60
Слово: правильно. Выполняют задания. ции из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие.
Р – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении учебной задачи.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать полненные задания
– Сравните:
4 дм 1 см … 4 дм 8 см
7 дм 5 см … 8 дм 1 см
2 дм 6 см … 26 см
8 дм … 18 см – Подумайте и скажите:
Что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
На каких деревьях вьют свои гнезда страусы? Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
На столе лежат 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
Кто громче рычит: тигр или буйвол? в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,трудолюбием 4. Повторение смысла умножения. № 1.
Предлагает рассмотреть примеры из левого столбика. – Рассмотрите суммы и скажите, чем они похожи.
– Примеры на сложение одинаковых чисел можно заменить примерами на умножение. Посмотрите внимательно еще раз на примеры на умножение в правом столбике. Соотнесите пример на сложение с примером на умножение. – Эти суммы состоят из одинаковых слага-емых.
Соотносят примеры. – Объясните, что означает каждое число в записи со знаком умножения: 2 · 8. – Число 2 означает, какое число бралось слагаемым, а число 8 означает, сколько раз оно бралось.
Далее дают аналогичные объяснения. № 2.
– Прежде чем поставить нужный знак, необходимо левую часть записи заменить умножением. Еще раз проверить, Выполняют заданиес комментированием. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
какое число бралось слагаемым и сколько раз. После этого посмотреть на правую часть и выяснить, какое там число бралось слагаемым и сколько раз, а затем поставить знак. № 3.
– Выполните задание. Рассмотрите рисунки на полях учебника и объясните, почему верны равенства. Выполняют с комментированием. Формулируют
вывод:
– От перестановки множителей произведение не меняется. Физкультминутка Организует проведение физкультминутки Выполняют движения согласно инструкции учителя III. Практическая деятельность 1. Решение задач. № 4.
– Рассмотрите рисунок. Кого вы там видите?
– Составьте по рисунку задачу, чтобы она решалась умножением. Выполняют совместно с учителем.
– В 4 гнездах сидели по 2 птенца. Сколько всего птенцов в этих гнездах? Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, сериацию, классификацию, поиск необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; Устные ответы, записи в тет-ради
Учитель вместе с учащимися записы-вает на доске условия и решение.
1 гнездо – 2 п.
4 гнезда – ? п. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Решение:
2 · 4 = 8 (п.) – всего.
Ответ: 8 птенцов всего. строят логические цепочки рассуждений, доказательства.
Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции.
Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело – Составим и решим 2 обратные к ней задачи.
4 гнезда – 8 п.
1 гнездо – ? п.
Решение:
8 : 4 = 2 (п.) – в 1 гнезде.
Ответ: 2 птенца в 1 гнезде. – 8 птенцов рассадили в 4 гнезда поровну. Сколько птенцов в каждом гнезде? Всего – 8 п.
1 гнездо – 2 п.
Гнезд – ? шт.
Решение:
8 : 2 = 4 (шт.) – всего.
Ответ: 4 гнезда всего. – 8 птенцов рассадили по 2 в каждое гнездо. Сколько гнезд получилось? № 5.
Аналогичная работа. 2. Самостоятельная работа. – Самостоятельно выполните задание № 6. В парах по краткой записи самостоятельно со-ставляют задачи и решают их с последующей проверкой. 3. Работа в тетради – В рабочей тетради выполните задания № 1–2, с. 8 Выполняют задания Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
на печатной основе. 4*. Задания из электронного при-ложения к учебнику IV. Итоги урока. Рефлексия деятель-ностиОбобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Что сегодня вспомнили, повторили?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
– Как оцениваете деятельность класса? Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы
V. Дома-шнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Рабочая тетрадь, с. 8, № 3–4 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебные задачи